Posted 25 августа 2022,, 04:35

Published 25 августа 2022,, 04:35

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Формальный ритуал или реальная помощь? Полярные мнения — о советниках по воспитанию ваших детей в школе

Формальный ритуал или реальная помощь? Полярные мнения — о советниках по воспитанию ваших детей в школе

25 августа 2022, 04:35
Фото: 1MI
Во всех школах Перми с 1 сентября будут работать советники директоров по воспитанию. Об этом замглавы администрации города Алексей Грибанов заявил 23 августа на заседании Пермской гордумы. Главной задачей советников заммэра назвал вовлечение школьников в молодежные организации.
Сюжет
Школа

Подготовка через конкурс

Подготовку будущие советники проходят не сейчас, как написали многие пермские СМИ, а уже прошли. Еще 21 февраля вышло постановление Правительства РФ о внесении должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в перечень должностей педагогических работников.

Отбор будущих «воспитателей из школы» проходил в рамках всероссийского конкурса «Навигаторы детства 2.0» с апреля по июль 2022 года. Конкурсный отбор из 45 тыс. человек, подавших заявки, прошли более 28 тыс. человек, из них почти 500 специалистов из Пермского края, сообщали в региональном минобре. Все они включены в кадровый резерв советников директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями.

Прикамье участвует во второй волне пилота проекта вместе с еще 34-мя регионами. Напомним, во всех школах России советники появятся лишь через год.

Интересен срез претендентов на новую должность. Из 45 тыс. заявившихся более 41 тыс. заявок подали женщины и порядка 3,5 тыс. мужчин. В текущей занимаемой должности лидерами по подаче заявок стали учителя (более 27 тыс. заявок), педагоги-организаторы (2,7 тыс.) и заместители директора по воспитательной работе (2,4 тыс.). По уровню образования более 35 тыс. кандидатов имеют высшее, 6,3 тыс. человек — среднее специальное, 1,8 тыс. — неоконченное высшее. Программа повышения квалификации включала в себя несколько модулей и проходила в очно-заочном режиме на базе федеральных и региональных центров.

Обилие задач и позитивная повестка

Многих почему-то привлек визуальный образ функционала нового сотрудника — еженедельное поднятие государственного флага в школах, который вытеснил из информационного поля основные функции советника.

Как отмечают в федеральном минобре, направлениями деятельности специалистов станет развитие воспитательной среды школы, выстраивание взаимодействия с родительским сообществом, а также формирование и развитие детского актива. Советник призван помочь сориентироваться школьникам в мире возможностей и выстроить траекторию движения в нем.
Как поясняли в июле в краевом минобре, специалист «вовлекает детей в позитивную повестку, создавая детско-взрослые сообщества с учетом интересов обучающихся».

«Одной из задач советников является интеграция ребят в повестку образовательного учреждения и жизнь родного города, края. Он должен стать лидером и наставником для юного поколения и быть с ними на одной волне. Советник нацелен на практическую работу, вовлечение в события, мероприятия, системную работу в различных направлениях программы воспитания», — добавляют в ведомстве.

Для учащихся 1–11 классов будут проходить патриотические внеурочные занятия «Разговоры о важном». «Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России», отмечают на сайте цикла.

Любопытно, что в типовой должностной инструкции советника, которую легко найти в интернете, расписано взаимодействие с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями и старшим вожатым. При этом совсем никак не акцентируется внимание на сотрудничестве с социальным педагогом.

Properm.ru пообщались со сторонником и скептиком нововведения о том, что и как будут делать в школах советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями.

— Это правильная инициатива, и она соответствует запросу времени, ожиданиям родителей. По функционалу, думаю, этот человек будет неким навигатором в школе.

Важно, что функция советника не сводится исключительно к советам, как работать с детьми. По-моему, этот человек должен быть в гуще событий и школы, и общей повестки. Должен налаживать отношения с детскими и молодежными объединениями. В Пермском крае реализуется много проектов с участием подростков. Активно работает и Юнармия, и «Большая перемена», есть проекты в секторе НКО. В этой плоскости задача советника, на мой взгляд, — регулярно обновлять информацию об имеющихся возможностях, об алгоритмах участия и доводить их до классных руководителей, родителей и детей.

Как показывает практика, ребята с энтузиазмом включаются в «созидательный движ», и именно советник поможет с выбором площадки.

— Не совсем понятное нововведение. Вот добавить в штат двух психологов и медработника — это я бы оценила. А эта штатная единица… Честно говоря, не представляю себе, как можно заниматься формальными ритуалами любви к Родине. Так же формально. Формальный ритуал — формальная любовь.

В настоящий момент во всех школах без исключения социальный педагог занимается тем, что отслеживает всех детей, интересуется, в какие кружки и спортивные секции кто ходит, знает все бесплатные секции и кружки. Это положено ему знать по штату. Детишкам рекомендует: с первого класса — ложки-матрешки, вышивки-макраме, с четвертого — ушу, каратэ, волейбол. Так происходит сейчас. А что будет делать советник? Отнимать работу у соцпедагога, или просто соцпедагогу навесят дополнительную нагрузку? Если соцпедагогу за это будут доплачивать, то это хорошо. Он будет счастлив, потому что это одна из самых низкооплачиваемых ставок в школе при большой нагрузке. Он абсолютно по всем учащимся, представьте, от 1,5 до 4 тыс. человек, должен отслеживать обстановку в семье, и где летом дети отдыхают, и какая у них внеучебная деятельность. Плюс должен гарантированно отслеживать соцсети детей.

Вот и делаем вывод: возможно, соцпедагогов повысят до советников директора по воспитательной работе. Хорошо, если только вновь не появится военрук, и вот тогда мы получим патриотическое воспитание.

"