Posted 8 сентября 2022, 03:00
Published 8 сентября 2022, 03:00
Modified 2 марта 2023, 14:37
Updated 2 марта 2023, 14:37
Согласно законопроекту, в России выберут единого оператора, который будет устанавливать и эксплуатировать цифровые рекламные конструкции. Размещать цифровую наружную рекламу и рекламу в транспорте также будет оператор. Организация должна будет проверять рекламный контент на соответствие законам, определять цены на размещение и защищать персональные данные пользователей.
Единый оператор сможет без торгов заключать 30-летние контракты на установку цифровых конструкций на земле государства, а также транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта.
Законопроект внес депутат от «Единой России» Артем Кирьянов. В пояснительной записке он указал, что наружная реклама — наиболее уязвимый сектор информационной среды, так как размещаемая там информация «может быть использована недружественными странами в целях нанесения ущерба РФ и российским юридическим и физическим лицам».
Пермские рекламщики выступили против законопроекта. Их позицию поддержала и Пермская торгово-промышленная палата. Союз операторов наружной рекламы уточнил, что если законопроект примут, то у регионов будет изъято ключевое полномочие — планирование схемы размещения рекламных конструкций.
В краевом правительстве ситуацию пока не комментировали. По словам осведомленного собеседника Properm.ru с рекламного рынка, власти региона, как и многие другие субъекты РФ, могут направить отрицательный отзыв на законопроект.
Департамент СМИ и рекламы правительства Москвы уже выступил против законопроекта, передают «Ведомости». В департаменте считают, что рынок цифровой рекламы будет монополизирован, если единый оператор совместит функции участника рынка и будет играть роль контролирующего органа. «Союз операторов наружной рекламы» отметил в начале августа, что власти 30 регионов уже направили отрицательные отзывы на законопроект.
По данным «Интерфакса», ФАС также выступила с критикой. Антимонопольная служба считает, что законопроект ухудшит положение других участников на рынке, а отсутствие конкуренции приведет к росту цен как на саму рекламу, так и на продвигаемые товары. В списке компаний, выступающих с критикой, также «Авито», «Яндекс» и «Сбер».
Найти выступления в поддержку законопроекта сложно, но среди них есть компания Russ Outdoor — она единственная подходит под требования, выдвигаемые к единому оператору. Компания не контролируется иностранными собственниками, является системообразующей и имеет цифровые конструкции, в том числе в городах федерального значения.
Директор Роберт Мирзоян говорит, что этот закон своевременен, важен и нужен. «В текущих условиях повышается значимость модерации и контроля публикуемого контента. Именно этим и будет заниматься единый оператор. Эти процедуры должны быть централизованными. Особенный плюс законопроекта — единое программное обеспечение, единый софт», — цитирует Мирзояна РБК.
Участники рынка считают, что законопроект приведет к закрытию сервисов объявлений, а также ударит по среднему и малому предпринимательству. Часть рекламных агентств могут вовсе закрыться.
Руководитель рекламно-производственной компании «Реклама 59» Татьяна Черткова рассказала Properm.ru, что ситуация на рекламном рынке Перми сложная: «Все в ожидании непонятно чего, примут или не примут. Если примут, то с какими поправками… Все коллеги в глубоком шоке, не понимают. Это как ситуация с пандемией — никто ничего не мог сказать, никто ничего не мог предположить. Непонятно, как будет выстроен механизм работы с единым оператором».
Если единый оператор будет открывать филиалы в регионах и нанимать сотрудников, то местным организациям просто придется закрыться. А если будут заключать договоры с местными подрядчиками, то, возможно, сокращения штата или закрытия не будет.
Татьяна Черткова отмечает, что их компания специализируется на рекламе в общественном транспорте, и по ним уже был нанесен удар в 2020 году во время транспортной реформы. Тогда на рынок зашли московские перевозчики, реклама на автобусах которых слишком дорогая для местных организаций. При этом можно предположить, что при появлении единого оператора реклама тоже станет дороже.
По данным Пермьстата, на 1 июля 2022 года в регионе зарегистрировано 376 организаций и 679 ИП, которые занимаются рекламной деятельностью. Среднесписочная численность работников организаций с января по май — 868 человек.
Принятие законопроекта повлияет и на доходы бюджета краевой столицы. В департаменте экономики и промышленной политики пояснили Properm.ru, что в 2019–2020 годах на торгах было разыграно 580 мест установки рекламных конструкций. Договоры заключены на 5–8 лет. Доход в городской бюджет по этим договорам составил: 2019-й — 131 млн рублей, 2020-й — 32 млн, 2021-й — 78 млн рублей.