Posted 29 января 2023, 14:48
Published 29 января 2023, 14:48
Modified 2 марта 2023, 14:10
Updated 2 марта 2023, 14:10
В последние месяцы на фоне отъезда из России знаменитостей и высококвалифицированных специалистов власти все чаще обсуждают, как дальше с ними поступить. Секретарь Генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак вновь предложил сделать все, чтобы вернуть в страну специалистов и предпринимателей, но рассматривать каждый случай в индивидуальном порядке. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, наоборот, в декабре прошлого года предлагал всем уехавшим из страны после начала СВО россиянам повысить налоги и отменить льготы. Что будет вместе с теми, кто спустя некоторое время вернется в страну, вместе с историками разбирались «Новые известия».
В новостях все чаще можно услышать о возвращении в России иностранных автомобилей, алкоголя или лекарств с помощью параллельного импорта, однако о возврате талантливых или способных людей речи не идеи. Кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский говорит, что такие иммиграции и репатриации происходили почти на всех этапах развития российского государства, но последствия для убегающих были разными.
Например, в эпоху Смуты в начале 17 века люди могли рассчитывать, что им удастся хорошо устроиться на новом месте. Эмиграция с территории Карелии и Ингерманландии после Столбовского мира 1617 года тоже проходила не рискованно: им выделяли целые территории для новых поселений. В 20 веке после революции репатриация прошла в несколько этапов, и люди вспоминали, что столкнулись с ужасающим «гостеприимством».
По словам историка Алексея Кузнецова, советские власти сделали много ошибок, которые сохранились в памяти поколений. Во время эмиграции первой волны, в ходе гражданской войны и после нее, репатриация пошла не по плану, так как власти создавали фильтрационные волны или вовсе запрещали въезд на территорию СССР. Потом по инициативе ОГПУ иммигрантов нанимали на работу как иностранцев по срочному контракту, а затем говорили, что СССР не признает их иностранного гражданства и не выпускали за границу. Но в любые времена были люди, которым было легче вернуться, так как власти относились к ним более ласково. К таким личностям относятся Алексей Толстой, Андрей Белый и другие, однако это единичные случаи.
Массовая репатриация проходила иначе. Марина Цветаева вернулась в СССР, после чего арестовали ее дочь и мужа, затем мужа расстреляли, а стихи поэтессы не издавали. После двух лет нищеты Цветаева покончила жизнь самоубийством. Русских работников, вернувшихся после работы на Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, признавали террористами. К расстрелам были приговорены 21 тыс. человек, 10 тыс. человек сослали в лагеря. После Великой Отечественной войны агенты ГРУ выявляли советских граждан за границей, уговаривали вернуться, обменивали их на иностранцев, попавших в советские лагеря, а затем обвиняли в пособничестве нацистам ради экстрадиции.
Многие эмигранты в эпоху НЭПа возвращались, потому что думали, что жизнь в Советском Союзе налаживается. Историки говорят, что людям казалось, что страна движется навстречу либеральной Европе. Но сейчас видно, что Россия, напротив, старается отгородиться от европейских стандартов и правил. Нынешние успешные эмигранты учитывают исторический опыт, и их так просто в страну не вернуть.