Posted 15 августа 2022, 07:45
Published 15 августа 2022, 07:45
Modified 2 марта 2023, 14:39
Updated 2 марта 2023, 14:39
Давление властей на малый бизнес — а нестационарные торговые объекты это те самые «малыши», которые кормят семью и пару сотрудников, платят налоги и обеспечивают людей товарами первой необходимости —проявляется буквально во всём. Это и строго фиксированные требования к внешнему виду киосков, когда лишняя реечка в обшивке может привести к огромному штрафу. Это и сокращение мест для размещения НТО — все помнят многолетнюю борьбу властей с цветочниками на Комсомольском проспекте.
Власти уже традиционно устанавливают по отношению к торговым киоскам всё новые и новые ограничения. Сначала чиновники сократили в три раза количество продуктовых киосков и павильонов на муниципальной земле, а потом взялись за частную. Прежде была попытка установления полного запрета на размещение киосков на придомовой территории, однако такой запрет Конституционный суд России признал незаконным. Теперь от предпринимателей требуют вложить миллионы рублей в новые типовые киоски и павильоны, пугая владельцев павильонов и киосков большими штрафами и взысканиями (до 10 тыс. рублей в день). В некоторых случаях перед входом в действующий торговый павильон чиновники просто устанавливают забор.
Казалось бы, при размещении торговых киосков на придомовой территории ТСЖ снижает расходы собственников дома на обслуживание жилья (за счет платежей владельца НТО за аренду земли), предприниматель получает возможность вести торговлю в месте с гарантированным потоком покупателей, а люди получают возможность покупать свежие продукты и другие товары повседневного спроса непосредственно рядом с домом. Но такой подход уже на протяжении многих лет не устраивает местных чиновников (читай, мэрию) — власти под разными предлогами продолжают оказывать давление на малый торговый бизнес.
«Раньше у нас на Глеба Успенского на территории нашего ТСЖ были Кудымкарские продукты, напротив у школы — овощи и Бардымские пельмени, мед, чак-чак, — рассказывает Светлана Викторова, — Мы постоянно покупали свежее молоко и хлеб из Коми-Пермяцкого округа, продукты с юга Прикамья. Сейчас я даже не знаю, где купить это. В сетях почти все продукты привозные. Какое тут «покупай пермское», о какой поддержке местного производителя, предпринимателя можно говорить, все киоски убрали, людей даже не спросили».
Как говорят предприниматели, НТО — это не просто ларёк, это реальный малый бизнес, сам себе работодатель, организатор рабочих мест, плательщик налогов. Самозанятые и предприниматели — это как раз те люди, которые фактически в наше непростое время обеспечивают свою семью и нескольких работников доходом, платят налоги и поставляют товары первой необходимости от местного производителя по низким ценам (у них нет таких больших торговых наценок как у крупных торговых сетей). Сейчас малый бизнес в торговле включает в себя и социальную составляющую: в основном работники малоформатной торговли – это люди пенсионного возраста, иногда киоск — это семейный и единственный источник дохода для целой семьи.
«Например, там, где всегда покупатели привыкли на Крохалева приходить за молоком и мороженым, власти в городской схеме размещения НТО установили товарную специализацию «мясопродукты». Предприниматель, который там работал больше десяти лет, знает, что здесь на продаже колбасы он и на оплату электроэнергии не заработает, остается только закрываться», — рассказывает владелец павильонов Светлана Мерзлякова. Она говорит, что после 1 января только идти в службу занятости и осталось — бизнес просто взяли и уничтожили.
Еще в 2021 году председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение о неотложных мерах по поддержке МСП в сфере торговли. В документе речь шла об устранении избыточных административных барьеров в мелкорозничной торговле. В том числе, премьер-министр рекомендовал региональным властям обеспечить максимальную доступность торговых точек для покупателей, в том числе нестационарных. По мнению российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова, «нельзя удалять законно стоящие НТО под предлогом благоустройства, дорожных работ и других «благих дел», когда истинная причина заключается в переделе рынка».
Но, видимо, для пермских чиновников указание федерального центра о поддержке НТО — пустой звук. Начиная с осени прошлого года районные администрации нашего города выписали более 500 административных штрафов предпринимателям, работающим на частной земле, за несоответствие внешнего вида существующих киосков типовым эскизам НТО. Правда, потом оказалось, что все штрафы, на которые предприниматели подали жалобы в суд, были отменены судами, то есть оказались незаконными. Однако большинство предпринимателей не имели возможности нанять юриста для оспаривания штрафа, и в этом случае штраф вступал в силу.
Этим судебные разбирательства не закончились. Сейчас районные администрации Перми подали в суды суммарно более 100 исков с требованиями о приведении существующих НТО, расположенных на частных землях, в соответствие с фиксированными типовыми проектами павильонов и киосков. Так, например, торговый киоск по типовому проекту должен быть площадью либо 6 кв. м либо 9 кв. м, малейшее отступление от этих параметров не допускается. Выполнить такое требования для существующих НТО в большинстве случаев невозможно, хотя бы потому, что существующий киоск площадью 5 кв. м невозможно превратить в типовой киоск площадью 6 кв. м, а существующий торговый павильон площадью 15 кв. м невозможно превратить в типовой павильон площадью 30 кв. м.
По сути требования районных администраций в судах сводятся к необходимости демонтировать существующие киоски и заменить их на абсолютно новые, типовые. А изготовление новых типовых НТО требует затрат от 400 тысяч до миллиона рублей, что в сложившейся экономической ситуации не по карману субъектам малоформатного бизнеса.
Как заявил замглавы Перми Виктор Агеев на встрече с предпринимателями в администрации Мотовилихи: «О чем мы спорим, есть типовые проекты, правила их размещения содержат исчерпывающий список. У нас был мораторий, но давайте признаем, что мы не наблюдаем особенно на частных территориях, какого-то движения по изменению облика НТО по типовому проекту. Все, они отслужили и должны закончить свою жизнь».
Предприниматели в свою очередь поясняют, что в Перми для НТО на придомовых территориях никакого официального моратория на штрафы не было: до октября 2021 года городские и районные чиновники утверждали, что размещать НТО на придомовых территориях в принципе нельзя, а с октября 2021 года начал действовать краевой закон, который разрешил размещать торговые павильоны и киоски на придомовых территориях, но одновременно с этим установил штраф за любое, даже малейшее несоответствие внешнего вида ранее установленных НТО типовым эскизам (в том числе за несоответствие по размерам).
«Требовать от предпринимателей существенных денежных вложений в кардинальное обновление внешнего вида НТО можно только при гарантии от властей, что размешать НТО на этих территориях разрешается, и что эта возможность не будет отменена в ближайшие годы (то есть если будет дана гарантия стабильности существования бизнеса). А пока происходит наоборот. Одной рукой власти пытаются запретить торговым киоскам и павильонам размещаться на частной земле (придумываются дополнительные требования, зачастую неисполнимые, без выполнения которых размещать НТО на придомовой территории запрещается), а другой рукой власти требует от предпринимателей вложить миллионы рублей в обновление внешнего вида НТО, полностью заменить размещенные в настоящее время НТО на абсолютно новые, типовые. Это абсурд. Ни один предприниматель не вложит такие значительные деньги в постройку нового киоска (выполненного по типовому эскизу), пока не получит гарантии, что его не прогонят, не снесут, не запретят в ближайшие несколько лет», — говорит руководитель Пермского регионального отделения Ассоциации малоформатной торговли Сергей Зекунов.
В ответ на действия властей владельцы НТО подали в краевой суд свой иск — требуя признать, что установление строго фиксированных обязательных и безальтернативных параметров (размеров) НТО является незаконным.
По сути, в 2017 году, с момента сокращения числа НТО на муниципальной земле в три раза, и началось противостояние между малым торговым бизнесом и властью. С 2019 года, после введения строго фиксированных требований к внешнему виду НТО, ситуация усугубилась. Предприниматели предлагали свои варианты обновления внешнего вида своих торговых объектов (в том числе вариант модернизации существующих киосков для приведения их в стилистическое единообразие с типовым эскизом) и готовы договариваться о постепенной поэтапной замене существующих НТО на новые, с учётом реальных финансовых возможностей и непростой экономической ситуации в стране. Однако власти пока уклоняются от поиска компромисса по этим вопросам и предпочитают действовать с позиции силы.
Вся эта уже пятилетняя борьба предпринимателей в буквальном смысле за выживание в результате приводит, как минимум, к трём негативным эффектам. Во-первых, те, кто должен развивать собственное дело, создавать рабочие места и увеличивать налоговые выплаты, вместо решения своих профессиональных вопросов и повышения качества услуг на протяжении нескольких лет тратят время, силы и деньги на постоянное доказывание своей правоты в судах. Наименее стойкие — просто закрывают свой семейный бизнес, тысячи горожан теряют работу и доход. Во-вторых, жителей нашего города лишают возможности приобретать свежую выпечку, спелые фрукты, фермерскую продукцию по умеренным ценам и в режиме так называемой шаговой доступности (рядом с домом, с работой). В-третьих, время и возможности сотен городских и районных чиновников абсолютно безрезультативно тратятся на придумывание новых барьеров для субъектов нестационарной торговли, вместо решения множества существующих в городе неотложных проблем.
Возможно, конец этому противостоянию всё-таки положат решения судов по новым искам. Не исключено также и то, что со временем местные чиновники прислушаются к указаниям федеральных властей и откажутся от силового решения вопросов в сфере нестационарной торговли.