Последнее слово бывшей руководителя межрайонного отдела УФССП Александры Мардановой снова перенесли. Она выступит 21 декабря, а 22 декабря уже могут начать оглашать приговор. Это связано в том числе с тем, что в Мотовилихинский суд поступило ходатайство из Пермского районного суда, что до вынесения приговора Мардановой необходимо допросить ее по делу бывшего руководителя Игоря Кожевникова.
В прениях подробно рассказала о том, как обналичивались деньги разных компаний через исполнительные производства, и о том, как она оказалась в схеме обналичивания средст с арестованных счетов компаний через исполнительные производства УФССП. По словам женщины, в декабре 2016 году только что назначенный руководитель ведомства Игорь Кожевников позвал Марданову к себе в кабинет и предложил ей быстрый карьерный рост и премии. Условием было только одно: переключить схему обналичивания денег с людей бывшего руководителя Николая Хачетлова на Кожевникова. За это он пообещал Мардановой быстрый карьерный рост и премии.
Как говорит Марданова, Кожевников заявил ей, что она должна слушаться и всё «делать правильно». Иначе — он угрожал ей проблемами с правоохранительными органами. Чуть позже, рассказывает Марданова, она познакомилась с на тот момент прокурором Индустриального района Сергеем Мураем. Она помогала его знакомому Олегу Матяжу (сейчас он находится в федеральном розыске) с обналичиванием средств его знакомых. «Бояться тебе надо только прокурора — меня», — сказал Мардановой Мурай.
Как рассказывает бывшая пристав, однажды Мардановой был объявлен выговор по службе. Она встретилась с Кожевниковым, и заявила, что сообщит о незаконной деятельности в спецслужбы. Тогда, по ее словам, приказ о неполном служебном соответствии был отозван.
Марданова попросила учесть суд то, что она воспитывает двух детей, в возрасте одиннадцать лет и один года, с бывшим мужем находится в разводе. Также она перечислила в качестве смягчающих обстоятельств наличие тяжёлых болезней. В связи с этим она попросила суд назначить ей отсрочку наказания до достижения детьми 14 лет.
Её адвокат поддержал ходатайство, напомнив суду, что Марданова полностью признала вину, явилась с повинной и активно сотрудничала со следствием. Как отметил защитник, она полностью выполнила условия досудебного соглашения. Он попросил назначить более мягкое наказание, чем это предполагает закон и назначить отсрочку его исполнения.
Марданова проработала в ведомстве с 2011 года, начав карьеру с должности пристава-исполнителя. В 2014 году ее перевели в Пермь, где она возглавила Ленинский отдел, а потом и Индустриальный. В 2017 году только что назначенный руководитель службы Игорь Кожевников предложил ей стать руководителем межрайонного отдела, а потом и его заместителем. В мае 2018 года Марданову уволили из УФССП.
Гособвинение требует оштрафовать Марданову на 3 млн рублей, приговорить к 8 годам колонии общего режима, запретить на 6 лет занимать должности на государственной службе. Дополнительно ее просят лишить классного чина советник юстиции третьего класса, а также взыскать и обратить в доход все полученные в виде взяток деньги — 15 млн рублей
Как Марданова рассказывала ранее на допросе по делу Кожевникова, ее интересовал только карьерный рост. За быстрое продвижение по карьерной лестнице, утверждает подсудимая, ей было предложено организовать систему обнала через исполнительные производства. Нужно было быстро оформлять заявления на перечисление денег по решениям комиссий по трудовым спорам. За это Кожевников хотел 2% от обналичиваемых сумм, рассказывает Марданова.
Обвиняемая свою вину признала и заключила со следствием досудебное соглашение. Ее подельники — бывший главный судебный пристав Игорь Кожевников и бывший прокурор Индустриального района Сергей Мурай — в рамках своих судебных процессов заявляли, что Марданова оговорила их, а все доказательства следствия построены только на ее словах. Уголовное дело Кожевникова уже поступило в Пермский районный суд, его начнут рассматривать 15 ноября.
Мардановой вменяется один эпизода мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), 38 эпизодов взяточничества в особо крупном размере — в том числе в составе организованной группы (11 — п. а ч. 5. ст. 290 УК РФ, 27 — п.п. а, в ч. 5. ст. 290 УК РФ) и один эпизод злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ).
Уголовное дело в отношении экс-руководителя УФССП Игоря Кожевникова, Мардановой и их подчиненных Юлии Пенькевич, Екатерины Путиной и Максима Тукмачева расследовалось в СУ СКР по Пермскому краю с июня 2018 года. Всего в преступную группу судебных приставов, по данным следствия, входили 15 человек, в том числе — экс-прокурор Индустриального района Сергей Мурай. Он был задержан и помещен в СИЗО, оперативные мероприятия проводились органами следствия во взаимодействии с сотрудниками УФСБ России по Пермскому краю и прокуратуры Пермского края. Ряд эпизодов уголовного дела в отношении Мурая связан с преступлениями, в которых подозревается Кожевников. Исполнителями в группе были бизнесмены Дмитрий Варламов, Владимир Михеев, Евгений Семенищев, а также жители Пермского края Валерий Панченко и Дмитрий Коротких.