Трамвай желаний. Знакомые Ротенбергов займутся обновлением трамвайного хозяйства в Перми и других городах

Трамвай желаний. Знакомые Ротенбергов займутся обновлением трамвайного хозяйства в Перми и других городах

21 ноября 2022, 07:00
За ремонт трамвайной инфраструктуры в Перми и закупку новых трамваев будут расплачиваться 20 лет, всего потратят 31,8 млрд рублей. Как, кто, когда и что будет делать?

Власти Пермского края, Перми и компания «Мовиста регионы Пермь» заключили концессионное соглашение о модернизации трамвайной инфраструктуры Перми. Концедентом является муниципалитет, концессионером — «Мовиста регионы Пермь». Объектом соглашения — трамвайное хозяйство города и подвижной состав.

«Механизм концессии является общепризнанным инструментом привлечения средств на реализацию крупных инфраструктурных проектов в короткие сроки, результат от которых граждане получат сразу, с возможностью длительной отсрочки платежа. С 2010 года в Перми было отремонтировано 17 км трамвайных путей. По условиям же концессионного соглашения будет отремонтировано 35 км за 3 года», — попросили отметить в пресс-службе правительства региона.

Концессионер обязан разработать проекты, по которым построит новые и реконструирует существующие участки трамвайной сети, отремонтирует здания и сооружения депо; также он должен приобрести трамваи, 44 вагонов. Срок работ — до 2025 года.

Что было ДО

Трамвайным парком Перми управляет МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ), он же с 2019 года управляет и автобусными перевозками. Всего в Перми действуют восемь трамвайных маршрутов. Как сообщили в МУП «Пермгорэлектротранс», фактическая протяжённость трамвайных путей составляет 107,6 км. Порядка 80% находится в нормативном состоянии, но имеют большой коэффициент износа и требуют выполнения мероприятий по капитальному ремонту. При этом данные участки пригодны для эксплуатации и осуществлять перевозки пассажиров по таким путям можно.

На балансе МУП «Пермгорэлектротранс» числится 148 вагонов, находящихся в исправном состоянии и соответствующих всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. В вагонах, выпущенных ранее 2010 года, нет системы кондиционирования, низкого пола для перевозки маломобильных пассажиров, систем активной и пассивной безопасности, современного электронного оснащения. Дооборудовать такие трамваи и повысить их уровень комфортна невозможно из-за конструктивных и технических особенностей вагонов. В связи с этим устаревшие модели требуют планомерной замены на современный подвижной состав.

В имущественный комплекс МУП «Пермгорэлектротранс» входят два трамвайных депо: «Балатово» и «Красный октябрь». Инфраструктура депо пригодна для эксплуатации и выполняет свои функциональные задачи, но физически и морально устарела. Существующие здания, сооружения, инженерные сети и оборудование требуют реконструкции и обновления. В целях совершенствования производственных процессов для обслуживания и ремонта современного подвижного состава необходимо модернизировать ремонтные помещения, увеличить площади для стоянки и ремонта вагонов, обновить оборудование для технического обслуживания, организовать круглогодичную мойку, реконструировать административные здания и коммуникации.


Пермяки помнят, что недавно покупали новые трамваи: с 2019-го по 2021 год закуплено 24 новых вагона. Из-за этих сделок в 2021 году ПГЭТ получил 212 млн рублей чистого убытка (по данным СПАРК). Источник «Коммерсантъ-Прикамье» в мэрии пояснял, что убыток — «технический», так как ПГЭТ заложил расходы на амортизацию купленной техники. Без этих расходов за 2021 год предприятие получило бы примерно такую же чистую прибыль, что и годом ранее (23 млн рублей).

В феврале 2022 года Пермский край заявил о планах принять участие в федеральной программе модернизации городского электротранспорта. Минтранс РФ одобрил заявку региона. В мае 2022 года в пермскую мэрию от компании поступила частная концессионная инициатива. В июле 2022 года пермские власти и «Мовиста Регионы» согласовали параметры трамвайной концессии. В сентябре администрация Перми подвела итоги рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения по модернизации трамвайной сети. И позже подписала договор с единственным заявившимся участником конкурса — ООО «Мовиста Регионы Пермь».

Концессионное соглашение трехстороннее: его подписали концессионер, концедент, которым выступит Пермский городской округ, и Пермский край. Почему нельзя было обойтись без участия Пермского края, ведь речь идет о муниципальном хозяйстве? В пресс-службе минтранса пояснили, что механизм концессии подразумевает среди участников соглашения представителей субъекта России, выступающих гарантом данного инструмента реализации проектов.

Что будет ПОСЛЕ

Трамвайный комплекс Перми будет передан в концессию оператору, который с привлечением бюджетных кредитов, средств Фонда национального состояния (ФНБ) и госкорпорации ВЭБ.РФ отремонтирует трамвайные пути, реконструирует депо «Балатово» и закупит новые вагоны. Модернизация трамвайной сети Перми предполагает ремонт 35 км одиночного пути (кмоп), реконструкцию депо «Балатово», обновление семи тяговых подстанций и покупку 44 новых вагонов. Из них 30 единиц могут поставить в Пермь уже в 2023 году, оставшиеся — в течение 2024 года.

Концессионер должен будет заменить пути, узлы, светофоры, опоры контактной сети, кроме того, обустроить посадочные площадки, благоустроить территорию вокруг путей, а также обеспечить озеленение и освещение трамвайной сети. Трамвайные узлы должны обеспечивать среднюю скорость прохождения подвижного состава не менее 20 км/ч.

В трамвайном депо нужно будет менять и ремонтировать: подъездные пути, открытые площадки для хранения подвижного состава; инженерную инфраструктуру, бытовые помещения для персонала; складские помещения; помещения для диспетчеризации и управления движением. Кроме того, концессионер должен будет закупить новое и отремонтировать существующее оборудование (кран-балки; смотровые канавы с домкратами; станковое оборудование; трансформаторная подстанция и иное оборудование, необходимое для содержания подвижного состава в нормативном состоянии).

Трамваи, которые закупят, скорее всего, «Львята» (44 односекционных вагона с низким уровнем пола). Весь подвижной состав должен быть оборудован кондиционерами, информационными табло, видеорегистраторами и видеонаблюдением, датчиками подсчета пассажиров, валидаторами.

Ремонтировать трамвайное хозяйство будут в четыре этапа. Первый этап — проектирование ремонта объектов второго этапа. Второй этап — проектирование ремонта объектов третьего этапа, реконструкция 10 кмоп, закупка спецтехники. Третий этап — проектирование ремонта объектов следующего этапа, реконструкция 10 кмоп. А четвертый, последний этап, самый насыщенный: реконструкция 15 кмоп, ремонт трамвайного депо и закупка 44 трамваев.

Условием реализации проекта является передача трамвайного комплекса в концессию «Мовиста Регионы Пермь» на 20 лет. Предполагается, что МУП «Пермгорэлектротранс», которое сегодня им управляет, и концессионер будут совместно руководить трамвайными перевозками. Как это будет осуществлено, непонятно. Что будет с ПГЭТ, тоже непонятно.

Кто за что платит?


Модернизация должна быть осуществлена с 2023 по 2025 год. Согласно проекту, общий размер платы за модернизацию трамвайной инфраструктуры составит 31,8 млрд рублей. В эту сумму входят капитальный грант (4,6 млрд), инвестиционный (19,6 млрд) и эксплуатационный платеж (7,6 млрд). Капитальный грант будет выплачен за 10 кварталов, с 2023 по 2025 год. Выплаты по инвестиционным и эксплуатационным платежам разделены на 79 платежных периодов.

Инвестиционный платеж (19,6 млрд) в долгосрочном периоде «покрывает» расходы на инфраструктуру, приобретение подвижного состава. Эксплуатационный платеж (7,6 млрд) направлен на текущие расходы на перевозку пассажиров. При этом обязанность по выплате «возвратных» платежей на половину этой суммы берет на себя Правительство Пермского края, остальные 50% — средства бюджета Перми.

Стоимость непосредственно работ составит 16,1 млрд рублей. Из них 4,4 млрд — безвозвратная субсидия из средств федерального бюджета, а также средства Фонда национального благосостояния, ВЭБ.РФ, 11,7 млрд — средства, привлеченные компанией-концессионером (собственные и заемные по субсидируемой ставке 5,5% через ФНБ и корпорацию «ВЭБ.РФ»).

Концессионное соглашение заключается на 20 лет, выплаты по инвестиционному платежу производятся ежеквартально, все выплаты по нему разбиты на 79 кварталов, сумма выплат по каждому кварталу варьируется в пределах 200–300 млн рублей. Эксплуатационный платеж разбит на 69 кварталов и варьируется в пределах 80–120 млн рублей ежеквартально.

Инвестиционный платеж выплачивается концессионеру для финансирования его расходных обязательств, связанных с подготовкой проектной документации, выполнением работ по строительству и реконструкции инфраструктуры и приобретением подвижного состава. Также за счет инвестиционного платежа ООО «Мовиста Регионы Пермь» сможет осуществлять погашение займов, которые будет привлекать на эти цели. Эксплуатационный платеж предоставляется компании для финансирования эксплуатации трамвайной инфраструктуры.

Этапы работ

Этапы создания, наверняка, заинтересуют пермяков, ведь это будет и перекрытие дорог, и изменения в движении транспорта. Особенно интересно будет тем, кто живет вдоль трамвайных путей — надо же посмотреть, когда начнется ремонт под окнами. А еще мамам, которые в некоторых местах уже не могут перетащить коляски через разбитые пути, и пожилым людям, которые в этих же местах не могут пройти без посторонней помощи.

Примерный план-график работ по «трамвайной концессии»:

Очередь Мероприятия Срок
Очередь 1 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Куйбышева от улицы Революции до улицы Белинского III квартал 2022 года — IV квартал 2022 года
Очередь 2 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Мира от улицы Стахановская до улицы Свиязева III квартал 2022 года — IV квартал 2022 года
Очередь 3 Приобретение 1 односекционного трамвая IV квартал 2022 года
Очередь 4 Реконструкция трамвайных путей по улице Куйбышева от улицы Революции до улицы Белинского I квартал 2023 года — II квартал 2023 года
Очередь 5 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Пушкина, улице Борчанинова I квартал 2023 года — II квартал 2023 года
Очередь 6 Приобретение 29 односекционных трамваев II квартал 2023 года
Очередь 7 Реконструкция трамвайных путей по улице Мира от улицы Стахановская до улицы Свиязева II квартал 2023 года — IV квартал 2023 года
Очередь 8 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Ленина от улицы Куйбышева до улицы Парковая II квартал 2023 года — IV квартал 2023 года
Очередь 9 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Сибирская, улице Чернышевского, улице Белинского II квартал 2023 года — IV квартал 2023 года
Очередь 10 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Дзержинского III квартал 2023 года — IV квартал 2023 года
Очередь 11 Реконструкция трамвайных путей по улице Пушкина, Борчанинова III квартал 2023 года — IV квартал 2023 года
Очередь 12 Реконструкция трамвайных путей по улице Ленина от улицы Куйбышева до улицы Парковая I квартал 2024 года — III квартал 2024 года
Очередь 13 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Петропавловской от станции Пермь II до улицы Крисанова, от улицы Крисанова до улицы Борчанинова II квартал 2024 года — IV квартал 2024 года
Очередь 14 Проектирование реконструкции трамвайных путей по улице Петропавловской от улицы Борчанинова до улицы Куйбышева II квартал 2024 года — IV квартал 2024 года
Очередь 15 Реконструкция трамвайных путей по улице Сибирская, улице Чернышевского, улице Белинского III квартал 2024 года — IV квартал 2024 года
Очередь 16 Реконструкция трамвайных путей по улице Дзержинского III квартал 2024 года — IV квартал 2024 года
Очередь 17 Приобретение 14 односекционных трамваев IV квартал 2024 года
Очередь 18 Реконструкция трамвайных путей по улице Петропавловской от станции Пермь II до улицы Крисанова, от улицы Крисанова до улицы Борчанинова I квартал 2025 года — II квартал 2025 года
Очередь 19 Реконструкция трамвайных путей по улице Петропавловской от улицы Борчанинова до улицы Куйбышева I квартал 2025 года — II квартал 2025 года
Очередь 20 Проектирование реконструкции, реконструкция трамвайного депо «Балатово» и приобретение специальной техники III квартал 2022 года — IV квартал 2024 года
Очередь 21 Ввод в эксплуатацию всей трамвайной инфраструктуры и подвижного состава, предусмотренных соглашением II квартал 2025 года

Проект будет реализован в четыре этапа. На первом (2022–2023) будут проведены проектно-изыскательские работы по капремонту трамвайных путей, реконструкции депо и тяговых подстанций, кроме того, будут закуплены пять новых трамвайных вагонов. По данным Properm.ru, проектирование уже идет.

На втором этапе (2023) запланирован капремонт трамвайных путей по улицам Куйбышева, Мира, Пушкина и Борчанинова общей протяженностью 14,9 км, обновление 25 единиц подвижного состава и четырех тяговых подстанций, а также начало реконструкции депо.
В рамках третьего этапа (2024) отремонтируют 14,2 км путей по улицам Ленина, Сибирской, Чернышевского, Белинского, Дзержинского, обновят 14 вагонов и три тяговые подстанции, завершат реконструкцию депо.
На улице Петропавловской капремонт трамвайных путей предполагается лишь в 2025 году, на заключительном четвертом этапе. Также будет отремонтировано 5,6 км путей от Перми II до ул. Крисанова.

После завершения работ почти на 30% повысится скорость движения вагонов и существенно снизится уровень шума. На линии выйдут современные комфортабельные трамваи, приспособленные для перевозки маломобильных пассажиров. Ежедневно трамвайным сообщением по всем маршрутам смогут воспользоваться (в среднем в год) 27,5 млн человек.

Почему-то в соглашении нет информации, сколько денег на каждый этап будет потрачено. Можно было бы предположить, что разбивка по пунктам «этап/деньги» появится, когда будет готов проект. Но общего проекта не будет, будет много небольших проектов по каждому участку реконструкции, ремонта или строительства.

Также в концессионном соглашении нет информации о дальнейшей работе концессионера, непосредственном управлении трамвайной инфраструктурой. Нет данных о предполагаемой выручке, о том, будет ли из бюджета покрыта разница между плановой выручкой и полученной в реальности. Нет никаких примерных финансовых показателей будущей работы.

Трамвайное кольцо

ООО «Мовиста регионы» принадлежит Александру Советникову и АО «Новтри». АО «Новтри» принадлежит Александре Орловой (Созыкиной), гендиректор компании Дмитрий Ким, юрлицо зарегистрировано в Москве. Руководителю «Новтри» принадлежит компания «Современные рельсовые системы» с выручкой за 2021 год 531 млн рублей, это единственная компания, которая что-то зарабатывает (из всех упомянутых в публикации). Остальные компании, по данным «СПАРК», за 2021 год и пару предыдущих работают с убытком, среди них и «Мовиста регионы», и ГК «Мовиста», и «Мовиста городской транспорт». В холдинге вообще нет прибыльных компаний.

Александр Советников является гендиректором и владельцем группы компаний «Мовиста». Родился в 1977 году, бизнесмен. Он же руководитель «Мовиста регионы Пермь». Ранее Александр Советников был генеральным директором компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая являлась оператором системы сбора платы с большегрузных автомобилей «Платон». Среди ее учредителей — миллиардер Игорь Ротенберг.

Федеральная программа модернизации электротранспорта была анонсирована в конце 2021 года. Она рассчитана на пять лет, ее общий бюджет оценивается в 400 млрд рублей. Планируется, что в программе примут участие разные города страны. Проекты будут реализованы в рамках концессий. В качестве источников финансирования рассматриваются инфраструктурные бюджетные кредиты, средства Фонда национального благосостояния (не более 25% стоимости проекта) и инвесторов (до 50%), а также кредиты госкорпорации «ВЭБ.РФ».

В Екатеринбурге «Мовиста» уже работает. В мае 2022 года компания выбрала поставщика трамваев для маршрута Екатеринбург — Верхняя Пышма, заключила с московским производителем общественного электротранспорта «ПК Транспортные системы» соглашение о поставке 11 односекционных низкопольных трамваев «Львенок». «Верхнепышминский трамвай» строил ветку Екатеринбург—Верхняя Пышма с 2019 года, по концессионному соглашению. Общая стоимость проекта составляет почти 1,9 млрд рублей. «Вернепышминский трамвай» будет эксплуатировать маршрут в течение следующих десяти лет.

В сентябре 2022 года «Мовиста» в отсутствие претендентов получила концессионное соглашение по обновлению трамвайной инфраструктуры Липецка за 14,5 млрд рублей. Местная структура называется «Мовиста регионы Липецк». Срок концессии — 20 лет. Предполагается обновление 40,8 км путей, закупка 46 трамваев. При этом от властей «Мовиста» получит 24,5 млрд рублей различных платежей и грантов.

В июне 2022 года власти Курска и «Мовиста» согласовали развитие электротранспорта на 12 млрд рублей. Завершиться работы по реконструкции и ремонту должны до 2024 года, а срок концессии рассчитан на 25 лет. За это время компания рассчитывает получить от властей 28,6 млрд рублей.

В проектах соглашений особо оговаривается, что городские власти и власти субъектов «обязаны» обеспечить к началу очередного календарного года наличие в бюджетах средств «в размере, достаточном для финансирования концедентом своих обязательств». При недостатке средств необходимо сообщить инвестору «о планируемых мероприятиях по доведению объема бюджетных ассигнований до необходимого».

«Во избежание сомнений невключение в какие-либо документы бюджетного планирования… влечет начало процедуры изменения или прекращения настоящего соглашения», — отмечается в документации. Примерно во всех регионах проектирование планируют начать в 2022 году, а реконструкцию в 2023-м.

В «Мовиста регионы Пермь» отказались от комментариев на данном этапе работ.

#Спецпроекты #Мнения #Общество #Концессия #Трамваи
Подпишитесь