Posted 3 марта 2023,, 07:24

Published 3 марта 2023,, 07:24

Modified 3 марта 2023,, 07:24

Updated 3 марта 2023,, 07:24

Виртуальные лаборатории и QR-коды: как проходит урок физики в пермской гимназии

Виртуальные лаборатории и QR-коды: как проходит урок физики в пермской гимназии

3 марта 2023, 07:24
Фото: 1MI
2023 год посвящен учителям и наставникам — людям, которые стали частью жизни каждого из нас, подарили нам свои знания, опыт и драгоценное время.

Урок физики — один из самых интересных предметов в школе: здесь мы получаем фундаментальные знания о себе и окружающем нас мире. Однако интерес к занятиям зачастую стирается из-за постоянной зубрежки определений и формул. И даже о самой занимательной части урока — опытах — зачастую остается лишь мечтать, листая учебник.

Молодая учительница пермской гимназии №31 Оксана Вячеславовна Капитонова не лишает школьников возможности попробовать применить законы физики на практике, организовывая увлекательные эксперименты. И если в школе нет необходимого оборудования, педагог проводит уроки в цифровую среду, где можно не бояться пробовать.

Опыт Оксаны Вячеславовны представлен на научно-практических конференциях — от краевых до международных. О том, как инфографика, QR-коды и онлайн-тесты стали частью обычных уроков физики, она рассказала и нам в проекте «КЛАССрук».

— Оксана Вячеславовна, почему вы решили стать учителем?

— К учительству я пришла внезапно. Но когда я начала анализировать всю свою жизнь, я поняла, что все детство играла в школу и учителей, но это не было моей мечтой со школьной скамьи. Поступала я на физфак, но желания были другие. Судьба меня привела в школу, я стала учителем и нисколько об этом не пожалела.

Сейчас я понимаю, что это то место, где я могу реализовать все свои потребности и желания. Во-первых, когда работаешь с детьми, это никогда не надоедает, если допустим сравнить это с какой-то производственной работой, где каждый день процессы повторяются из раза в раз.

В школе каждый день — это что-то новое, это заряд энергии и детские улыбки. Мы всегда в динамике, мы всегда куда-то бежим и к чему-то стремимся. Именно эта динамика жизни мне нужна и близка по духу. Я чувствую, что я точно на своем месте.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей работе?

— Нехватка времени — чисто физическая трудность. Сейчас очень много интересных проектов, в которые хочется зайти, при этом у меня выпускные классы, которые нужно качественно подготовить к ЕГЭ. Банальная нехватка времени, как у всех сейчас в таком динамичном мире. Хочется, чтобы в дне было не 24 часа, в неделе — не семь дней, а побольше, чтобы все успевать.

А вот с классами у меня нет трудностей — всегда получается находить общий язык. Дети все открыты, как и я для них. Поэтому таких трудностей, которые можно назвать проблемами, нет.

— Расскажите, разбавляете ли вы классические занятия чем-то особенным?

— Наша лаборантская оснащена, есть оборудование, но оно не всегда современное. С детьми на уроках мы часто обращаемся к виртуальным лабораториям: если есть что-то, что мы не можем сделать в реальных условиях, и оборудование нам не позволяет этого, то мы обращаемся к виртуальным.

Сейчас очень выручают различные платформы, где можно выбрать и готовые тесты, проверочные, и домашние работы, и самим создать какие-то задачки.

Также мы с пятыми классами сейчас планируем реализовать проект музея физики в кабинете. Там тоже используются все эти интерактивные технологии. Мы, конечно, выставляем все то оборудование, которое у нас есть. Но при этом мы с детьми нашу небольшую выставку оснащаем как современный музей с QR-кодами.

Это самый частый и удобный вариант: дети наводят камеру на коды и их перекидывает либо на какую-то игру, либо на какие-то задания.

— Как дети реагируют на такие форматы уроков? Несмотря на то, что подход современный, есть ли те, кто хочет более классического варианта обучения?

— Я не думаю, они сейчас все в ногу со временем, им это все интересно. Такие форматы применяются не каждый урок, а по ситуации и по делу, чтобы это все было логично и вписывалось в программу.

Допустим, если мы обратились к виртуальной лаборатории, то здесь всегда дети «за», потому что это наглядность. Тем более, что современное общество детей — визуалы, они воспринимают информацию образами, так им гораздо комфортнее. Часто после прохождения темы я прошу у детей составить инфографику по ней в качестве опорного конспекта. Это воспринимается только позитивно.

Видео: 1MI

— Какие навыки и умения развиваются у детей в процессе уроков в таких форматах?

— Когда мы только внедряли ресурсы в гимназии мы заметили, что дети хоть и сидят постоянно в телефонах, они находятся на уровне «полистать ленту». А здесь, когда им нужно поработать с какой-то платформой, найти где-то информацию, что-то объединить, подготовить презентацию, уровень их цифровой грамотности растет.

Даже если какую-то информацию они находят в интернете, им нужно отличить и вычленить информацию из текста. Я бы назвала это цифровой культурой, когда они посещают сайты, действительно, интересные и нужные.

— Думали ли вы над внедрением новых идей в процесс обучения?

— Когда мы были на дистанте, все наши уроки состояли из онлайн-платформ — все было перегружено. И сейчас, когда мы вышли обратно в очные уроки, мы пока что радуемся и получаем удовольствие от личного общения с детьми, от групповых проектов, когда мы общаемся глаза в глаза, обсуждаем какие-то идеи. Поэтому пока что на данном уровне этого достаточно — не хотелось бы перегружать детей цифровой средой.

Пока мы просто вынашиваем идею по созданию платформы с нашими видеоуроками для детей, которые болели и пропустили занятия — об этом второй год задумываемся, пока руки не дойдут отснять материал. Особенно это было бы полезно для сдающих ОГЭ, ЕГЭ. Очень было бы хорошо детям иметь кейс с такими видеоуроками.

— Как вы работаете с учениками, не проявляющими интерес к уроку?

— Есть идея разноуровнего и разноформатного обучения. Класс делится на несколько групп и каждый сам определяет, в какой он группе будет работать: по видеоуроку, в личной беседе с учителем, через онлайн-платформу.

Если по какой-то теме многие ученики сидят мертвым грузом, то можно поменять формат уроков. Мы как педагоги гимназии очень гибкие в этом плане.

— Какие задачи как учитель вы перед собой ставите?

— Я перед собой ставлю задачу — развиваться, чтобы оставаться всегда «в тренде» и быть интересной детям. Если у тебя заканчивается ресурс, которым ты можешь поделиться с детьми, то дети перестают развиваться вместе с тобой.

Мне всегда приятно видеть в глазах учеников искры, когда я сама узнаю что-то интересное и современное и делюсь с ними. Саморазвитие для учителя — это прежде всего.

Если ты хочешь, чтобы дети смотрели на тебя с горящими глазами, чтобы хотели развиваться вместе с тобой, то ты должен постоянно поддерживать планку. В таком быстро развивающемся мире это просто обязательно.

— Какую мысль ученики должны запомнить и вынести из стен школы?

— Они могут все, главное — это старание и желание. Всем детям я всегда желаю, чтобы они нашли золотую середину между «хочу», «могу» и «надо», чтобы эта формула успеха сложилась у каждого ребенка.



"