Начало — красивое, внятное, захватывающее, задающее тон всему, что будет дальше. Нет ничего важнее начала, ведь именно оно красноречивее всего говорит о произведении. Первая нота песни, первая строфа стиха, первые слова книги, первые кадры фильма — в них, как в капле воды, отражается вся суть произведения. К десятой части «Форсажа» это немного спорное утверждение применимо в полной мере. Что же показывают в самых первых кадрах последней части франшизы о тачках, гонках, семье и крутости Вина Дизеля? Машины, гонки, крутого Вина Дизеля? Нет, в первых кадрах «Форсажа 10» видно бабло. Горы бабла. Целый сейф, набитый до отказа грязными зелеными бумажками с портретами мертвых американских президентов.
Это отсылка к пятому «Форсажу» (16+), кажется, последней адекватной части серии, вышедшей аж двенадцать лет назад. Там Семья Торетто, скрывавшаяся в Бразилии, похищала этот самый сейф у местного авторитета, эпично таская стальной куб по улицам Рио. Отсылка нужна, чтобы объяснить появление очередного врага Семьи — сына того самого авторитета, который хочет поквитаться за папулю.
Вообще, отсылок и воспоминаний о прошлых частях тут довольно много. Потому что даже тем, кто видел все фильмы серии, будет непросто сориентироваться в куче персонажей и возникающих из прошлого событий. Люди, которые пошли на десятый «Форсаж», не смотрев предыдущих фильмов, во-первых, кто вы и зачем это сделали, а во-вторых, у вас вообще никаких шансов понять, что за ужас здесь творится. «Форсаж» уже давно превратился в странное чудовище, чью жанровую принадлежность определить сложно, потому что это одновременно бразильский сериал (как раз Бразилии в «десятке» много), шпионский боевик, история о семье, фильм-ограбление, фильм о гонках. А еще, кажется, немного аниме и индийское кино.
Хотя даже в недавнем великом индийском боевике RRR (16+) с физикой обходились бережнее, а постоянные появления из ниоткуда родственников и воскрешения умерших героев в таких количествах не позволяют себе ни японцы, ни индусы.
Но ближе всего по жанру «Форсаж» к современным супергеройским кинокомиксам. Только вместо сверхспособностей тут у героев тачки. Картины этой франшизы, как и кинокомиксы, четко следуют одному, строго заданному шаблону и пытаются сюжетом хоть как-то оправдать творящийся экшен. Тоже шаблонный.
Десятый «Форсаж» весь состоит из штампов и самоповторов. И если раньше вытаскивал экшен, то тут с ним уже проблемы. И не в том, что он нереалистичный. Про правдоподобие тут забыли еще фильмов пять назад, а в том, что ставки повышать уже некуда. В прошлой части бывшие стритрейсеры уже в космос летали, чтобы спасать мир. Дальше же только спасание галактики. Но это, видимо, для Вина Дизеля уже чересчур, тем более что галактику он уже спасал в «Хрониках Риддика» (12+) и трех «Стражах Галактики» (хотя там и в образе дерева).
Вот и копошится экшен «Форсажа» на земле, пытаясь мучительно выдумать то, чего еще не было: гоняться на машине за огромной бомбой в форме шара по улицам Рима, сбивать вертолеты машиной и продолжать ее вести дальше, скатываться вниз по взрывающейся дамбе, расстреливать вражеские тачки из огромных пушек на бортах машины. А разбавлены все эти гонки по вертикали довольно добротными рукопашными схватками.
Вот только в десятом «Форсаже» это всё кажется уже слишком вымученным, и сделанным словно через силу. Если раньше какой-то задор и драйв в серии был, то сейчас он безвозвратно улетучился, как пары бензина.
Единственное, что по-настоящему радует в последнем «Форсаже», так это главный злодей – Данте Риес в исполнении Джейсона Момоа. Как же он хорош! Представьте себе диснеевского принца, у которого сорвало крышу, и он превратился в эксцентричного, но крайне расчетливого и кровожадного киллера, что ни перед чем не остановится, чтобы достичь цели. А цель Данте – как следует помучить Торетто. И ему это удается, да еще как. Момоа откровенно крадет весь фильм, потому что он единственный, кто просто кайфует в кадре и радуется возможности поиграться в поехавшего негодяя. Ветераны франшизы выглядит тускло на его фоне, и их отработанный годами устаревший железобетонный пафос разбивается о легкость, увлеченность, непредсказуемость и современность Данте.
Доходит до того, что в какой-то момент можно начать болеть именно за героя Момоа. Ну, пусть этот очаровательный псих уже добьет несчастную Семью, которая откровенно мучается, и пойдет дальше, возможно, в свой спин-офф. В конце концов, чем он хуже Хоббса и Шоу, получивших свой фильм? Ответ: ничем. Данте Риас даже лучше.
К сожалению, пока мы не знаем, удалось ли прекрасному злодею осуществить свой план, потому что фильм резко обрывается, чем обрушивает его и без того невеликую связность и цельность как самостоятельного художественного произведения. Ведь «Форсаж 10» явился на финальный заезд с полупустым баком, поскольку это лишь первая часть заключительного фильма серии. Дальше их планируется то ли два, то ли три, источники пишут по-разному. И это, на самом деле, радует.
Разделение блокбастера на части говорит о том, что серию все-таки заканчивают, потому что ее силы на исходе. Просто напоследок хотят выдоить из зрителя еще немного денег. Так поступали со многими кинофраншизами: «Гарри Поттер», «Сумерки», «Голодные игры» и, конечно же, «Мстители» от «Марвел». А «Форсаж», как уже было сказано выше, слишком напоминает супергеройский кинокомикс. Оказывается, он у них еще и финансовую модель берет!
И вот, возвращаясь к первым кадрам «Форсажа 10», нарочно или нет, но декларация у авторов вышла отличная. С первых же секунд так смело заявить, что вы тут, на самом деле, все про бабло, бабло и еще раз бабло, – это сильный ход. То, что с «Форсажем» явно собираются заканчивать, заработав при этом сколько можно, радует. Серии давно пора на покой. Пугает другое – обычно в двухсерийных блокбастерах первая часть самая лучшая, а вторая гораздо слабее. И страшно представить, каким будет «Форсаж 11», если десятая часть – это сильная часть. Настолько страшно, что даже любопытно на это взглянуть. На это и на героя Джейсона Момоа. Уж больно хорош, чертяка!