Posted 12 октября 2022, 14:00

Published 12 октября 2022, 14:00

Modified 2 марта 2023, 14:35

Updated 2 марта 2023, 14:35

«Все плохое, что могло быть, уже произошло». Почему мобилизация смертельна для пермских предпринимателей

12 октября 2022, 14:00
После объявления частичной мобилизации власти практически сразу начали говорить об отсрочке для IT-специалистов, однако про остальные категории практически забыли. Малый и средний бизнес подвержены несоразмерно большому риску — если владельцев мобилизуют, то им придется полностью выйти из управления бизнесом. Рассказываем, с какими еще сложностями сталкивается пермские предприниматели на фоне мобилизации и нестабильной из-за санкций экономики.

Владелец пермской мебельной мастерской «Сделано бобрами» Артем Шеин утверждает, что на фоне СВО цены на некоторые материалы стали выше, но в целом в его бизнесе не изменилось почти ничего. Работа с зарубежными партнерами идет, но уже по другим ценам — выводить деньги стало тяжелее, а транспортные компании подняли тарифы. Однако с мобилизацией ситуация хуже: «Вот если меня призовут, вся мастерская встанет. Я думаю , что у любого предпринимателя так и случится, так как все держится на основателях», — пояснил Шеин Properm.ru.

Владелец компании по обжарке кофе Nicks House Антон Бродников говорит, что у них никого не забрали во время частичной мобилизации, но у его местных коллег есть несколько подобных случаев. При этом некоторые бегут от мобилизации — просто не выходят на смену, а затем исчезают. Предприниматель утверждает, что если мобилизуют кого-то из сотрудников его компании, то обучение новых займет от одного до двух месяцев: «Придётся самому работать день и ночь первое время, есть резервные кадры, на подстраховку, они будут помогать».

Бродников считает, что нет сфер, которым отсрочка не нужна, но есть разница по срокам — кому-то нужна отсрочка в месяц, кому-то неделю, а в некоторых случаях и год.

Если мобилизуют главу компании или владельца, то, по сути, это крах компании. За семь дней не передать обязанности и не перестроить всю работу. Здесь надо минимум 2–3 месяца отсрочки, чтоб подготовить компанию. Здесь речь идет про малый бизнес, до 20–30 сотрудников.

На все это накладываются и проблемы с поставками, возникшие после начала спецоперации: «Сложностей много, но все решаемо. Постоянно приходится искать и рассматривать новых импортеров, как запасной вариант, ну и новые игроки появляются. Например, компания возит камень и попутно пробует доставлять зеленый кофе», — уточнил Бродников.

Технический директор пермской компании по производству роботов Robotech Максим Фурман описывает текущее положение дел позитивно, компания готова самостоятельно решать появившиеся трудности: «Все плохое, что могло быть, уже произошло, ключевые сотрудники уехали за границу. От кого-то что-то ждать нет смысла, никогда не дожидались. Решаем проблемы сами. Ни от кого ничего не просим, и жаловаться не собираемся. Чистится общество потихоньку. Для Родины это хорошо, а бизнес приспособится».

Как собираются поддерживать бизнес

Сейчас власти выступают с инициативами, чтобы помочь бизнесу. В частности, планируется разрешить военнослужащим иметь статус предпринимателя, что сейчас запрещено законом. При мобилизации они не могут заниматься бизнесом даже через доверенных лиц. Инициатива, вероятно, получит одобрение, так как в ее поддержку выказывался премьер-министр России Михаил Мишустин. При этом времени для оформления доверенности новому руководителю будет не много, лишь «несколько дней».

Стоит отметить, что даже с IT-компаниями, которые начали защищать в первую очередь, есть проблемы. Многие регионы отчитались о выполнении плана по мобилизации или завершении этапов, но военкоматы начали получать списки сотрудников, которым положена отсрочка, только в начале октября.

Подпишитесь