Posted 16 июня 2023, 02:00
Published 16 июня 2023, 02:00
Modified 16 июня 2023, 04:59
Updated 16 июня 2023, 04:59
В среду, 15 июня, в арбитражном суде изучали отзыв администрации Чайковского на иск минимущества Пермского края, которое требует признать незаконной продажу больничного пищеблока «Айболит» частной компании «Элиона». Муниципалитет считает, что при передаче имущественного комплекса центральной городской больницы в государственную собственность администрация законно исключила здание пищеблока.
Представитель властей Чайковского рассказала, что изначально передавался не сам пищеблок, а пристроенное к нему в 1987 году помещение столовой. Оно, считают в муниципалитете, всегда использовалось для оказания услуг общественного питания, а не для обеспечения пациентов диетической едой. Это помещение впоследствии и было передано в оперативное управление МУП «Оскар», который фактически и продал пищеблок «Айболит» частной компании «Элиона».
15 июня в суде впервые прозвучала и позиция регионального министерства здравоохранения. Как сообщила юрист ведомства Анастасия Хлебникова, минздрав полностью поддерживает позицию, что права на владение пищеблоком отсутствуют у кого-либо, кроме больницы.
Позиция ведомства законодательно подтверждается как минимум четырьмя доводами, указала Хлебникова. Так, само понятие «организация медицинской помощи» включает в себя обеспечение пациентов стационаров лечебных питанием, ежегодно в программу госгарантий закладывается финансирование бесплатных для больных горячих обедов. Ответственность за его качество несет больница, оно должно соответствовать параметрам качества и безопасности.
С 2011 года муниципалитеты должны были передать имущественные комплексы больницы в государственную собственность, что в 2014 году произошло и в Чайковском. Но при передаче объекта никто не уведомил региональный Минздрав о том, что из комплекса было изъято здание пищеблока, в то время как он входит в единый больничный городок с обособленной территорией.
Кроме того, при строительстве и управлении больничными комплексами, необходимо соблюдать требования СНиПов и и СанПИНов. А они прямо указывают на то, что больница со стационаром в обязательном порядке должна иметь пищеблок. Именно поэтому в Минздраве заявляют, что недопустимо считать здание пищеблока излишним для больничного комплекса, не используемым или используемым не по назначению. Более того, в случае техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций обязанность по обеспечению питанием людей в принципе государство возложило на медучреждения. Эта норма также предписывает оборудовать больницы автономными пищеблоками.
Что касается доводов того, что организация питания в Чайковской городской больнице было передано на аутсорсинг и не нуждалось в здании пищеблока, то это право медучреждения. Больница может сама готовить диетическую еду, а может закупать эту услугу. Как уточнила Хлебникова, в Пермском крае применяются оба формата, в 19 крупных стационарах региона медучреждения самостоятельно занимаются приготовлением пищи для пациентов.
В то же время в Минздраве понимают, что закупка больничного питания на аутсорсинге несет повышенные риски. Поскольку по ФЗ-44 эта услуга разыгрывается на аукционах в обязательном порядке, то подрядчики могут меняться. Аутсорсер не несет ответственности по закону за обеспечение пациентов лечебным питанием, у него нет социальных обязательств, закон требует это с администрации больницы. А в случае с Чайковской ЦГБ при смене аутсорсера возникает вопрос: а что в этом случае будет с пищеблоком, находящимся в собственности у частной компании, как медучреждение будет кормить пациентов?
Следующая законодательная норма — это требования антитеррористической защищённости больниц. Она обязывает руководство медучреждения ограничивать доступ для посторонних лиц на территорию больничного городка. В «Элионе» утверждают, что в помещении столовой оказывают услуги для всего населения города. А это напрямую противоречит антитеррористическим нормам. Кроме того, все зданий, находящихся на территории больничного городка должен быть паспорт защищенности, но у частного пищеблока его нет.
«Изъятие здания пищеблока из оперативного управления медучреждения нарушает публичные интересы как самой больницы, так и широкого круга людей», — резюмировала Хлебникова.
Представитель ООО «Оскар» (бывшего МУП «Оскар») попыталась возразить, что «в Чайковском доступ на территорию больницы открыт для людей, здесь гуляют по скверу». На что Хлебникова поинтересовалась, «является ли это утверждение причиной для проверки Чайковской ЦГБ на антитеррористическую защищенность?»
Юрист «Элионы» Светлана Кунилова в доказательство права компании на владение пищеблоком уточнила, что в Пермском крае во многих медучреждениях пищеблоки не используются. Она привела в пример Добрянскую ЦГБ, где пищеблок закрыт и нуждается в ремонте. На что представители Минимущества и Минздрава ей ответили, что он остается в собственности больницы.
Перед завершение м заседания юрист Минимущества Мария Коньшина уточнила позицию ведомства. По ее словам, сторонам не понятно, для чего пищеблок был передан МУП «Оскар» в оперативное управление, тогда как муниципальное предприятие на ревых же торгах проиграло «Элионе» контракт на обеспечение больницы диетическим питанием. Более муниципальное предприятие никогда не участвовало в подобных торгах, не использовало в своей деятельности пищеблок, а в 2017 году сдало его в аренду «Элионе».
«Какой смысл был забирать и передавать пищеблок в МУП, чтобы его не использовать. Цепочка недобросовестных действий и привела к создавшейся ситуации», — резюмировала Коньшина.
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Элиона» в октябре 2022 года. Ведомство доказывает в суде что у компании отсутствует право собственности на объект недвижимости — пищеблок «Айболит» общей площадью 740,2 кв. м, и участок подвала площадью 902,7 кв. м, расположенный на территории Чайковской городской больницы. «Элиона» считает себя добросовестным приобретателем спорного имущества и ненадлежащим ответчиком по делу. С иском Минимущества в компании полностью не согласны.
С 2010 года комплекс был в управлении чайковского МУП «Оскар». В 2013 году он вместе со всеми зданиями больницы должен был перейти из муниципального ведения в собственность Пермского края. После передачи медучреждений из муниципалитетов в региональный Минздрав, имущество больниц также переводили в управление Минимущества Пермского края. В 2016 году был сформирован земельный участок со зданиями лечебных корпусов, но про «Айболит» забыли. По закону он не мог быть выделен из общего имущественного комплекса больницы, поскольку связан общими коммуникациями. Это было причиной и обращения прокурора Чайковского, и доследственных проверок в 2020–2021 годах.
О том, что здание пищеблока могло быть приобретено в частную собственность ООО «Элиона» незаконно, Properm.ru впервые писал в 2020 году. «Элионе» удалось фактически за бесценок купить у муниципалитета комбинат питания центральной городской больницы «Айболит». Контракты на поставку больничных обедов в ЦГБ «Элиона» получила в 2015 году. Ранее лечебным питанием больницу снабжал МУП «Оскар».
Компания «Элиона» — крупнейший поставщик больничных обедов в Прикамье. А июне 2022 года владелица компании Эльфира Кузьмина была признана виновной в даче взятки за заключение госконтракта на поставку обедов в Пичугинскую больницу и оштрафована на 450 тыс. рублей. Компания за это же правонарушение получила штраф в 1 млн рублей.