Posted 8 сентября 2022,, 02:00

Published 8 сентября 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Преподавательница математики из Перми переехала в Дагестан и приняла ислам. Зачем?

8 сентября 2022, 02:00
Татьяна Зырянова
Екатерина Григорьева приняла решение круто изменить свою жизнь, переехать в другой город, с другими культурными традициями, принять ислам. Журналистам Properm.ru стало интересно, что может подтолкнуть человека так резко поменять свою жизнь, и почему Екатерину прельстила не Европа, а Кавказ?

— Екатерина, сколько вам лет? Откуда вы родом? Какое образование получили?

— Мне 35. Образование высшее. Я окончила ПГУ — наш любимый классический университет, мною обожаемый факультет — механико-математический. Начинала учиться на «Прикладной информатике», а закончила на «Математике» — так случилось.
Я родилась в селе Григорьевском Нытвенского района. Григорьева из села Григорьевское. Росла в селе, но часто была в Перми и Нытве, потому что ездила по олимпиадам постоянно, участвовала в каких-то конкурсах, была очень активной.

— Как детство повлияло на ваш характер?

— Жизнь была несладкой, детство было очень трудным. Не очень люблю говорить об этом, но детство повлияло на всю мою жизнь, в том числе отношения с родителями. Тирания со стороны мамы, наверное, закалила характер. А со стороны отца всегда была вера в меня, поддержка, он настраивал меня так: что бы ни случилось, мне всё по плечу.

— Где вы работали?

— Я чем только не занималась. Работала инженером-программистом, инженером на «Авиадвигателе», программы писала. Сразу после университета работала менеджером по продажам и сопровождению, так как у меня был маленький ребенок на руках, и я была в разводе, — крутилась, как могла.

У меня был детский центр, который я закрыла перед пандемией буквально за три месяца. Я его открывала, когда дочке было 6 месяцев, а закрывала, когда ей почти исполнилось 3 года.
Потом у меня было кафе, доставка еды. Поработала в этой сфере почти год.

Мне бы хотелось, наверное, вернуться когда-нибудь в бизнес, создать центр развития не только для детей, но и для семей. Возможно, когда-нибудь я вернусь в общепит, но выстрою всё совершенно по-другому. Общепит съедает все твои ресурсы, это очень сложный бизнес, особенно для женщин.

— За счет чего вы живете сейчас?

— Веду уроки, и я не устаю, наоборот — заряжаюсь энергией. Репетиторство — это мое. Сколько бы я не открещивалась, не уходила чем-то заниматься, к 35 годам поняла, что упустила много возможностей, не занимаясь репетиторством всецело, как сейчас. Последний год занимаюсь только уроками.

Да, есть другие направления, в которых себя реализую, но в плане прибыли, финансов, зарабатываю только на репетиторстве.

«Раскручу глобус, ткну пальцем»…

— Почему решили уехать из Перми?

— Задумка с переездом возникла давно. Еще в прошлом году, перед своим 34-летием, я поняла, что… Я ушла от мужа, была в бракоразводном периоде. Понимала, что, когда разведусь, не хочу жить в Перми. С меня хватит, хочу куда-то уехать. В свой день рождения 18 июня 2021 года, на высоте 10 тыс. метров в самолете в Москву я поставила себе конкретную цель: как разведусь, разберусь со всем, что успею, просто собираю детей, и мы уезжаем.

Выбрала несколько точек. Среди них было Подмосковье, города около Санкт-Петербурга, Краснодарский край, Сочи, сам Краснодар, Крым. В Крыму я рассматривала либо Симферополь, либо Севастополь, либо Ялту. Не определилась, но это были те места, где я могла бы обосноваться.

Онлайн-школа, которую я нашла, находилась в Дагестане, в Махачкале. С ними взаимодействовать можно было удаленно. Я сразу же приступила к работе.

И тут моя подруга, родом из Дагестана, предложила съездить в гости к ее родителям. Я спланировала поездку, понимала, что хочу оценить город с точки зрения переезда. Москва и Санкт-Петербург уже не рассматривались, нужны были море и горы. Краснодар и Краснодарский край обошлись бы слишком дорого. Оставался Крым, и вот появилась новая звездочка в этом списке — Махачкала.

Я договорилась с директором школы, слетала в командировку, «примерила на себя» этот город, потому что во всех остальных городах я была, а здесь нет.

— Каковы были первые впечатления?

— Как только вышли из самолета, поняла, что это мой город, что мне здесь хочется быть. И всю последующую неделю я каждую секунду влюблялась в этот город всё больше, в море, в горы, мне было очень комфортно.

Понимала, что теперь я осуществлю свою давнюю мечту, которая не дает мне покоя. Это, конечно, ислам.

«Я покрыта, когда это требуется»

— Почему ислам? И почему раньше не приняли его?

— Я в ислам хотела с 17 лет. Жизнь так складывалась, что не складывалось. То одно, то другое. Я была крещеная в православии, но крестилась в 24 года, через мою волю, через силу. Очень своеобразная процедура крещения произошла… благодаря моим родственникам. Потом я пыталась принять эту веру. У меня даже есть крестные дочки. Я серьезно несколько раз пыталась прийти, но меня всё равно тянуло в ислам. Изучала Коран, традиции…

— Чем он вас привлек?

— Чистотой, структурой. В Коране прописана вся система нашей жизни, что вредно есть, что полезно, что вредно думать, что полезно. Все во благо здоровья и в принципе во благо. Здесь все четко, все по полочкам, все расписано. Не надо ни о чем думать и переживать, у тебя есть полная инструкция, как жить. И много таких нюансов: что ты слушаешь, о чем думаешь, даже про излишнююю серьезность написано. Все моменты жизни учтены уже много лет. Мне эта вера ближе, для меня сейчас — идеальное состояние.

— Что дал вам переезд?

— Очень много. В первую очередь, гармонию с самой собой. У меня есть много трудностей, проблем, которые остались от бизнесов. Есть долги. Но всё это здесь совершенно всё по-другому воспринимается.

— Сложно было устроиться на новом месте?

— Сложно, да. Когда мы переехали, я многое представляла себе не так. Дагестан встретил не так, как когда я приезжала в гости, всё было жестко. Нас обманули, я потеряла кучу денег, мы два раза переезжали в новый дом... Сейчас живем в третьем доме.

Я могу работать из любой точки планеты, потому что я онлайн-репетитор. Здесь плюс, что я могу выходить в офис, видеться с коллегами, общаться вживую. Это большой плюс. Дочка ходит в садик, очень хороший частный садик, в котором есть всё. И стоит всего 500 с чем-то рублей в день. В зависимости от кружков за месяц выходит 10–12 тысяч. В Перми мы платили примерно столько же. Школы меня не интересуют. Мой старший ребенок учится в моей же онлайн-школе.

— Какие цены? Как относятся к русским?

— Цены абсолютно такие же, как в Перми, но качество продукции намного лучше. Здесь вкусное мясо. Здесь хорошая молочка — даже если она не от фермера, она вкусная, не сравнится с той, что продают в Перми. К русским здесь относятся по-разному. Как себя поведешь, так и относятся. Если русский турист выпивает, курит, непонятно, как одевается, ему обязательно сделают замечание. Если он на замечание отреагирует агрессией, то получит в буквальном смысле.

Местные женщины к русским женщинам относятся высокомерно, а мужчины неприязненно. Видимо, одинокие русские женщины приезжают отрываться сюда, тем самым позорят всех. Я тоже считаю, что недопустимо какое-то развратное поведение. Конечно, кавказские мужчины тоже чересчур горячие, могут грубо нарушить чужие границы, но у них другие представления и понятия.

— Одеваются как? Закрытые или по-европейски одетые?

— В этом плане Дагестан — республика контрастов. И модно одетые, ярко накрашенные с силиконовыми губами девушки, и очень скромно одетые, но не покрытые ничем. Кстати, покрытые девушки тоже разные. Одни с ярким макияжем, огромным количеством украшений, другие скромные, без всяких изменений себя с помощью косметики или медицинских процедур. Я покрыта в случаях, когда это требуется.

— Дети примут ислам?

— Дети будут решать сами. Я за детей не буду решать.

— А как отреагировала семья, родные, друзья?

— Я особо с родственниками не общаюсь. Моя семья — это я и мои дети. Всё. У меня есть племянники, с которыми я общаюсь, есть старший брат, с которым я дружу. Мнение всех остальных меня просто не интересует. Те, с кем я хорошо общаюсь, поддержали. Друзья тоже поддержали. Знакомые разделились на два клана: кто-то принял новости в штыки, кто-то очень хорошо принял.

«Я же не сбежала, просто выросла из Перми»

— Что удивляет на новом месте? Кажется необычным?

— Особо ничего… Я такую жизнь прожила, что уже не удивляюсь ничему. Расстраивает то, что здесь не все соблюдают правила и требования ислама, очень много людей со слабой верой… Когда я хотела в Перми принять ислам, то чувствовала себя некомфортно. Здесь тоже только в правильно выбранном окружении чувствую себя комфортно. Чувствую заботу, поддержку в этом плане.

Есть очень верующие, прямо истинно верующие мусульмане. Есть те, кто родился мусульманином, но ничего не соблюдает.

— Хотели ли бы вернуться в Пермь?

— Только в гости. Полностью возвращаться не хочу. Даже если придет мысль уехать из Дагестана, в Пермь я не вернусь. Поеду в другое место, потому что меня ничего не привязывает к одному месту.

Я же не сбежала, я просто выросла из Перми и создала себе новые условия жизни. Я принадлежу к тем людям, которым нравится меняться и менять всё вокруг.

— Как это было — принять ислам? Просто пришли в мечеть и сказали: «Примите»?

— Процедура принятия ислама такова: нужно повторить определенную фразу на русском и арабском языке, поклясться, что существует только один бог, и это Аллах. Несложно. Я делала это в главной мечети Махачкалы. Процедура принятия ислама не сравнится с процедурой крещения. Там многоминутные действия, молитвы… Много денег надо заплатить, это купить, то сделать — здесь такого нет. Здесь, если ты принял, то принял. Можешь принять ислам даже не в мечети. Нужны только два свидетеля, которые должны быть истинно верующие. Просто при них произносишь нужные слова.

— Гардероб пришлось раздать, в связи с тем, что сейчас другие одежды?

— Дома я хожу, в чем хочу, дома нет посторонних мужчин. То, в чем выходила в город, — офисный вариант. У меня в принципе всё было скромно, ничего вызывающего. Поэтому часть вещей осталась в базовом гардеробе, я только их дополнила. Часть вещей, конечно, продала, докупила новые.

— Вы как-то готовились к принятию новой веры? Что-то читали, изучали?

— Я изучила Коран, читала и читаю разную духовную литературу. Подписана на хорошие источники в Телеграме. У меня есть специальное приложение, как читать намаз. Я по нему училась. Теперь уже самостоятельно читаю. Местами подглядываю в приложение, но очень редко. Сейчас учу арабский язык.

«Здесь нет угрюмых людей»

— Бывают сейчас сомнения, что не нужно было… Одолевают подобные страхи?

— Сомнения и страхи… были по поводу переезда. Понимала, что будет очень трудно, но жизнь ведь закалила, поэтому не сдаюсь в любом случае, даже если очень тяжело, знаю, что потом будет лучше.

— Насколько отличается жизнь в Махачкале от жизни в Перми?

— Здесь другая жизнь, не такая, как в Перми. Не скажу, что в Перми нет суеты, в Перми она есть, но она не такая. Здесь люди вроде бы суетятся, что-то делают, но все живут в кайф, в удовольствие. Везде чувствуется такая размеренность.

Чем еще отличается… Не могу коротко сказать. Пермяки, например, очень любят ездить на море, от поездки до поездки грезят морем, а здесь я знаю местных, которые по два-три года не бывали на море. Они живут в Махачкале, им до моря дойти 500 метров, а они туда не ходят.
Здесь очень важны, даже священны, семейные узы. Семья — это всё. В первую очередь, семейные дела. Остальное — потом. Здесь принято уважение к старшим. Даже если религиозные правила не соблюдают, то эти традиции соблюдают и чтут беспрекословно.

В Махачкале живет около 700 тыс. человек, большой город. Сам Дагестан очень красивый. Люди здесь жизнерадостные. Угрюмых практически нет.

"