Posted 13 января 2023, 11:02
Published 13 января 2023, 11:02
Modified 2 марта 2023, 14:14
Updated 2 марта 2023, 14:14
…Кто-то где-то спер что-то очень секретное. Настолько секретное, что никто даже не знает, что именно. Да, практически именно с этих слов и начинается новый фильм Ричи. Чтобы выяснить, что именно украли, и найти то, незнамо что, английский чиновник из разведки в исполнении Эдди Марсана нанимает команду агентов-фрилансеров, которые нужны именно для таких нестандартных ситуаций. Куратор группы, стереотипно чопорный и надменный британец Нейтан (Кэри Элвис), первым делом подряжает на работу любителя роскошной жизни за казенный счет суперагента Орсона с говорящим прозвищем Фортуна (Джейсон Стэтхэм). Также в команду берут обворожительную и острую на язык хакершу Сару Фидель (Обри Плаза) и молодого бойца Джей Джея (Багси Мэлоун).
Несмотря на противодействие конкурирующего отряда наемников, они быстро узнают, что след таинственной пропажи ведет к торговцу оружием Грегу Симмондсу (Хью Грант). Чтобы выкрасть у того нужные сведения, шпионы шантажом заставляют им помочь знаменитого киноактера ведь оружейный барон его пламенный фанат. Ну а дальше что и полагается шпионскому фильму — слежка, взломы гаджетов, погони, драки, перестрелки, и всё это в роскошных пейзажах и интерьерах.
На первый взгляд, весь этот достаточно средненький сюжет сильно отличается от привычных авторских проектов Гая Ричи и ближе к его ремесленно-голливудским фильмам. Тем более что, как в «Агентах А.Н.К.Л.» (12+), главные герои — элитные шпионы, а не английские уголовники. Но так только кажется. Ведь на самом деле за фасадом стандартного боевичка с подражаниями современному Джеймсу Бонду скрывается всё тот же лихой фильм о серьезных людях, решающих дела.
В «Операции „Фортуна“» английский режиссер использовал множество своих самых любимых приемчиков. Причем такой их концентрации не было ни в «Джентльменах» (18+), ни в «Гневе человеческом» (18+). Судите сами: банда верных товарищей — есть; некий важный предмет-макгаффин, вокруг которого крутится почти весь сюжет, — на месте; конкурирующая банда, которой тоже нужен этот предмет, — присутствует; очень авторитетный и опасный дядя, от которого почти всё зависит, — вот же он, улыбается.
Кульминация фильма — это самая гаеричевская сцена, которую только можно себе представить. В ней авторитетный и солидный мужчина приходит к придуркам, по глупости его кинувшим, чтобы доходчиво и наглядно пояснить, что произойдет, если он не получит свое назад. От разборок лондонских уголовников в ранних фильмах Гая Ричи эта сцена отличается лишь максимально повышенными ставками — суммы тут звучат с семью нулями, а в качестве инструмента запугивания используются не качки-беспредельщики или свиньи-людоеды, а баллистические ракеты.
Правда, лично авторитет никого не трогает. Ведь, как ни странно для шпионского боевика, в «Операции „Фортуна“» центральные герои вообще не очень стремятся применять насилие, а предпочитают результативно побазарить. Ведь грамотное убалтывание — эффективнее.
И такой дельный подход отлично показан. Все герои, особенно Фортуна, это взрослые и матерые профи, которые, конечно, прекрасно умеют бегать, махать кулаками и делать пиф-паф. Но зачем эти напряги? Профессионалы так не работают. Мозги и подвешенный язык помогают вернее.
Поэтому в фильме просто великолепные, остроумные и очень смешные диалоги, которые, кажется, даже не испортил русский перевод. Любой разговор — настоящий словесный поединок, в котором каждый участник хочет одержать верх и добиться своих целей. И иногда, в зависимости от ситуации, показать, у кого тут крепче balls (да, даже девушка).
Для Ричи настолько важно показать, что слово — это сила, что неторные сцены драк и перестрелок он параллельным монтажом буквально совмещает с очень напряженными разговорами. К тому же, один из центральных персонажей — актер Дэнни Франческо — вообще не боец, и его единственная задача — грамотно приседать на уши. И он с ней прекрасно справляется.
Персонажи лучше всего раскрываются и ярче выглядят именно в блещущих множественными гранями юмора, иронии и интеллекта диалогах, а в экшн-сценах, наоборот, выглядят как не в своей тарелке. Эти сцены хоть и сделаны эффектно и компетентно, но будто с ленцой. И это тоже по-своему оправданно. В том, что Джейсон Стэтхэм способен надрать зад кому угодно, сомнений нет. А вот вывезет ли его герой в словесных схватках? Спойлер — конечно да, но не в каждой.
Умение решать всё миром — главная часть важнейшего качества, которое Гай Ричи больше всего ценит и пестует в своих героях, начиная с «Джентльменов», — профессионализм. Профессионалу не нужны лишние жертвы и проблемы. Ему нужен результат. В одной из сцен Фортуна непростительно для мастера своего дела тупит, отчего приходится применять насилие, что потом скажется на событиях сюжета.
А главным злодеем фильма, как и в «Гневе человеческом», оказывается тот, кто вместо того чтобы вести себя, как профи, устраивает тарарам, вставляет палки в колеса более компетентным коллегам и убивает налево и направо. И как в «Гневе человеческом», герой Стэтхэма его жестоко за это наказывает. Но главное отличие «Операции „Фортуна“» от двух прошлых фильмов Ричи это то, что она не так серьезна по своему настрою, и поэтому персонажи тут могут буквально упиваться своим мастерством. А Джейсон Стэтхэм и Хью Грант, купающиеся в крутизне своих персонажей, и явно кайфуют от этого, — и это поистине завораживающее зрелище.
Словом, «Операция „Фортуна“. Искусство побеждать» — это тот самый полюбившийся россиянам Гай Ричи, но всё же немного другой. Он давно повзрослел и заматерел, а вместе с ним и его герои и киноязык. Ричи наелся бандитских терок, и теперь банкует только по-крупному, как и подобает серьезному, солидному и опытному джентльмену, давно оставившему босяцкие замашки в прошлом. Он стал выдающимся профессионалом, всего добившись сам, и теперь снимает кино про таких же матерых и уверенных мастеров. Но делает это по-прежнему круто, как и в те времена, когда только встал на этот путь.
Текст: Григорий Ноговицын для Properm.ru. Иллюстрации: kinopoisk.ru