«Школьники пусть играют, но не забрасывают учебу». Пермяк годами играл с CS, а теперь открыл кибершколу

26 октября 2022, 14:00
Артём Смолий — профессиональный киберспортсмен по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO; тактический шутер от первого лица — Properm.ru.). За свою карьеру он успел войти в топ-65 мира по версии сайта HLTV (профильный сайт по CS:GO). Является бронзовым призером Кубка России и входил в топ-1 игроков России по вузам. Получал приглашение от украинской киберспортивной организации «pro100» и проходил отбор в российскую организацию Team Spirit. Сейчас спортсмен является свободным агентом для киберспортивных организаций. Журналист Properm.ru Кирилл Зыкин пообщался с пермяком, чтобы выяснить, как изменился мир киберспорта, и стоит ли школьникам начинать киберкарьеру, бросив учебу.

Сейчас Counter Strike-сегмент в России изолирован от международных соревнований. Какие мероприятия есть для игроков Counter Strike в России?

— Не полностью изолирован. Турниры проходят спокойно. Есть некрупные мероприятия, где написаны регионы, страны, где можно участвовать. Допустим, участники России и Беларуси — не могут. Что касается крупных турниров, например на Major’e (крупное мировое соревнование по CS: GO. — Properm.ru.), те же Virtus Pro (российская киберспортивная организация. — Properm.ru.) играют под своим названием.

Мне казалось, они выбрали нейтральное название…

— Поменяли российского владельца и стали Virtus Pro. Всё равно есть рычаги. Игроки не могут быть допущены до соревнований, но возможностей куча, турниров много. Да, как-то, может, влияет изоляция, но никто не расстраивается, всё равно все продолжают играть, развиваться и выигрывать.

— А сама школа CS: GO развивается? По твоим словам, нет изоляции, но как идёт ее развитие?

— Да, очень сильно развивается. Сейчас на всех крупных турнирах большинство игроков из СНГ: Россия, Беларусь. В большинстве случаев Россия.
Только ковид влиял, когда был. Допустим, тир-1 (аналогично первому дивизиону в футболе. — Properm.ru.) команды, они играют только на личных LAN-встречах. Как началась пандемия, они стали дома играть.
Эра чуть-чуть менялась. Команды, игравшие онлайн, стали догонять те коллективы, которые играли на LAN’ах.

— Много твоих коллег-киберспортсменов уехали из страны, или их увезла организация?

— Team Spirit, Entropiq.

— Ты не собираешься возвращаться в какую-либо организацию, чтобы тебя вывезли и ты занимался бы киберспортом без ограничений?

— Я и так свободно занимаюсь. Единственное, у нас на Faceit (международная платформа для киберспортсменов. — Properm.ru.) была лига, Navi Pro, это владелец Navi (украинская киберспортивная организация. — Properm.ru.). С началом спецоперации, они уволили всех белорусов и всех русских. Я потерял какую-то часть денег, 500–600 баксов в месяц выходило. Другие способы заработка есть, ничего страшного.

— Когда ты начинал играть, возможностей было больше пробиться в высшую лигу? Или больше опыт играет роль?

— Думаю, сейчас больше возможностей, так как турниров и всего другого попросту не было. Ни хабов, ни лиг не было. То есть раньше было труднее. Ты должен в уже устаканившемся комьюнити профессионалов засветиться. Сейчас может любой неизвестный игрок спокойно пройти на какой-то турнир, выиграть, поехать с той же командой и пройти на HLTV.org.

— Ты как киберспортсмен еще в молодом возрасте, или, по меркам индустрии, уже «старая кровь»?

— По меркам индустрии в СНГ установился возраст 23–24… Но как они судят? Например, тренеру сказали: «Собери состав». Он начинает собирать и смотрит: этому 24, скорее всего, у него перспективы нет, так как он, возможно, подумывает о завершении карьеры, семье и т.д. По сути, для меня это всё в голове. Есть устоявшиеся рамки, но я на них не смотрю, мне без разницы. Есть большое желание играть и выигрывать. Simple (Александр Костылев — украинский киберспортсмен, лучший игрок по CS: GO на планете в 2021 году, на данный момент играет в организации NAVI. — Properm.ru.) какой-нибудь будет в 30 лет играть так же, как год назад. Ему что, скажут «Нет, тебе уже 30, хватит!»?
С другой стороны, если ты в 30 лет захочешь зайти в киберспорт, то у тебя мало шансов. Но они есть. Ты можешь собрать команду, с ними пройти этот путь. Разобрать всё, договориться, как они будут развиваться, чего хотят. Нужно просто пять идейных людей, которые хотят победы.

— Не могу не спросить (все-таки горячий вопрос на повестке) — мобилизация и СВО коснутся тебя или твоих друзей?

— Кого-то коснулось. У меня друг — офицер, он ездил туда, был там. Все переживали очень…
Мое мнение такое: я в этой стране родился, мои дед с бабушкой не говорили же в 1939 году «Может, мы в другую страну уедем? Какой у нас президент плохой, какая страна плохая». Все пойдут, если будет какая-то эскалация.

— Какие планы у вашей организации на ближайшее время? Какие соревнования запланированы, какой призовой фонд намечен?

— На данный момент у нас нет организации. Мы сами по себе. Три-четыре неизвестных игрока и два более известных в комьюнити. Мы сами всё прошли с низов. Полтора месяца играли в ESEA-Open (онлайн-лига по CS: GO — Properm.ru.) — это самый низ. Там 1000 команд. Тебе надо из 1000 команд пройти в топ-16. Там идет ESEA Open, Intermedia, Name, Advance — это уже топ-30, топ-20 играют. Мы из 1000 команд заняли пятое место. Закончили с одним поражением в топе.

— Расскажи о Team Spirit, что там за история была? Ты туда проходил отбор?

— Не помню, кто был в составе на тот момент, — RAiLWAY, вроде, SP1NT, rommi… На тот момент у меня было прямое приглашение в академию. Нас звали: «Приходите, зарплата». Мы сами два раза отказывались. Потом меня попросил Алексей OverDrive (на данный момент тренер организации Team Spirit. — Properm.ru.) сыграть. Мы отказались. Тогда он предложил: «Просто сыграй микс». Я сыграл микс. Главный тренер «Спирит» был, он сразу сказал: «Единственный, кто тут самый сильный, — это Артём». Мне на пары надо было с утра, мне Леша звонит, говорит: «Тебя хотят в основной состав потестить». Им как раз нужен был снайпер. На тот момент тестились тир-1, тир-2 снайперы, которые были.

— Кто из известных киберспортсменов был у тебя в конкурентах?

— El1an (на данный момент игрок команды Entropiq), Xsepower (игрок команды K23), iDISBALANCE (сейчас в основном составе белорусской команды Nemiga) и rAge (на данный момент свободный агент).

— А кто победил тогда?

— iDISBALANCE.

— Он до сих пор в составе?

— Он в «Немиге» сейчас играет за Беларусь. По его словам, я отыграл против тир-1 команды и показал достойный уровень. Тренер позже сказал, что можно не переживать за низкие рейтинги. Главное — чувство и понимание игры, ее процесса. Он дал такой отзыв о моих действиях: «Я посмотрел твою игру. То, что у тебя были все эти матчи, — хорошо. У тебя, по сути, не было опыта участия ни в одной профессиональной организации, ты бегал одни миксы. Но смотреть по показателям случайного состава — это неправильно, потому что по факту у тебя не было нормальной команды. Поэтому я на это не смотрел».
Опытные игроки спрашивали, что это за слабый игрок, впечатление их было брезгливым. Но после того как я отыграл, они поменяли мнение. Потом сказали на всякий случай приготовить загранпаспорт, потому что думали, кого из нас двоих брать, — через неделю была поездка запланирована на Starladder (киберспортивная многофункциональная площадка. — Properm.ru.) в Китае, на финал.
Тогда я не поехал. Но и не расстроился. Я не должен был там вообще находиться, на этом тесте. Меня просто заметили, мотивировали.

— У тебя было 65-е место по планете в CS: GO, насколько помню…

— Это не предел, я думаю. Это только начало.

— Есть перспектива развития киберспорта в России, тем более у нас в крае?

— Знаю, что уже сейчас владелец клубов 59.FPS Паша Федотов этим занимается, старается развивать. Клуб Good Game тоже старается турниры проводить. Последний раз я ездил в Ижевск (нас повез Паша Федотов за свой счет), играли против московских команд, заняли второе место. Как-никак опыт… Но я бы чуть по-другому развивал это — возил или приглашал бы разные команды и игроков.

— Однако спонсоры нужны, чтобы оплачивать коллективам переезды-перелеты. Было бы хорошо, чтобы государство какую-то часть расходов брало на себя…

— А государство помогает — делает Кубок России для студентов. Когда я был игроком Политеха, мы впервые в истории Пермского края заняли второе место по вузам. Правда, это больше держится на студенческой инициативе, не централизовано. Никакие гранты не выделялись, никакой официальной поддержки не было. А сейчас там вроде стипендии по 10–15 тыс. киберспортсменам.
Киберспорт у нас лучше развивается, чем тот же футбол. С каждым годом количество крупных игроков именно из России на международных турнирах растет, они занимают лидирующие позиции по общему количеству игроков на турнирах. Раньше там были датчане, украинцы. Россия была топ-5, топ-6, топ-7, а сейчас лидирует.

— Чего не хватает киберспорту, чтобы он развивался и был так же популярен, как, условно, футбол?

— Времени. Плюс усилий разработчиков, чтобы они не забрасывали свое дело, как-то улучшали игру, комьюнити. Если они будут этим заниматься, то будут и новые спонсоры приходить, и новые компании. Сейчас в киберспорт приходят «Ауди», БМВ, «Макдональдс».

— Уход «Макдональдса» из России не мешает ему спонсировать команду?

— Entropiq — это же русский состав.

— Они же уехали! Как и состав российской команды Gambit, которые сейчас полностью под шефством североамериканской организации Cloud9…

— Они уехали, но состав русский. Организация чешская. Не знаю, значит, другие должны быть спонсоры, необязательно «Макдональдс».

— Часто задают вопрос: люди нажимают несколько кнопок и зарабатывают деньги — за что им платят? Как бы ты ответил — за что ты получал деньги как киберспортсмен?

— Просто нажимая две кнопки. Но это же огромная концентрация! Люди попросту не понимают. Они видят результат, но никто не видит процесс, чего это стоит. Я когда «две кнопки» начал нажимать, сразу куда-то попал. Потом тренировался часами. Разбирался, смотрел обучающие видео, изучал, как стрельба работает…

— Считаешь, что достиг точки успеха? Или есть неопределенный потолок развития?

— Не достиг ни в коем случае. Есть мелкие достижения — для кого-то они могут быть крупными, всё относительно. Для себя считаю полезным мелкие выигрыши в командах.

— Сколько тебе киберспорт приносил, если по порядку цифр, и в какой валюте?

— За общее игровое время это 2,5 млн рублей. Но можно играть и вообще ничего не получать. Последние два года я практически ни копейки не заработал.

— Заработок со стримов есть?

— Был. Донаты были. Но особо сейчас не стримлю.

— Dota 2 или CS: GO? И почему?

— CS: GO. Хотел изначально играть в Dota 2. Но потом в игре начались какие-то изменения. Я подумал: зачем мне играть в игру, если через месяц она поменяется, и мне опять всё заново изучать. Dota 2 — хорошая игра. До сих пор продолжаю играть, так, для себя.

— Сколько часов у тебя наиграно в CS: GO?

— Тысяч 13, наверное.

— Были ли моменты, когда нужно было бросить всё, уйти из сферы киберспорта? Что останавливало?

— Да, на какой-то момент я и забрасывал. Первый курс Политеха. Я сдал ЕГЭ: физика, математика, русский. Только физику нормально сдал. 50 баллов для физики — это более-менее. Мне пришлось отучиться на одни пятерки целый год, чтобы перевестись с контракта на бюджет. Перевелся, стал дальше играть, по 17–30 часов. Потом 2–3 часа в день, и то не каждый. Забрасывал, грубо говоря. Меня в тот момент организация DreamEaters звала в самый первый свой состав. Я отказался. Как только начинал думать о работе, появлялись какие-то движения: своя кибершкола, предложения…

— Что можешь сказать школьникам с горящими глазами, которые забывают про учебу, хотят стать киберспортсменами?

— Плохая идея. Тот же Борис Magixx. Круглый отличник, с золотой медалью окончил. Играет с Team Spirit.

Школьники пусть играют, но не забрасывают учебу. Как только будет конкретное предложение, хотя бы от тир-2 команды, где будет заработок, а ты уже готовый игрок, то это перспектива. Если со школой проблемы, то даже если есть контракт, всё равно нельзя забрасывать учебу. А если контракта или предложений нет, а он просто играет в faceit, то это ни к чему хорошему не приведет.

— Ты недавно открыл кибершколу. Что за проект? Сколько примерно можно принести тебе как человеку, который преподает искусство стрельбы в игре? Как это работает, расскажи.

— Кибершколу открыли с другом, называется «Про АВП». Изначально я просто сделал новость: тренировки, цена, приходите, кто хочет. Пришли два или три человека. Я затестил, как это работает, хорошие я знания даю или воду лью. Проверил, пошли результаты после первой тренировки. Я сам удивился.

Затем мы с другом открыли школу. Начали чуть-чуть таргет крутить. Друзья более медийные, хорошие знакомые помогали… Начали приходить люди. Их не так много. Сарафанного радио нет, но хочется дойти до хорошего профессионального уровня.

— Перспективное бизнес-направление, как считаешь?

— Я не ищу крутого заработка. Хочу научить какого-нибудь человека, который через три года на Major поедет. Для меня именно это будет круто — я азы дал, а он уже на крупном турнире.
Ко мне приходили на тренировку люди с хорошей подготовкой, такой же, как у меня, но у них нет тех знаний, которые я даю. Теперь все довольны. Думаю, перспективно.

— Если бы не киберспорт, Counter Strike, то чем бы ты занимался?

— Спортом профессиональным, футболом.

— Почему?

— Люблю футбол очень. 12 лет им занимался. Это не хоккей, не баскетбол, не единоборства. Честно, всеми видами позанимался. Три года хоккей, потом баскетбол… Смотрел телевизор — тот же биатлон — ни разу на лыжах не катался, но встал и практически сразу поехал коньком. Так же с баскетболом. Спрашивают: где-то занимался? Я хоть и маленького роста был, но играл на уровне занимавшихся несколько лет.

— Сейчас бы стал играть в футбол?

— Да, но есть травма. На горнолыжке сильно падал, поэтому со спортом дальнейшую жизнь профессионально не связать. Наверное, поэтому я киберспортcмен.

#Спецпроекты #Общество #Интервью #Киберспорт
Подпишитесь