Пермячка Елена Деменева не может устроить сына, 12-летнего Вадима, в спортивную школу или секцию. Для детей-инвалидов таких секций в Перми просто нет.
Федеральное законодательство дает муниципалитетам право на самостоятельную организацию спортивных адаптивных секций. Не обязанность, а право. Руководствуясь принципом «зачем делать, если можно не делать», муниципальные спортшколы детей с инвалидностью не принимают. И отказывают родителям в приеме.
Вадим платно занимался плаванием, которое показано практически всем. Но бесплатно для него есть только оздоровительная секция, в которую «не пробиться», потому что муниципальный контракт заключается на «оказание услуг по проведению занятий детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата».
В 2021 году Елена отвела сына в платную секцию школы «Олимпийские ракетки», год он занимался бадминтоном по договоренности и за деньги с группой детей. Потом был перерыв, а осенью 2022 года снова решили продолжить занятия, только уже бесплатно. Это возможно только в Пермской краевой адаптивной спортшколе — она рассчитана и на взрослых, и на детей с инвалидностью.
«Но после „Олимпийских ракеток“ — это не бадминтон. Уровень меня вообще не устроил. Ходить, тратить время — нет никакого желания», — рассказала Елена Деменева.
В адаптивной школе есть настольный теннис, там мамы сами занимаются со своими детьми, но как таковой тренировки — с разминкой, получением навыков, их отработкой — нет. «Нам тоже нужна система спортивной школы. Если родители хотят, чтобы их ребенок серьезно занимался, то ведут его в спортивную школу, а не куда-нибудь, где тренер снимает помещение, ведь так? Почему с нами иначе? Почему нашим детям нельзя в спортшколу?» — возмущается Елена.
Елена обратилась в правительство региона с просьбой рассказать, чем на постоянной профессиональной основе в сфере спорта может заниматься ребенок с инвалидностью, и где. Ее письма перенаправили в городской департамент физкультуры и спорта. Оттуда пришел ответ, что в краевой спортивно-адаптивной школе паралимпийского резерва занимаются 800 человек, из них в Перми более 400. Занятия проводятся на базе школ-интернатов для слепых, глухих, на лыжной базе «Южный», в манеже Пермской сельхозакадемии и на базе самой спортшколы. Виды спорта: спорт глухих (бадминтон, легкая атлетика), спорт слепых (дзюдо, шахматы, шашки, лыжные гонки). Спорт лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата (велоспорт-шоссе).
Это всё, список исчерпан, больше ничего нет. И для Вадима, сына Елены, ничего не предлагается.
По поводу открытия отделений для детей-инвалидов в школе «Олимпийские ракетки» и «Городском спортивно-культурном комплексе» председатель комитета по спорту администрации Перми Сергей Сапегин ответил, что открытие таких отделений в ближайшие три года «не запланировано». Также Сергей Сапегин разъяснил, что муниципальные услуги по адаптивным видам спорта в городских учреждениях спорта не оказываются.
Пермские руководители от спорта объясняли родителям, что в спортшколе невозможно открыть отдельную адаптивную или инклюзивную (совместную) секцию. Но представители адаптивного спорта из Новосибирска на встрече с пермскими родителями детей-инвалидов пояснили, что это вполне можно сделать: включать детей с особенностями развития в обычные группы. Есть приказ Минспорта РФ, который разрешает инклюзию в спортивных школах и расписывает, какой она должна быть.
Приказ министра спорта РФ подписан в августе 2022 года. В нем четко говорится, какие условия необходимо создать в спортшколах, чтобы в них могли заниматься дети с ОВЗ (материально-технические условия для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, рельефно-контрастные маркировки для детей с проблемами зрения. По подсчетам родителей, во-первых, это не так уж и дорого, во-вторых, спортшколы должны быть доступны для людей с ОВЗ (а вдруг сам родитель на инвалидной коляске приедет?).
Приказом предусмотрены «инклюзивные занятия, в которых обучающиеся с ОВЗ занимаются вместе с обучающимися без нарушений состояния здоровья и физического развития». Кроме того, приказом предусмотрены групповые занятия детей как с одинаковыми проблемами здоровья, так и с разными.
По словам Елены Деменевой, после того как она показала этот приказ пермским чиновникам, ей предложили сходить с документом в ту или иную секцию и попросить взять ребенка — на основании этого приказа. «Издевательски звучит, правда? Вроде как, ну приказ, и что дальше? Бумага всё стерпит? — говорит Елена Деменева. — Я не знаю, что делать, кому писать».
По словам родителей, им ничего не предлагают. Они обращались в прокуратуру, звонили на «горячую линию», их заверили, что будет ответ, но ответа они не получили.
«Самое странное (что не укладывается в голове), что закон нашей страны это позволяет — позволяет муниципалитетам даже не думать в эту сторону! Мол, это же право, не обязанность… Наши дети такие же, как и другие, немногим отличаются. Но ведь все дети разные, по большому счету», — расстраивается Елена Деменева.
Родители детей-инвалидов обращались к уполномоченному по правам ребенка в Пермском крае Светлане Денисовой. Она ответила, что по этой проблеме был круглый стол еще в 2019 году.
«Я, наивная, думала, что круглый стол что-то значит, — рассказывает Елена Деменева. — На нем было принято хорошее решение — что нужно сделать, что наметить, но воз и ныне там. Абсолютно ничего не сделано».
На круглом столе отметили, что неизвестно вообще, сколько детей с инвалидностью желают заниматься физкультурой и спортом, что врачи отказывают в участии в соревнованиях детям, например, с муковисцидозом или сахарным диабетом, что спортшколы не имеют специалистов для работы с такими детьми и отказывают родителям в принятии детей.
Законодательство имеет серьезные пробелы: нет нормативно-правовых актов по вопросу участия в спортивных соревнованиях детей с инвалидностью, не включенных в спортивные федерации, — есть федерации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, глухих, а, например, федерации лиц с интеллектуальными нарушениями — не существует.
После круглого стола опросили родителей детей с ОВЗ, какой спорт им интересен. Выяснилось, что самый необходимый вид — плавание. Почти все крупные города края отметили потребность населения в занятиях адаптивной физкультурой и спортом и нехватку тренеров в учреждениях.
Власти Перми после круглого стола организовали тренировки по шашкам (2 группы по 15 человек) на базе Пермского городского шахматно-шашечного клуба.
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае направила ходатайства губернатору Пермского края и Уполномоченному при Президенте РФ, в которых указала на существующие нормативно-правовые пробелы, недостаточное количество тренеров и проблемы с низкой мотивацией к занятиям физкультурой и спортом самих лиц с инвалидностью.
Минспорта края разработал проект соглашения с муниципалитетами по вопросам взаимодействия в сфере адаптивного спорта. Сейчас ведется работа по обсуждению соглашений.
Директор центра адаптивной физической культуры и спорта Новосибирской области Дмитрий Седов рассказал журналисту Properm.ru, как устроена система адаптивного спорта у них в Новосибирске, с какими проблемами сталкиваются, как их решают.
В начале разговора он также подчеркнул, что федеральное законодательство разрешает, но не обязывает муниципалитеты создавать отделения для адаптивного спорта. Адаптивный спорт регулируется, как обычный спорт, стандартами спортивной подготовки (спорт слепых, спорт глухих, спорт людей с поражениями опорно-двигательного аппарата).
И в муниципальных школах можно открывать группы адаптивного спорта, опираясь на стандарты спортивной подготовки. Для этого нужно, по словам Владимира Седова, не так уж и много. Чтобы в Уставе учреждения было прописано, что оно имеет право работать с инвалидами. Чтобы в штатном расписании появился тренер-преподаватель по адаптивной физкультуре. И чтобы от учредителя было получено соответствующее муниципальное задание.
Основные причины по которым муниципалитеты не идут на открытие спортивных адаптивных групп, это: нет спроса, нет денег, нет специалистов.
«Все эти проблемы легко решаются. — Говорит Дмитрий Седов. - Приведу на нашем примере, Новосибирска. Исследовали спрос, поняли, сколько и каких секций нужно. Подготовить специалиста — это переподготовка обычного тренера — стоит 14 тыс. рублей. Невелики деньги. Тем более, что сейчас всю переподготовку можно пройти дистанционно, без отрыва от работы».
Как заинтересовать тренеров в этой переподготовке и работе с инвалидами? «Мы говорим им, что есть надбавка 20%, а главное — конкуренции меньше, и значит, воспитанники могут стать перворазрядниками, мастерами спорта, побеждать в соревнованиях», — рассказывает Дмитрий Седов.
Но основным основным условием, по словам Дмитрия Седова, является «воля органов исполнительной власти и руководителя учреждения».
«Мэр или глава администрации, руководитель департамента спорта или образования, без их желания не сдвинуть процесс. Могут подключиться или инициировать эту идею и депутаты», — рассуждает Дмитрий Седов.
По поводу материально-технической базы — затрат практически нет, все учреждения должны соответствовать требованиям «доступной среды».
«Только 10% требуют создания доступной среды. Люди с сахарным диабетом, умственно отсталые люди, те, кому пересажены органы, — им не нужны пандусы, коляски. Отсутствие доступной среды не является абсолютным препятствием, чтобы открыть школу для умственно-отсталых или для инвалидов с общими заболеваниями», — объясняет Дмитрий Седов.
А плюсов от того, что дети с ОВЗ будут посещать не отдельную спортшколу для инвалидов, а любую муниципальную спортшколу, много, и главный — «это настоящая инклюзия, настоящая интеграция, в том числе в наше общество».
В России есть отдельные примеры смешанных, инклюзивных, групп. В большинстве случаев этого не афишируют. Например, спортсмен-сноубордист потерял ногу, продолжает заниматься со здоровыми, и нигде не значится, что он инвалид. Или глухая девочка борется на дзюдо, опять же никто нигде не афиширует, что она инвалид. Она тренируется со здоровыми, но выступает на соревнованиях среди инвалидов. Таких случаев много.
«В чем выгода заботиться об инвалиде? У него есть родственники: папа, мама, дядя. Если вы проявите заботу об инвалиде, они будут работать гораздо лучше, повысится производительность труда. В обществе будет лучше атмосфера. Все станут лучше работать, общество станет богаче. Даже если вам не нравятся инвалиды или вы к ним относитесь нейтрально, подумайте, насколько для всего социума выгодна забота об инвалидах, в частности занятия физкультурой и спортом, даже если мы знаем, что этот инвалид никогда не станет трудоспособным», — призывает Дмитрий Седов.
По словам председателя краевого отделения Паралимпийского комитета России Александра Ивонина, он давно ставит вопрос о создании в Перми специализированной спортшколы, а в Пермском крае — центра адаптивного спорта, который бы профессионально занимался этими вопросами. В краевой спортшколе, по его словам, всё зависит от госзадания («сколько денег — столько и песен»).
Александр Ивонин — председатель регионального отделения Всероссийской федерации спорта лиц с ПОДА (поражения опорно-двигательного аппарата) в Пермском крае, один из начинателей и идеологов самого крупного в Прикамье мероприятия, которое проводится для спортсменов с ОВЗ, — краевого Паралимпийского спортивного фестиваля, который под разными названиями и в разных форматах проводится уже больше 20 лет.
В центре адаптивного спорта и в специализированной спортшколе решались бы вопросы подбора и обучения кадров. Сегодня эта работа не ведется. И дело даже не столько в финансировании.
«Было бы желание! — уверен Александр Ивонин. — Желание тех, кто за это отвечает. Тогда и финансирование найдется. 28 лет я занимаюсь этими вопросами. Мы воспитали 5 чемпионов паралимпийских игр, 5 чемпионов сурдолимпийских игр, 11 заслуженных мастеров спорта, 8 заслуженных тренеров России, 14 мастеров спорта международного класса, проводим лучший паралимпийский фестиваль в России… А центра адаптивного спорта нет! И муниципальные спортшколы не берут детей с ОВЗ».
Где занимаются дети с ОВЗ? «При каких-то клубах, общеобразовательных школах, школах-интернатах, обществах инвалидов, где-то платно, где-то родители пристроят. Как таковой системы нет», — объяснил Александр Ивонин.
Итак, в Перми для детей-инвалидов спортивных школ нет — в отличие от Новосибирска и Воронежа, где муниципалитеты воспользовались правом создания секций и школ адаптивного спорта.
«Это, конечно, нонсенс, — уверен Александр Ивонин. — У нас такие результаты отличные, а инфраструктуры нет, специалистов негде воспитывать, детей негде тренировать».