Posted 17 марта 2023, 06:26

Published 17 марта 2023, 06:26

Modified 18 марта 2023, 13:05

Updated 18 марта 2023, 13:05

Пермский транспортный прокурор — о самолете в сугробе и других громких происшествиях

Пермский транспортный прокурор — о самолете в сугробе и других громких происшествиях

Обновлено 18 марта 2023, 13:05
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru.
Денис Плотников работает в Перми на должности транспортного прокурора около двух лет. Журналист Properm.ru Ольга Седурина поговорила и расспросила о громких происшествиях 2022 года, связанных с авиацией, железной дорогой и водным транспортом.

Денис Васильевич, в самом начале года в Большом Савино было «громкое» авиапроисшествие — самолет выкатился в сугроб. Завершилась ли проверка этого случая, что стало известно?

— Да, в начале года в Перми произошло событие, связанное с прерванным взлетом пассажирского самолета. 8 января на исполнительном старте при выводе двигателей на взлетный режим Боинг-737, принадлежащий ООО «Авиакомпания „Победа“», повело влево, и он выкатился на спланированную часть летного поля. Взлет не состоялся, пассажиры были эвакуированы в зал прилета. Жертв и пострадавших не было, спасательные службы аэропорта сработали максимально четко и слаженно, в короткий срок обеспечили эвакуацию воздушного судна на стоянку летного поля.

Проверка по данному факту еще не завершена, по ее окончанию будет дана оценка всем обстоятельствам произошедшего.

— А как в целом складывается обстановка с безопасностью на воздушном транспорте?

— К счастью, катастроф и чрезвычайных происшествий в Прикамье не было. Однако в июне 2022 года в Кунгурском районе погиб один житель Перми — разбился во время выполнения полета на мотопараплане. Было установлено, что полет выполнялся с площадки, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения. Но такой участок не может быть использован для организации полетов.

В ходе нашей проверки были выявлены и другие факты выполнения с данной площадки полетов сверхлегкой авиации, свидетельствующие о систематическом использовании участков не по целевому назначению. В связи с этим прокуратура направила иск в Кунгурский городской суд к собственникам земельного участка, организовавшим на нем посадочную площадку, о запрете нецелевого использования земель. Решением суда исковые требования прокуратуры удовлетворены.

Какие вопросы относятся к компетенции Пермской транспортной прокуратуры? С чем можно гражданам к вам обращаться?

— Если говорить о воздушном транспорте, то это в первую очередь международный аэропорт Большое Савино, различные предприятия авиационного транспорта, частные лица, владеющие самолетами, парапланами — всем, что летает.

Если говорить о железной дороге, то в поле зрения транспортной прокуратуры железнодорожные пути общего пользования протяженностью 2 тыс. км, на которых расположены 96 железнодорожных станций и шесть железнодорожных вокзалов.

В части водного транспорта — всё, что касается судоходных путей и судов. Общая протяженность судоходных путей составляет 1900 км. Только в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 32 тыс. маломерных судов, еще практически 2 тыс. более крупных водных судов состоят на учете в Камском филиале «Российского классификационного общества» и Камском бассейне внутренних водных путей.

Пермская транспортная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан на объектах железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта, а также в таможенной сфере на территории Прикамья. Мы ведем надзор за расследованием уголовных дел транспортной полицией, таможенными органами и подразделениями Следственного комитета на транспорте.

Территория обслуживания прокуратуры достаточно обширна — весь Пермский край, а также ряд районов Свердловской области и Удмуртской Республики.

На особом контроле Пермской транспортной прокуратуры в 2022 году было обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта; соблюдение прав пассажиров и маломобильных групп населения; соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности; охрана окружающей среды.

Прошлым летом было много новостей, связанных с происшествиями на воде, — это и трагедия, унесшая жизнь семьи в Чусовом, и происшествие с прогулочным катером в Березниках. Расскажите, что происходит?

— Проверка показала, что причиной происшествия явились нарушения правил плавания, допущенные судоводителями обоих судов. Вахтенным начальником теплохода «Наташа» не были поданы необходимые звуковые сигналы встречному судну, не выбрана безопасная скорость движения. Судоводителем теплохода «К-1765» не было обеспечено необходимое визуальное наблюдение за обстановкой на судовом ходу. В результате этого он допустил пересечение курса со встречным судном. Медицинским освидетельствованием было установлено у него состояние опьянения.

На момент транспортного происшествия теплоход «К-1765» не имел действующих документов Российского классификационного общества, а также вышел в плавание в отсутствие спасательных средств, при этом фактическое количество пассажиров на борту в два раза превышало паспортную пассажировместимость (12 чел.).

В целях устранения нарушений, допущенных при движении сухогрузного теплохода «Наташа», в адрес судовладельца внесено представление об устранении нарушений закона. Нарушения устранены, сотрудник компании-судовладельца привлечен к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, по постановлению транспортного прокурора первый помощник капитана привлечен к административной ответственности.

Березниковский городской суд удовлетворил наше исковое заявление о запрете эксплуатации теплохода «К-1765» до предъявления его к освидетельствованию и получения документов о годности к плаванию.

Сейчас по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, возбуждено и расследуется уголовное дело. Установлено, что подозреваемый за денежное вознаграждение перевозил пассажиров на принадлежащем ему катере.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к вашим читателям: когда вы собираетесь на речную прогулку на частном катере, не поленитесь и потребуйте от поставщика услуги соответствующих документов, подтверждающих право капитана на управление судном, а также факт освидетельствования судна в уполномоченном органе. От этого в конечном итоге зависит ваша жизнь.

К счастью, за прошлый год аварий и происшествий на водном транспорте, повлекших тяжкие последствия, не допущено.

— А что касается истории в Чусовом, да и в целом ситуации с маломерными судами?

— Правила поведения на воде, как и правила дорожного движения, написаны кровью. Поэтому хотелось бы напомнить гражданам, что каждый раз, садясь в маломерное судно, необходимо надевать спасательный жилет. В данной ситуации наличие жилетов спасло бы три человеческие жизни.

Напомню, в июле прошлого года в районе реки Чусовой семья — мать, отец и дети — катались по реке в моторной лодке без спасательных жилетов. Мать и сын во время катания детей выпали за борт, отец попытался спасти их и выпрыгнул в воду. К сожалению, все трое утонули в реке.

Как мы установили в ходе проверки, моторная лодка с навесным мотором в реестре маломерных судов не была зарегистрирована, глава семейства документов на право управления маломерными судами не имел. В результате в адрес главного государственного инспектора по маломерным судам Пермского края внесено представление. Также были приняты меры в отношении базы отдыха, на которой была организована стоянка маломерных судов с нарушениями требований действующего законодательства — там хранилась и лодка, связанная с данной трагедией.

— В новостях часто упоминаются происшествия на железнодорожном транспорте. Люди попадают под поезда, происшествия на переездах тоже не редкость. Почему безопасность на железной дороге не всегда обеспечена?

— В случае крупных железнодорожных происшествий я всегда выезжаю на место происшествия — для координации действий сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, например, при сходе вагонов или смертельном травмировании граждан. Кроме того, прокуратурой по каждому такому факту проводятся проверки — для принятия мер прокурорского реагирования.

В целом в 2022 году количество транспортных происшествий на железной дороге немного сократилось, не было событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекших тяжкие последствия. Но, если помните, в феврале 2022 года на перегоне между станциями Чайковская и Григорьевская произошло крушение грузового поезда с углем.

В ходе проверки нами было установлено, что причиной происшествия стал излом рельса, произошедший из-за его неудовлетворительного текущего содержания, а также несвоевременного и некачественного проведения осмотра пути. В результате данного схода полностью утрачено 17 вагонов, был допущен полный перерыв движения поездов более чем на 15 часов.

Для устранения выявленных нарушений прокуратурой в подразделение ОАО «РЖД», ответственное за содержание данного участка пути, мы внесли представление. К дисциплинарной ответственности привлекли 13 работников компании.

Для устранения выявленных нарушений прокуратурой в подразделение ОАО «РЖД», ответственное за содержание данного участка пути, мы внесли представление. К дисциплинарной ответственности привлекли 13 работников компании.

Слишком часто сообщается о том, что кто-то попал под поезд. Таких происшествий действительно много?

— К сожалению, да. В 2022 году железнодорожным транспортом травмировано 25 граждан, из них смертельно 17. В том числе под колесами поезда погиб 1 несовершеннолетний.

Каждый случай мы тщательно проанализировали. Основная причина — это грубая неосторожность со стороны самих пострадавших, граждане часто переходят железнодорожные пути перед близко идущим поездом, в неустановленном для этого месте. И очень часто находятся на железнодорожном полотне в состоянии алкогольного опьянения.

Конечно, прокуратура в рамках своих полномочий принимает меры по сокращению фактов травматизма на железной дороге.

Одним из наиболее травмоопасных участков является перегон Пермь II — Бахаревка, где в 2017–2022 годах травмировано 17 человек. Прокуратурой в суд направлено исковое заявление о возложении на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать на указанном участке вдоль железнодорожных путей ограждение протяженностью 10 км. Дзержинским районным судом в августе прошлого года вынесено решение об удовлетворении этого иска.

Но главное — очень хочется попросить людей самих ценить свои жизни, не подвергать их опасности и не переходить пути в неустановленных местах.

Вместе с тем не всегда исключительно человеческая невнимательность является единственной причиной смертельного травматизма. В ноябре 2022 года на станции Юг пассажирским поездом смертельно травмирован мужчина, который пересекал железнодорожные пути, подлезая под вагоном. Как установлено в ходе проверки, единственный пешеходный переход в тот момент был перекрыт указанным поездом.

С учетом того, что в ОАО «РЖД» не принимались никакие меры, направленные на предупреждение и недопущение фактов, способствующих смертельному травмированию граждан, я внес представление, и было возбуждено дело об административном правонарушении.

А сама железнодорожная инфраструктура всегда ли соответствует имеющимся нормам, в том числе по безопасности?

— Не всегда. Когда мы в ходе проверок или по обращениям граждан устанавливаем несоответствие мостов, железнодорожных переходов, переездов либо иной инфраструктуры имеющимся нормам, то понуждаем собственника данных сооружений к устранению нарушений.

В мае 2022 года по обращению гражданина проверено содержание пешеходного моста на станции Пермь I . Установлено, что бетон на отдельных ступенях лестницы раскрошился вплоть до обнажения арматуры, что представляло опасность для пассажиров.

Мы отреагировали внесением представления об устранении выявленных нарушений, и в настоящее время собственник моста привел его в соответствие с нормами закона.

Кроме того, в 2022 году по мерам прокурорского реагирования приведены в соответствие пешеходные переходы на станциях Шабуничи, Чайковская, Кукуштан, Иренский, а также железнодорожные переезды в Перми.

В феврале нынешнего года мы организовали горячую линию по вопросам соответствия существующих на территории Прикамья железнодорожных переходов требованиям закона. Граждане рассказали нам о проблемах с железнодорожной инфраструктурой на станциях Бахаревка, Мулянка, Шумково. Каждое обращение мы тщательным образом изучим. При выявлении нарушений будем принимать меры для изменения ситуации.

С какими вопросами, в основном, обращаются в транспортную прокуратуру?

— Большей частью о состоянии транспортной инфраструктуры, о нарушениях прав граждан при задержке авиарейсов. Также к нам приходят работники предприятий транспорта с жалобами на нарушения трудовых прав. Например, в прошлом году обратились работники одного из предприятий, осуществлявшие уборку служебных зданий ОАО «РЖД» и прилегающей к станциям территории. Ни трудовые договоры, ни договоры гражданско-правового характера с данными работниками заключены не были, услуги не оплачены. Для защиты их прав прокуратура вышла с исками в суд. Сейчас по решениям суда 35 работников получают заработную плату.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой по обращению гражданина в связи с задержкой рейса в аэропорту Большое Савино, было установлено, что, в нарушение требований воздушного законодательства, пассажирам задержанного рейса авиакомпания не предоставила услуги по размещению в гостинице и комнате матери и ребенка, а также горячее питание с необходимой периодичностью.

По итогам проверки в суд направлено исковое заявление в интересах трех несовершеннолетних о взыскании компенсации морального вреда в размере 60 тыс. руб. Решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Что можно сказать о преступлениях на транспорте?

— Число тяжких и особо тяжких преступлений на транспорте невелико. Убийств, изнасилований и других тяжких преступлений против личности практически нет. Основная масса — это преступления небольшой и средней тяжести, связанные с хищениями, как правило, на железнодорожном вокзале или в поездах мобильных телефонов, сумочек, денежных средств.

Не снимая ответственности с правоохранительных органов за профилактику преступности, хотел бы обратиться к гражданам с просьбой быть внимательными к своим вещам и не оставлять мобильные телефоны без присмотра на столиках плацкартных вагонов или при их зарядке в вагонных коридорах.

Распространенным преступлением является хищение деталей верхнего строения пути с предприятий железнодорожного транспорта. Почему-то несознательные граждане считают, что имущество ОАО «РЖД» (рельсы, болты, подкладки и т.д.), складированное вдоль железнодорожных путей, никому не принадлежит. Такие граждане ходят, собирают указанное имущество — фактически, похищают его — и сдают в пункты приема металла. Данные действия в большинстве случаев квалифицируются по ст. 158 УК РФ — а именно кража, тайное хищение чужого имущества — и влекут за собой привлечение к уголовной ответственности и судимость.

Хотел бы еще раз обратиться к читателям с просьбой беречь себя, соблюдать правила поведения на всех видах транспорта и при необходимости обращаться в Пермскую транспортную прокуратуру.

Подпишитесь