Posted 13 декабря 2022, 05:02

Published 13 декабря 2022, 05:02

Modified 2 марта 2023, 14:32

Updated 2 марта 2023, 14:32

Пермь будет строить корабли. Судостроительная отрасль — снова одно из ключевых направлений промышленности

Пермь будет строить корабли. Судостроительная отрасль — снова одно из ключевых направлений промышленности

13 декабря 2022, 05:02
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru.
Сюжет
Пермь 300
Губернатор принял решение возрождать судостроение. И всего за полтора года работы «Пермская судоверфь» восстановила производство и приступила к исполнению своих первых контрактов. Похоже, пермяки очень ждали этого. Предприятие с 90-летней историей показало, что сдаваться не собирается.

Почему корабль побеждает волны, хотя их много, а он — один?

Потому, что у корабля есть цель, а у волн — нет.

Уинстон Черчилль

Сказать, что городу на большой реке очень важно развитие судостроения, — это ничего не сказать. Пермяки гордятся Камой, по-хорошему болеют водой, выпускники каждый год катаются на речных трамвайчиках, дачники добираются до своих фазенд на пассажирских теплоходах. Пермское речное училище выпускает специалистов, которые работают на грузовых и пассажирских судах по всему миру.

«Как провожают пароходы»

30 июля 1931 года считается датой рождения самого крупного в СССР судостроительного завода того времени. На территории Пермской судоверфи был заложен корпус 150-сильного буксирного судна «Пермский первенец», а уже в 1932 году буксир был сдан заказчику — Вятскому речному пароходству (позднее буксир был переименован в «Сергей Костриков»).

До этого, в 1928 году, завод был внесен в Госплан РСФСР. Для обслуживания бассейнов Камы и Волги нужен был речной флот. Для дноуглубительных работ нужен был технический флот.
Место для строительства судоверфи было определено в районе Нижней Курьи, в затоне.

Проектировался завод как крупнейшая комбинированная база речного судостроения для обеспечения Волжско-Камского бассейна и частично рек Сибири речными судами и механизмами. Смотрим на фото выгрузки строительных материалов для будущей судоверфи — сейчас эти места уже не узнать, так изменились.

Стройка была признана первоочередной, к ней привлекали и иностранных специалистов. 5 тыс. человек из числа местных рабочих и спецпереселенцев построили 6 цехов. Для подготовки кадров в январе 1931 года была создана школа фабрично-заводского ученичества.

Ветеран завода «Кама», экскурсовод Антонида Медведева с удовольствием, много и красочно рассказывает о родном предприятии и продукции, которую он выпускал и выпускает. С 1932 года на заводе было начато постепенное внедрение электросварки (вместо клепаной конструкции). Первый буксир со сварным корпусом был успешно сдан в навигацию в 1935 году. До начала Великой Отечественной войны было построено 135 буксирных пароходов и до 50 хозяйственных катеров.

Антонида Медведева: — Сначала завод выпускал пароходы-колесники, затем перешел на более мощные суда. Кроме того, делали трамваи для речного флота, изготовляли толкачи, буксиры, нефтерудовозы. Нефтерудовоз «река-море» до сих пор пользуется спросом на Черном и Средиземном море. Во время войны завод изготовлял бронекатер, который хорошо использовался на Волге, Шпрее, Дунае, дошел до Германии, до Берлина.

В военное время наряду с производством противолодочных, противокатерных и противоторпедных сетей развивалось военное судостроение. Выпускали 85-мм зенитные снаряды и детали к реактивным снарядам М-13. В 1942 году было запущено серийное строительство малых речных бронекатеров проекта 1125.

Пермские бронекатера принимали участие в обороне Сталинграда, участвовали в освобождении Бухареста, Вены, Белграда. После Великой Отечественной войны завод строил большие озерные буксирные теплоходы, плашкоуты, насосные станции.

Завод был единственным в Советском Союзе поставщиком противолодочных, противоторпедных и противодиверсионных сетей для Военно-морского флота.
После приватизации предприятия был заключен ряд экспортных контрактов — пермские сети широко использовались для защиты дорог от камнепадов. С 1967 года в Перми выпускали нефтерудовозы, всего было построено 61 судно.


В 1999 году завод построил теплоход-химвоз для Нидерландов, позже — еще три судна по аналогичным заказам. В 2006 году приступили к строительству головного балкера (сухогруз-контейнеровоз) неограниченного района плавания. Их построили два: «Соликамский-6801» («Олимпия») и «Соликамский-6802» («Александр»). Грузоподъемность — 6,8 тыс. тонн (больше, чем у всех ранее строившихся судов, почти в полтора раза). Оба балкера находятся в активной эксплуатации.

В 2018 году был заказ от частных лиц на постройку двух моторных катеров, они предназначены для служебно-разъездных и туристических целей.

«Чтобы на Каме снова закипела жизнь»

Работа Пермской судоверфи была возобновлена по инициативе губернатора Пермского края Дмитрия Махонина. Сопровождением проекта по развитию судостроительной отрасли региона занимается «Фонд развития Пермского края». Компания «Пермская судоверфь» зарегистрирована в июле 2021 года. Генеральным директором компании назначен Сергей Багаринов.

Всего полтора года назад было заявлено, что основные направления работы компании — строительство и ремонт судов.
И уже в сентябре 2021 года на XVI Международной выставке «НЕВА 2021» в Санкт-Петербурге «Пермская судоверфь» и «Эмпериум», занимающееся производством инновационных электросудов, подписали меморандум о сотрудничестве. В 2022 году компании заключили договоры на разработку проектно-конструкторской документации и строительство речных причалов для судов на электротяге.

Сергей Багаринов, генеральный директор ООО «Пермская судоверфь»: — В июле 2021 года Корпорация развития Пермского края выкупила имущественный комплекс судозавода, на базе которого было организовано «Пермская судоверфь». Возвращено историческое название, датированное 1931 годом. В прошлом году компания отметила 90-летний юбилей. Предприятие заключило полномасштабный контракт на изготовление остановочных комплексов для судов на электротяге. В августе 2022 года отгружены в Москву первые четыре остановки.

По условиям контракта с мэрией Москвы АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» строит 21 пассажирское судно на электрической тяге, устанавливает 23 плавучих причала, два пункта базирования флота и шесть береговых зарядных станций. Производством инновационных электросудов занимается «Эмпериум», «Пермская судоверфь» строит плавучие причалы для судов на электротяге.

В 2022 году «Пермская судоверфь» заключила очередной контракт на строительство высокотехнологичных плавучих остановочных комплексов. К началу навигации 2023 года будет выпущена серия из 7 остановок Ecostation D10. Как уверяют на предприятии — это не предел.

Условиями контракта предусмотрено полное оснащение остановок. Для пассажиров, ожидающих свой рейс, предусмотрены буфет, санузел, wi-fi, USB-розетки встроенные в корпуса кресел и ряд других современных решений.

В октябре 2022 года на первом Всероссийском круизном форуме (проходил в Перми) «ВодоходЪ», «Эмпериум», «Пермская судоверфь» и Пермский край заключили четырехстороннее соглашение о сотрудничестве. Планируется, что взаимодействие будет направлено на развитие речного туризма, пассажирских перевозок водным транспортом в Прикамье, а также на создание нового, современного и экологически чистого водного транспорта на электрической энергии и соответствующей транспортной и зарядной инфраструктуры.

Дмитрий Махонин отметил, что суть соглашения — продолжение совместной работы по развитию речного пароходства по Каме. «Компании, подписавшие документ, уже находятся в тесном взаимодействии с нашей «Пермской судоверфью», реализуя в кооперации проект строительства электротранспорта на Москве-реке. Мы понимаем, что Кама — это наше достояние. Это тот ресурс, который должен приносить пользу людям. Поэтому совместная работа с крупнейшими туроператорами и эксплуатантами судов, а также с промышленниками отрасли будет играть ключевую роль в достижении нашей цели — чтобы на Каме снова закипела жизнь», — подчеркнул Дмитрий Махонин.

Генеральный директор «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов сообщил, что в рамках соглашения компания намерена в 2023 году увеличить количество судозаходов в Пермский край в два раза в сравнении с 2022 годом. «Более того, для трех теплоходов Пермь станет точкой отправления по круговым маршрутам. Надеемся, что благодаря этому жители Пермского края и других регионов получат больше возможностей для круизного отдыха. Кроме того, мы активно обсуждаем с руководством Прикамья планы по запуску в крае судов на электротяге. Такие проекты реализуемы только при активной заинтересованности региона и бизнеса. Мы готовы строить и эксплуатировать судна, а задача региона — обеспечить причальную и зарядную инфраструктуры», — рассказал Ришат Багаутдинов.

Исполнительный директор «Эмпериума» Денис Ткачев рассказал о планах сотрудничества компании с регионом в части судостроения: «В лице правительства Прикамья и Пермской судоверфи мы уже нашли надежных партнеров. Наша компания имеет большой пул заказов и готова делиться ими с Пермским краем. Рассчитываем, что данные проекты позволят вывести судостроительную отрасль региона на новый уровень».

В первую неделю декабря 2022 года стало известно, что «Пермская судоверфь» рассматривается в качестве площадки для строительства электросудов. Представители компаний АФК «Система», «Эмпериум» и «Водоходъ» с рабочим визитом прибыли в Пермский край. В рамках поездки участники делегации посетили «Пермскую судоверфь», а также провели ряд встреч с представителями правительства края и Фонда развития Пермского края.
Председатель совета директоров «Ситроникс», управляющий партнер АФК «Система» (в которую входит «Эмпериум») Алексей Катков высоко оценил перспективы развития пермской компании: «Пермская судоверфь» — уникальное для региона предприятие с большим потенциалом. Опыт работы компании и будущая модернизация производства позволит площадке не только изготавливать остановочные комплексы «Ecostation», но и приступить к серийному строительству современных судов».

Член совета директоров «Пермская судоверфь» Армен Арутюнян добавил, что на встрече стороны договорились до конца текущего года проработать вопрос строительства электросудов на судозаводе. «Основная задача сейчас — подготовить предприятие к работе с цветными металлами. Для этого мы сформировали предварительный план мероприятий, который позволит модернизировать «Пермскую судоверфь» без остановки текущего производственного процесса», — сообщил Армен Арутюнян.

Помимо инновационных остановочных комплексов, «Пермская судоверфь» занимается ремонтом пассажирского и грузового флота, обновлением причальной инфраструктуры региона, изготовлением металлоконструкций для строительных проектов региона, а также проектированием плавучих объектов и причальных сооружений.

Одним из первых судов, спущенных на воду в Пермском крае после ремонта в 2022 году, был плавкран, позже, после ремонтных работ, осуществлен спуск на воду шлюзового буксира-толкача «Прибой», потом буксира-толкача «Шлюзовой 19» (в результате работ днищевая часть корпуса была обновлена более чем на 50%, произведен ремонт двигательно-рулевого комплекса). После плановых ремонтных работ осуществлен спуск на воду несамоходной бункерной баржи грузоподъемностью 2500 тонн. Баржа предназначена для перевозки песка и других сыпучих минерально-строительных материалов.

Кроме того, накопленный опыт позволяет реализовывать и другие металлоемкие проекты, например, производство площадок для сбора ТКО нового образца для улиц Перми и Пермского края. В этом году «Пермская судоверфь» изготовила и передала региону первую партию (более 130) таких площадок.

Новая история. Новая промышленность

С 2021 года производственные мощности «Пермской судоверфи» развиваются в рамках прорывного проекта «Новая промышленность». Территория предприятия включена в Особую экономическую зону промышленно-производственного типа «Пермь», создание и регистрация которой в июле 2022 года утверждены Постановлением Правительства РФ.

Особая экономическая зона, по словам губернатора, позволит создать ряд промышленных предприятий и производств. «В результате реализации проекта «Новая промышленность» планируется открыть порядка 2 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, а после реализации — увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты Пермского края и территорий на 2 млрд руб. в год», — подчеркивал Дмитрий Махонин.

Глава Прикамья акцентировал, что создание ОЭЗ позволит привлечь в экономику региона дополнительные инвестиции, а также решить ряд важных для края задач. По его словам, ОЭЗ станет новой для региона формой поддержки бизнеса.

Заместитель председателя Правительства РФ, полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поддержал создание ОЭЗ в регионе. «У края есть уникальный потенциал. Это неоднократно отмечал и президент Российской Федерации Владимир Путин», — сказал Трутнев.

ОЭЗ послужит стимулом для развития региональной экономики, создания необходимых площадок и размещения на них новых уникальных производств и продуктов, в том числе, не имеющих аналогов в России. Объем инвестиций резидентов составит не менее 35 млрд рублей, вложения в развитие инфраструктуры — 5,4 млрд рублей. Среди якорных резидентов — «Пермская судоверфь».

С мечтой о море. Судостроителям нужны работники

Численность сотрудников «Пермской судоверфи» за год выросла до 120 человек — больше, чем в 2 раза. Главный инженер проекта, отвечающий за кадровую политику «Пермской судоверфи», Владимир Маринкин рассказал, какие кадры нужны судозаводу: «Мы ведем работы над большими, крупными проектами. В связи с этим повышаем количество сотрудников. В основном, нужны такие специальности, как электрогазосварщик, сборщик и рубщик. Сформирована программа наставничества, которая позволит новым специалистам влиться в технологический процесс».

Сборщик корпусов металлических судов (бригадир) Антон Патрушев говорит, что у работы на «Пермской судоверфи» множество преимуществ, в том числе для молодежи: «В начале года в моем подчинении было 9 человек, сейчас 25. На предприятии наращиваются темпы производства. Приходят молодые сотрудники, которых обучают опытные судостроители. Сейчас мы выполняем работы по строительству остановочных комплексов для пассажирских судов на электротяге». По его словам, это интересная, значимая работа, которая очень ценится.

Начальник производства Гамир Зарипов работает на судостроительном предприятии с 2008 года. По его словам, без работы сидеть не приходится. «В настоящее время мы выполняем работы по строительству остановочных комплексов. В мои функции входит руководство всем производством по выполнению данного задания. Также мы выполняем работы по изготовлению площадок для сбора ТКО, входной группы зоопарка, ремонты судов, которые проходят освидетельствование на нашем предприятии», — перечисляет Гамир Зарипов. По его словам, у предприятия всё есть: и заказы, и загрузка, и перспективы, и, конечно, любовь к непростой работе, ведь как ни крути, а судостроение — это про реки. А реки впадают в море.

Подпишитесь