Чаще всего о «Точке кипения», а также о других подобных пространствах, сообществах, площадках и организациях мнение у большинства скептическое: «Да что они вообще такое?», «Какой от них толк?», «Какой реальный результат работы? »
И ответить на эти вопросы непросто, потому что к необычному и новому с обычными и старыми вопросами подойти нельзя. Это то же самое, что спросить у каких-нибудь жителей Средневековья: а что такое двигатель внутреннего сгорания? А когда мы полетим в космос? Ну откуда же им знать, ведь это вопросы про далекое будущее.
И точно понятно лишь то, что «Точка кипения» и такие, как она, — это те, кто будущее приближает, формирует, «упаковывает», как любят говорить здесь. Классная же профессия — «упаковщик будущего», почему нет?
Программный директор «Точки кипения-Пермь», эксперт Агентства стратегических инициатив по направлению «Предпринимательство» Наталия Зинеман окончила Высшую школу экономики в Москве, сама пермячка. Всегда имела свой бизнес. Совершенно случайно посетила «Форсайт-сессию», которая «стоила много денег и проходила на корабле». Именно там она встретила единомышленников, получила поддержку и вдохновение. «Мы заглядывали в 2035 год, — вспоминает Наталия. — И я поняла, что меня, с моими компетенциями, там нет. Я умею продавать, я умею управлять, но всё это будет не нужно. Продавать будут системы типа «вайлдберриз», а управлять — алгоритмы, искусственный интеллект. Я загрустила: и что делать? А позже узнала, что такое НТИ».
НТИ — национальная технологическая инициатива, глобальный национальный проект, программа, которая объединяет людей, а не организации.
Кто? НТИ предполагает создание проектных групп из технологических предпринимателей, представителей науки, экспертных и профессиональных сообществ, а также органов исполнительной власти.
Где? НТИ ориентируется на новые высокотехнологичные рынки, борьба за лидерство на которых состоится на горизонте ближайших 20 лет. Попытка догнать мировых лидеров на уже сложившихся рынках или использовать их бизнес-модели для русскоязычной аудитории признана бесперспективной.
«Всё остальное — это настоящее, а НТИ — это про будущее. Ты можешь сформировать это будущее уже сейчас, встретить его во всеоружии. Сделать в настоящем такие шаги, внести такие перемены, которые позволят прийти к этому будущему. Кто-то же должен о нем думать!» — рассказывает Наталия Зинеман.
Там же, на форсайт-сессии, Наталия услышала про федеральную «Точку кипения», пространство, куда люди приходят именно с этой мыслью — «а что делать?». После долгих переговоров, поисков помещения и форматов работы была открыта пермская франшиза. Формально «Точка кипения» — одно из направлений деятельности Агентства инвестиционного развития, которое находится под управлением Министерства экономического развития Пермского края. Помещение на Заводе им. Шпагина передали и отремонтировали в 2019 году.
Знакомство с «Точкой кипения» начинается с огромного плаката. На нем перечислены отрасли будущего. Хотя уже даже настоящего — в каждой из сфер уже работают какие-то компании, предприятия, предприниматели, инноваторы, в том числе в Перми. И это не только Promobot, просто он самый показательный пример, потому что их человекообразные роботы консультируют посетителей в МФЦ и продают мороженое в парке Горького.
Наталия рассказывает (в тысячный?) раз, что же это за отрасли такие:
В 2012 году экспертные сообщества и ученые разработали эту матрицу, проанализировали, какие высокие технологии есть в России, выявили, что есть в фундаментальной науке, что нужно развивать, чтобы выходить на рынки будущего.
Конечно, события настоящего внесли коррективы. «Потому что мы смотрели на США и Запад, а сейчас надо ориентироваться на Восток, а там уровень технологического развития разный (Африка, Бразилия, Индия, Китай), но населения гораздо больше, и это тоже огромные перспективы», — поясняет Наталия Зинеман.
Испытывает ли она грусть от того, что придется переориентироваться с Запада на Восток? Рассуждает философски: «Жизнь идет. А технологии улучшают жизнь. Есть «Точки кипения», территориально близкие к Китаю, и там активное взаимодействие уже идет. Дальневосточные «Точки кипения» давно проводят мероприятия, которые связаны с русско-азиатскими предпринимательскими отношениями».
«Точка кипения» — это площадка для создания технологической команды или для помощи команде в получении идей, разработке проекта и его подготовке, в поиске инвесторов. «Мы называем себя костерком в темном лесу, к которому можно прийти погреться. Здесь много информации, чтобы идти дальше. Приходите и берите, что нужно: инструменты, людей. Мы подскажем, где найти деньги, поможем, если речь идет о высоких технологиях», — говорит Наталия Зинеман.
Всё начинается с идеи. «Точка кипения» учит эти идеи генерировать. Учит, конечно, всех, но начинают со школьников — с 7 класса. Регулярно сотрудничают, поддерживают отношения, проводят мероприятия и развивают проекты со школой «Синтез», с Лицеем № 5, школами № 81 и 93, Техношколой им. Савиных, гимназией № 7 и школой «Мастерград».
«Работаем только с теми, кто сам готов активно включиться. У нас нет никаких инструментов и рычагов, чтобы заставить, только заинтересовать, проинформировать, а дальше они уже сами принимают решение, как встроить нас в свой график», — комментирует Наталия Зинеман. По ее словам, сложно работать не с детьми, а с учителями. Но несмотря на скептический настрой педагогов, удивить их, заинтересовать, увлечь идеей совместного строительства технологического будущего получается. И эффект может быть не только кратковременным (какой обычно бывает после разного рода вдохновляющих мероприятий). «Мы можем хоть каждые две недели приезжать. У нас есть, куда пролонгировать этот эффект. Проектная, исследовательская деятельность — со всем можем помочь. И в школе есть разработки, другое дело, что все заняты, все куда-то бегут», — расстраивается Наталия.
В системе НТИ есть проект «Кружковое движение». Его региональный координатор в Перми — менеджер проекта «Точка кипения-Пермь» Алена Чащина. По ее словам, есть большое количество уже готовых ресурсов, которые педагоги могут использовать в работе, есть разработанные уроки НТО (национальная технологическая олимпиада), упакованный учебно-дидактический материал. «Педагог берет его и видит, как та или иная технология соотносится с его предметом, какую технологию он может выбрать, о чем может рассказать», — поясняет Алена Чащина.
Например, учитель физики может рассказать о фотонике — новой электронике, которая сейчас активно развивается во всех сферах: от бытовой жизни до промышленности. Для учителя уже разработаны уроки, интерактивы, квизы, инженерные задачи, всё с отдельным разбором для педагога. В олимпиаде НТО более 30 профилей, и практически под каждый профиль есть разработанный урок.
Есть проект «Академия наставников», он разработан фондом «Сколково» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Педагог может стать наставником школьной команды, работать с олимпиадниками, с проектами, в том числе точечно или онлайн. Все материалы доступны, бесплатны, педагог может ими воспользоваться. Конечно, самое сложное это найти время и силы, чтобы изучить ресурсы, подготовить урок.
Алена Чащина и Наталия Зинеман уверены: учитель новой формации может выкроить время для изучения этих ресурсов и нести информацию об НТИ детям. У них есть пример, как учитель истории и обществознания одной из школ, с которой они сотрудничают, продвигает все проекты, связанные с НТИ. У нее высокая степень занятости, так как она еще и завуч, но смогла увлечь идеей педагогов, собрать команду и начать работу «Точки кипения» в школе. Никакого дополнительного материального поощрения нет, максимум, что останется у учителей, — строчки в портфолио, сертификаты за обучение, дипломы за участие, удовлетворение от того, что продвигают большую идею.
Для учителей у «Точки кипения» есть курс по проектной деятельности, для учеников — мероприятия по профориентации, одно из таких собрало 200 детей, их отзывы говорят сами за себя. Для вузов — чаще всего совместные мероприятия.
Скоро в «Точке кипения» будет интенсив для предпринимателей и инноваторов. «Большое количество предпринимателей сейчас не понимает, что делать, бизнесы рушатся, но предпринимательская компетенция есть. И есть инноватор, который что-то разработал, но он никогда в жизни не сможет продать, потому что у него нет этой компетенции. Мы организовали трехдневное мероприятие, на котором соединим инноваторов и бизнесменов», — рассказала Наталия Зинеман.
Есть успешные примеры с конкретными результатами, одни в сельскохозяйственной отрасли, другие в лесной, третьи планируют масштабировать деятельность, например, в сферу благоустройства и грузов, хотя изначально задумывали продукцию для химиков (видеокамеры, которые ведут подсчет сыпучих материалов).
В 2022 году более 7 тыс. человек приняли участие в 300 мероприятиях «Точки кипения».Суммарно, с 2019 года, в проектах организации участвовало почти 25 тыс. человек. «Мы вместе с ними обсуждаем их форматы, дорабатываем до приемлемого в нашем поле, изменяем чуть-чуть», — рассказывает Наталия Зинеман. И становится понятно, что не хватает той самой «конкретики».
Тогда журналист Properm.ru предлагает такой пример: вот он журналист, пришел с идеей нового медиа, так как ему близка именно эта сфера и отрасль. Что дальше?
– Это должно быть реально новое медиа, то есть, например, виртуальная реальность, метавселенная, — сразу уточняет Наталия Зинеман.
— Мы переносим всё, что у нас есть в реальном мире, в мир виртуальный. Вам не нужно ехать в другую компанию или ехать к нам на интервью, мы просто встречаемся на цифровой площадке, каждый сидим за своим компьютером или телефоном, а внутри, здесь на площадке, между собой общаются наши аватары, — подхватывает Алена.
Например, для записи интервью надо, чтобы собеседник и журналист надели VR-очки и перчатки, а потом виртуально зашли в некое помещение и начали общение с помощью аватаров, которые копируют их позы, мимику. Не надо приезжать друг к другу, но создается ощущение реального общения.
Итак, зашли с такой идеей. Описываем ее по алгоритму: физическое лицо, оборот — 0, активов — 0. Значит, нужны деньги на создание технологии. Смотрим на карту возможностей — в большинстве случаев это грантовые истории, конечно же. Например, проект Фонда содействия инновациям — конкурс «Умник».
Менеджер проекта «Точка кипения-Пермь», консультант регионального представительства Фонда содействия инновациям Владислав Вятчанин так и получил грант конкурса на разработку программного продукта, помогающего в ориентации людям с ограниченной функцией зрения. С помощью телефона слабовидящий или слепой человек сможет самостоятельно ориентироваться и передвигаться в пространстве.
Владислав Вятчанин: «Фонд содействия инновациям выдает деньги большому количеству инноваторов. Основатели компаний «Миро», «Промобот», «Макроскоп» начинали с программы «Умник». Получили стартовый взнос, а дальше стали развивать свой проект с помощью других программ. В принципе, 500 тыс. рублей выдаются по первому гранту безвозмездно, по ним есть только научная и финансовая отчетность. Молодой инноватор совершенно свободен в плане технологического творчества».
Сейчас продукт, который задумал Владислав Вятчанин, находится на стадии научных исследований, в процессе разработки самих модулей. После того как появится минимально работающий продукт, его попробуют в использовании. А на дальнейшее развитие можно точно так же привлечь грант, например президентский, ведь это, по сути, социальный проект, направленный на улучшение качества жизни людей с проблемами зрения.
После выхода продукта на рынок можно будет искать партнера, который будет так же увлечен реализацией проекта. Владислав Вятчанин считает, что просто инвестор — это слабая позиция, должен быть именно партнер.
По словам программного директора «Точки кипения», у нее перед глазами как образец современного образовательного пространства новосибирский лицей № 22 «Надежда Сибири», официально признан первой в России Школой НТИ.
В «Надежде Сибири» активно развита проектная деятельность, а именно за ней, считают эксперты, будущее. В «Надежде Сибири» детям дают возможность дойти до результата, проект не остается на бумаге. Кураторы проектов и школьники находят финансирование, привлекают родителей, предприятия, потому что на проекты денег надо немного: 5–10 тыс. рублей. «Но когда они видят результаты проектов, понимают, что всё не зря», — уверена Наталия.
Еще одна «фишка» этой школы: дети сами для себя делают кружки. На входе 200 планируемых кружков, на выходе меньше, 10, но сделаны от начала до конца самими учениками, и ведутся тоже ими. «Они уже понимают, какие у кого в команде возможности, как они могут эти возможности объединить, чтобы получить качественный результат», — рассказывает Наталия. Образовательное учреждение предоставляет им площадки, ресурсы, например, для кружка по химии или моделированию.
В «Точке кипения-Пермь» говорят, что рады всем, кто придет к ним с предложениями, проектами, идеями. Они готовы консультировать, предоставлять инструменты, пособия, ресурсы, проводить разные мероприятия.
Например, сейчас школьникам как никогда нужна профориентационная подготовка, проблема многих подростков в том, что они не знают, в какой сфере хотели бы развиваться. Можно собраться классом, подать заявку, и для детей проведут в формате квиза или любом другом творческое и увлекательное мероприятие, связанное с выбором как минимум профессии, как максимум — будущего.