Posted 19 июля 2023, 08:27
Published 19 июля 2023, 08:27
Modified 19 июля 2023, 08:29
Updated 19 июля 2023, 08:29
Пермские ученые предложили сделать отечественные авиадвигатели безопаснее для окружающей среды. По их задумке, в новых, более экологичных двигателях, с малоэмиссионными камерами сгорания нужно использовать систему автоматического управления, которая будет выполнять мониторинг процесса организации горения.
Обычно при работе двигателей из камеры сгорания в атмосферу выбрасываются продукты горения топлива, такие как оксиды азота и углерода, углеводороды. Это негативно сказывается на окружающей среде. Предложенный пермскими исследователями алгоритм управления включает полуэмпирическую математическую модель камеры сгорания, разработанную на основе физического уравнения Зельдовича. Она выполняет функцию виртуального сенсора для контроля за выбросами вредных веществ.
По словам доцента кафедры конструирования и технологий в электротехнике Татьяны Кузнецовой, чем больше топлива в топливовоздушной смеси, тем быстрее летит самолет и тем больше вредных веществ выбрасывается в атмосферу. Для контроля процессов выброса и придумана система автоматического управления. Она способна прогнозировать выбросы оксидов азота и углерода в атмосферу из камеры сгорания и пульсацию давления в жаровых трубах в зависимости от потребляемого топлива. В результате исследователи сформулировали количественный критерий (коэффициент корреляции Пирсона), позволяющий оценивать качество организации горения в камере сгорания.
Как сообщают в пресс-службе ПНИПУ, система управления снизит выброс вредных веществ и поможет избежать аварийных режимов работы двигателя. По словам специалистов, стендовые испытания на имитаторе двигателя были проведены в АО «ОДК-Авиадвигатель».