Космос как предчувствие и декорация в фильме «Вызов». Рецензия Properm.ru

25 апреля 2023, 10:27
Спойлеры: отсутствуют | Рейтинг: для фанатов космоса и Юлии Пересильд |12+ |

Первый фильм, снятый в космосе, — именно так представляют вышедший в прокат отечественный фильм «Вызов» (12+). Редкий случай, когда реклама справедлива, ведь ради съемок на МКС в космос действительно отправляли актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко. «Вызов» изначально сопровождали скандалы и беспрецедентная, местами перебирающая медиакомпания, но только сейчас о нем можно рассуждать именно как о художественном произведении. По мнению Григория Ноговицына, основная проблема первого фильма, снятого в космосе, заключается в том, что это всего лишь обычное отечественное кино.

Во время работ в открытом космосе на Международной космической станции командир экипажа Олег Богданов (настоящий космонавт Олег Новицкий) получает тяжелую травму грудной клетки. У него повреждено легкое, и перегрузки при срочном спуске на Землю могут убить космонавта. Поэтому в Роскосмосе решают оперативно подготовить к полету узкопрофильного торакального хирурга и отправить его в космос, чтобы сделать операцию в невесомости.

После строгого отбора отсеивают почти всех кандидатов, и в итоге на МКС вместе с Антоном Шкаплеровым (настоящий космонавт Антон Шкаплеров) летит хирург Евгения Беляева (Юлия Пересильд). Она изначально не была кандидатом, а планировала в ЦУПе подготовку операции, но тесты всё же прошла успешно.

Несмотря на некоторые трудности, полет проходит нормально, сложная операция тоже оказывается успешной, и в итоге врач и космонавт возвращаются домой к семьям. Всё.

И нет, это не спойлеры. Сюжет «Вызова» прям, как ракета, и предсказуем, как восход Солнца. С первых секунд понятно, что наши со всеми трудностями справятся, и всё будет хорошо. И это первая странность фильма — эта предсказуемость ему не вредит. Несмотря на то, что всё и так понятно, весь земной блок — с подготовкой к полету и всякими личными метаниями героев — смотрится по-своему увлекательно. Владимир Машков (у его героя есть имя, но вы его не запомните, как и имена всех второстепенных персонажей), играющий какого-то руководителя Роскосмоса (должность вообще не названа), сурово и убедительно хмурится, много курит и пьет кофе. Вокруг него суетятся люди, проходят всякие тесты и разные опыты. В общем, работа кипит, пока где-то высоко-высоко парит человек, жизнь которого надо срочно спасать.

Заниматься этим будет Евгения Беляева, которую авторы, для большего попадания в аудиторию, преподносят как простую русскую женщину с проблемами: завал на работе, мама-сердечница (Елена Валюшкина), дочь в пубертате (Варвара Володина), возлюбленный и возникшие из-за него проблемы с законом. Героиня, конечно, воспитывает свою дочь одна. Муж погиб в автокатастрофе, в чем Евгения себя страшно винит, и зрителю постоянно напоминают об этом флэшбеками. Для романтической линии, сделанной здесь не пришей скафандру хвост, вокруг героини крутится персонаж Милоша Биковича, в качестве коллеги и любовного интереса.

Так что пока Евгения Беляева преодолевает выдуманные трудности, великолепная актриса Юлия Пересильд преодолевает штампы, несуразицы и откровенную тупость, характерную для сценариев отечественных фильмов. Благо, опыт и талант позволяют ей нивелировать расхожие шаблоны в создании образа обаятельной женщины.

Даже странно, как это всё держит внимание. Правда, вопрос — что именно его держит, — неплохая, но немного нудная возня на Земле, или томительное ожидание полета в космос? Потому что это, черт подери, настоящий полет в космос! Именно поэтому в последней своей части «Вызов» раскрывается на полную, ведь там всё по-настоящему: невесомость, трудности, теснота, виды из иллюминатора, уверенный рабочий настрой и позитив космонавтов. Вся киллерфича фильма работает, потому что большая часть сценарной и постановочной ерунды отваливается по пути к МКС, как ступень ракеты.

Конечно, режиссер и соавтор сценария Клим Шипенко прихватил с собой на МКС немного этой самой, типичной русской ерунды. Два пролета Пересильд по станции в нижнем белье еще можно списать на попытку показать слабость и ничтожность человека перед космосом (и процитировать «Гравитацию», 12+), но ее переодевание в зеленое платье (они реально его тащили на МКС!) перед выходом в открытый космос и реклама банка, такая наглая и лютая, что, увидев ее, Тимур Бекмамбетов должен сгрызть себе все локти, — просто за гранью добра и зла! Но даже эти минусы не сильно портят космическую часть, в которой и раскрываются немногочисленные плюсы. И главный из них — игра Пересильд. В тяжелейших условиях, где бывает трудно даже тем, кто готовится к космосу годами, она продолжает великолепно отыгрывать действительно живого, настоящего человека — уверенного профессионала, который делает свое дело несмотря ни на что.

Сама операция поставлена и показана в меру напряженно и интересно, но после возвращения с орбиты «Вызов», кажется, просто не знает, чем закончиться. И в итоге получается просто более-менее нормальным отечественным фильмом, в меру смотрибельным и в меру увлекательным, страдающим всеми родовыми болячками российского кино. Конечно, от картины, которая гордо носит статус первой снятой в космосе, на производство и продвижение которой брошены невероятные средства и усилия, ждешь другого. Ждешь настоящего шедевра, чтобы он впечатлял, захватывал дух и навсегда оставался в сердце, как самые известные фильмы о покорении космоса вроде «2001: Космической одиссеи» (12+), «Гравитации» (12+) или «Интерстеллара» (12+).

Словом, мы получили лишь крепенькую производственную драму, которая по уровню постановки и эмоционального воздействия мало чем отличается от советского фильма 1983 года «Возвращение с орбиты» (16+) (из которого «Вызов», кстати, позаимствовал пару сюжетных ходов). Именно его порой называют первым фильмом, снятым в космосе, хотя это вопрос определений: для «Возвращения с орбиты» космонавты на станции «Салют-7» отсняли несколько сцен по указанию с Земли, но съемочную группу на станцию никто не посылал.

Вот только в советское время умели делать захватывающие производственные драмы про уверенных профессионалов и живых людей. А в наши дни навык создания таких драм утрачен вместе с производствами. И снять что-либо иное авторы «Вызова» не могли в принципе. Эффектные, визуально впечатляющие картины о космосе, с потрясающими эффектами, как ни парадоксально, сейчас лучше снимать на Земле. Технологии позволяют. В «Вызове» есть сделанные на компьютере сцены в космосе, и они очень даже впечатляют.

Но с художественными решениями и фокусами не особо развернешься в условиях, когда главными должны быть инженеры, где даже небольшая ошибка может обернуться реальной катастрофой, где съемочная площадка — очень тесное пространство, в котором по-другому работает всё: от привычной физики до собственного организма. Так что приходится снимать не столько про космос (хотя то, что снято, снято очень красиво), который неизбежно становится лишь невероятнейшей декорацией, а про простых, пусть и профи, людей в непростых обстоятельствах.

Было ли это сделано на максимально возможном уровне — поди знай, ведь всё зависело не столько от авторов, сколько от обстоятельств и условий. Но, кажется, вся группа «Вызова» старалась по мере сил делать всё возможное. Но они — представители современного отечественного кино, а оно не очень умеет так рассказывать о людях, как требовали условия этого фильма. Клим Шипенко — очень везучий режиссер (вспомним рекордные сборы его «Холопа», из-за которых Шипенко, наверняка, и назначили снимать в космосе), но он в принципе не способен рассказывать такие истории.

Стоили ли итогового продукта огромные расходы, застревание космонавтов на МКС, конфликты в Роскосмосе, агрессивнейший пиар с расчисткой проката? Во-первых, прокат и покажет (по данным первого уик-энда, сборы у «Вызова» очень большие, но ниже ожиданий), а во-вторых, как ни крути, «Вызов» — это, и правда, историческое явление. Это действительно первые настоящие съемки художественного фильма в космосе, что само по себе невероятный эксперимент. И как всякий эксперимент, он будет учтен и пойдет на пользу исследованию космоса.

Вот что об этом пишет писатель и исследователь истории космонавтики Антон Первушин в статье журналу «Мир фантастики»: «За неимением других ярких достижений в последнее время, съемки в космосе стали уникальным опытом, который специалисты будут изучать много десятилетий. Это и сокращенная подготовка к полету, и имитация хирургических процедур на орбите, и организация профессиональной киносъемки быта космонавтов. Если человечество всерьез соберется на Марс, то результаты этого эксперимента будут востребованы».

Конечно, хотелось бы, чтобы к историческому прецеденту и уникальному опыту, на который потрачены огромные средства, прилагался еще и киношедевр, но имеем что имеем — более-менее приличный фильм, который все-таки может подарить необычные впечатления и позволяет насладиться потрясающей игрой Юлии Пересильд.

#Видео #Спецпроекты #Рецензия
Подпишитесь