Posted 27 июня 2023, 05:37
Published 27 июня 2023, 05:37
Modified 27 июня 2023, 11:28
Updated 27 июня 2023, 11:28
На днях состоялось заседание Союза машиностроителей России по итогам первого полугодия 2023 года. Участники мероприятия рассказали, каких успехов добились и какие компоненты удалось импортозаместить. Заседание прошло в привычном ключе, однако позже президент «АВТОВАЗа» Максим Соколов озвучил перечень мер господдержки для автопрома. Власти планируют индексировать утилизационный сбор и внести изменения в законодательство о госзакупках и законодательство о такси, пишут «Новые известия».
С 2012 года утилизационный сбор платят импортеры иномарок, а с 2014 года — отечественные производители. Базовая ставка утильсбора составляет 20 тыс. рублей, далее сумма добавляется повышенными коэффициентами. За машины с двигателем объемом от 1 до 2 л надо заплатить 178,4 тыс. рублей.
Утильсбор был введен в качестве замены импортных пошлин, которые пришлось уменьшить из-за вступления России в ВТО. Отечественным компаниям утильсбор возвращали в виде субсидий. Однако в 2019 году законодательство вновь изменилось, гарантированная сумма возврата снижалась, и в прошлом году составила 0%. Сейчас получить субсидии производители могут только с высоким уровнем локализации.
Полный возврат утильсбора в России не положен никому. В минувшем году Минпромторг поделился степенью локализации самых популярных в стране автомобилей. Выяснилось, что Lada Granta набрала 4 261 балл из 8 800 возможных, а Lada Niva — 4 156 баллов. С тех пор степень локализации повысилась после введения санкций. Однако на замену пропавших импортных компонентов пришли китайские.
В январе текущего года Максим Соколов предлагал повысить утильсбор со 178,4 тыс. до 300 тыс. рублей. Если это произойдет, то в первую очередь пострадают китайские автопроизводители, поставляющие в Россию полностью собранные машины или занимающиеся крупноузловой сборкой.
Китайские производители сильно конкурируют с отечественными. Так, обновленная Vesta после рестайлинга стоит от 1,24 млн до 1,69 млн рублей. Это цена без боковых подушек безопасности, системы стабилизации, климат-контроля и автоматической трансмиссии — за эти опции нужно будет доплатить дилерам. Китайские производители предлагают все эти опции.
За такую сумму можно купить седан BAIC U5 Plus, кроссовер Changan CS35 Plus илиChery Tiggo 4 в простой комплектации. Сейчас есть альтернативы полностью отечественным автомобилям, однако после повышения утильсбора они подорожают, включая «Москвичи» и «Эволюты».
В российское законодательство планируется ввести ограничения по степени локализации в случае поставок машин по госзакупкам, для таксопарков и каршерингов. Сейчас коммерческие структуры предпочитают пользоваться новыми импортными автомобилями. В такси и каршеринге имеют популярность Chery Tiggo 7 и Tiggo 4, JAC JS6 и J7, Geely Coolray из Корейской Народной Республики. Исключением тут стал Haval Jolion — его собирают на заводе в Туле, а также «Москвич 3» с околонулевой локализацией. Отечественные «Лады» в крупных городах почти не используются для бизнеса.
Если требования по уровню локализации ужесточат, то таксопарки и каршеринги будут вынуждены закупать либо Haval Jolion, по которому степень локализации в текущем году должна достичь 50%, либо Lada Vesta, которая в следующем году планирует поступить в продажу с автоматической трансмиссией. Остальные автомобили не локализованы, так как перевод китайских машин на отечественные компоненты занимает не один год, или не имеют коробки-автомат.
Сжатие рынка коммерческих закупок грозит дефицитом автомобилей, а также ростом цен на сами машины и на услуги перевозки пассажиров. В сентябре этого года услуги такси могут подорожать в несколько раз из-за нехватки водителей с лицензией и высокой стоимости ОСАГО для таксистов — до 160 тыс. рублей в год. Если оставшиеся водители будут лишены права выбора, то рынок такси уменьшится до элитных перевозок по максимальному тарифу. Единственный плюс таких изменений — отсутствие пробок на дорогах.