Posted 30 марта 2023,, 05:23

Published 30 марта 2023,, 05:23

Modified 28 мая 2023,, 08:35

Updated 28 мая 2023,, 08:35

Так выглядит мост через реку Мулянка после ремонта

«Берите „Ниву“ или переезжайте!» У властей нет вариантов для жителей деревни Буртым

30 марта 2023, 05:23
Татьяна Зырянова
Фото: Из группы Малый Буртым
Так выглядит мост через реку Мулянка после ремонта
Даже «Нивы» «скребут» днищем по дороге и мосту, которые размыло талыми водами. И это после ремонта, сделанного в 2022 году за 11,7 млн рублей.

Семья Маргариты Василенко переехала в Малый Буртым в 2020 году. С тех пор они борются с местными властями за приведение в нормативное состояние дороги Мулянка—Малый Буртым—Горбуново. Сначала писали через сайт «Управляем вместе», затем, когда там перестали отвечать, начали контактировать с чиновниками Пермского округа лично. 

В 2014 году участки автомобильной дороги Горбуново—Малый Буртым—Мулянка Пермского муниципального района ремонтировали за 2,2 млн рублей. В 2018 году снова ремонтировали, за 1,5 млн рублей. В 2021 году мост через Мулянку на этой дороге развалился.

Дыры в мосту. Красиво, но опасно

В 2021 году, после многочисленных жалоб на плачевное состояние моста через Мулянку, одна плита упала в реку.

«Мы наблюдали красивое свечение волн на солнце сквозь прореху в дорожном покрытии, — вспоминает Маргарита Василенко, — но капитальный ремонт моста нам даже тогда пообещали лишь в 2022 году».

В том же 2021-м, осенью, сельхозпредприятие вывозило урожай кукурузы с местных полей, они и сделали временный ремонт моста.

Летом 2022 года был объявлен конкурс на капитальный ремонт моста. После выбора подрядчика, компании «Строй Проект» (по данным СПАРК, директор Виталий Демышев), выяснилось, что проект составлен некорректно, присутствуют ненужные пункты, а нужных нет. Контракт был расторгнут по соглашению сторон. Рабочую документацию для ремонта разрабатывало ООО «Гормостреконструкция» (учредитель Алексей Патласов). По данным администрации Пермского округа, компания исправляла ошибки и дорабатывала документацию за свой счет.

Долгожданный ремонт

Снова объявили конкурс — пока провели, наступила осень. Подрядчик, ИП Евгений Сайлер, вышел на объект поздней осенью (октябрь–ноябрь 2022 года). Сумма контракта — 11,7 млн рублей. Ремонт шел вплоть до 31 декабря 2022 года.

Во время работ жители неоднократно беседовали с подрядчиком, он рассказал, что проект некорректный, многие работы приходится выполнять за свой счет (в частности, восстановление дорожного покрытия пешеходной части моста, где были сквозные дыры).

После того как в 2023 году снег начал таять, проехать стало невозможно. И дорога, и мост буквально «уплыли». Маргарита Василенко ездит на «Ниве» (как и советуют местные власти), но даже она буксует, царапает днищем размытую дорогу.

«Сколько стандартный дорожный просвет у легковой машины? — задается вопросом Маргарита Василенко. — Сантиметров 15. У меня „Нива“ — 22 см, и я тоже застряла. Выезжала на пониженной передаче, задом сбрякала по плите при спрыгивании в яму!»

Талые воды бежали потоком в плиту моста в середине дорожного полотна, подмывая ее. В итоге там образовалась щель. Жители Малого Буртыма писали друг другу сообщения, что невозможно проехать, предупреждали. Кроме того, позвонили подрядчику, он послал рабочих и технику. 27 марта приехал экскаватор, прокопал желоб, чтобы отвести воду. Яму присыпали щебнем. Но грунт подтаял, и щебень уже через 2 часа утонул.

28 марта 2023 года состояние дороги через мост было, мягко говоря, удручающим.

Что происходит? По словам жителей, проблема в том, что между плитами моста и дорогой огромные стыки, которые закидали мерзлым грунтом в 2022 году. Весной грунт растаял и «уплыл». Перепад между плитой моста и дорогой уже больше 10 см. А ямы на местах стыков достигают 30 см.

Дорога с мостом соединяет пять населенных пунктов, длина дороги — 4,5 км. Жители позвонили главе территориального управления (администрации села) Евгению Пономареву. По его словам, вся информация уже передана главе муниципального округа Владимиру Цветову.

По словам Маргариты Василенко, в 2022 году жителям обещали, что раз сроки ремонта отодвинулись на самый конец года, то будет некий второй этап ремонта моста и дороги в 2023 году. Но в этом году выяснилось, что никакого второго этапа не будет. Как сделали, так и сделали. Подрядчик работы завершил, ушел с объекта, теперь будет выполнять гарантийные обязательства.

Ни подъезда, ни объезда нет

Через мост от Малого Буртыма до Лобаново — 6 км, в объезд — 13 км вперед, обратно — 21 км (из-за далекого разворота на магистрали). Но и в объезд дорога не лучше.

Дорога на Мулянку, через которую можно объезжать, состоит из глины. Сейчас там колеи 25 см глубиной. И проезд только для одной машины. Слева и справа — кашеобразная глина. Каждую весну и осень здесь застревают машины.

Каждый день Маргарита возит по этим дорогам в детский сад двоих детей. Кстати, по этой же глине ездит и школьный автобус. По информации Properm.ru, Пермскому муниципальному округу не хватает средств на текущее содержание дорог. Из 1400 км дорог в нормативном состоянии только 400 км.

«Похоже, состояние наших дорог возвращается к началу 90-х. Цепи на колеса никто еще не пробовал?» — шутят жители в соцсетях. «У нас уже подвеска полетела, в прошлые годы глушитель не успевали ремонтировать. Я за одну субботу с детьми три раза по этой каше съездила до Мулянки и два раза до Лобаново. Думала, на мосту бампер потеряю. А в администрации говорят: «„Ниву“ купите», — пишет Мария Калугина. «У них на всё один ответ: „Зачем дом здесь купили? Зачем детей нарожали, если не можете по такой дороге в садик, школу увезти?“... Лишь бы ничего не делать!» — подтверждает Людмила Селиверстова.

По информации МКУ «Управление благоустройства Пермского муниципального округа», в понедельник (27 марта) подрядчик провел работы по водоотведению, чтобы устранить подтопление моста, а также подсыпал дорогу щебнем. Подрядчику выдали предписание для устранения замечаний в рамках гарантийного ремонта. Из-за активного таяния снега грунт частично просел. Как только наступят благоприятные погодные условия, подрядчик замечания устранит. Проводить отсыпку раньше, чем подсохнет земля, к сожалению, нецелесообразно, так как эта дорога — переходного типа (гравийная), и результат будет нулевым.