Posted 25 июля 2023, 08:34
Published 25 июля 2023, 08:34
Modified 25 июля 2023, 12:21
Updated 25 июля 2023, 12:21
— Вадим Борисович, два года назад в интервью мы договаривались оценить, как развивается «Геликс». Стала ли маленькая пермская вертолетная авиакомпания крупным грузоперевозчиком? Насколько за это время все изменилось?
— Считаю, что мы продвинулись очень серьезно! Просто совершили прыжок в космос. «Геликс» превратился в международного игрока рынка грузовых авиационных перевозок. За два года удалось изменить взгляд на нашу авиакомпанию, например, весной этого года мы выполняли заказ правительства Арабских Эмиратов. Доставляли гуманитарную помощь пострадавшим во время землетрясения в Сирии. А вообще, наши самолеты побывали в Алжире, Армении, Индии, Казахстане, Туркменистане, Турции, Уганде, Южном Судане.
— И здесь возникает политический вопрос. В Арабских Эмиратах на русский бизнес смотрят как на хорошего партнера?
— Партнерство в бизнесе — понятие относительное. Бизнес — это про бизнес, а не про политику. Сейчас на международной арене для российского бизнеса есть проблемы в двух сферах: банкинг и топливно-энергетический комплекс. Авиакомпаниям за рубежом сложно платить за топливо, за аэропортовое обслуживание. Прямых платежей нет совсем. Приходится платить через агентов.
— Удалось занять серьезную нишу на рынке международных и российских грузоперевозок?
— Да, удалось. Как сказал один из конкурентов: «Нарисовался — не сотрёшь, посмотрим только, чем нарисовался!». Нашей первой задачей было сертифицироваться и начать летать. Затем выйти на рентабельность перевозок. Здесь нас несколько подкосила ситуация, связанная с СВО. На входе в проект мы реально оценивали «крымские санкции», а вот к новым не были готовы. Приходится долго ждать запчасти. Но мы идем вперед. Сейчас надо поднять третий Ил—76, и я это сделаю! Из текущих задач по развитию: получили сертификат на техническое обслуживание самолетов. Теперь можем сами обслуживать свои самолеты.
— В чем секрет успешной работы за такой короткий срок?
— Секрет в людях. Я очень ценю нашу команду в Перми, Сургуте, Ульяновске, Домодедово, Люберцы. Те люди, которые сейчас с нами могут многое. Если надо будет осваивать другие типы летательных аппаратов, то команда справится.
— А есть потребность и спрос на грузовые перевозки?
— Спрос есть. Вопрос в том, кому он уйдет — нам, нашим российским конкурентам или зарубежным авиакомпаниям. Нужно, чтобы в воздухе были одновременно две наших машины, а лучше три и в разных регионах мира, тогда сокращаются холостые перегоны, и мы можем предложить заказчикам лучшие условия. Был период, когда два месяца стояли самолеты. Просто стояли. На рынке не было ничего. Конкуренты летали, но по ценам, которые мы просто не могли себе позволить. Дешевле оставаться на земле. Авиакомпании стран ближнего зарубежья хотят зайти на российский рынок. Мы делаем все возможное для того, чтобы оставить этот рынок за собой. К сожалению, иногда чувствуем себя на этом фронте очень одиноко. Но держимся.
— Я верно понимаю, что санкции дали авиакомпаниям с Ил-76 большое конкурентное преимущество перед теми, кто перевозил грузы, к примеру, на Boeing? На русских самолетах летать через границу не так страшно?
— Да, верно. Минимизирован риск ареста воздушного судна отечественного производства за рубежом. Но с другой стороны: один наш конкурент с Ил-76 попал под санкции. Сейчас у коллег по цеху большие сложности с заправкой топливом, аэропортовым обслуживанием, пролётом территорий некоторых государств.
— Какие новости в вертолетном направлении?
— Мы открыли дочернюю авиакомпанию «Геликс Аэро». Переводим туда вертолетный парк «Геликса» и берем в аренду другие машины. Расширили географию регионов, где мы оказываем услуги по поисково-спасательному обеспечению. (ПСО, представляет собой глобальную систему, призванную обеспечить поиск и спасание людей авиационными средствами на всей территории России, — Properm.ru). Продлили контракт на Екатеринбург. У нас появился Киров. И только мы стали нести дежурство, как пришлось лететь на спасение людей. 6 июля Ан-2, занимавшийся тушением лесных пожаров, совершил экстренную посадку возле деревни Чуваши. Мы вылетали на поиск.
Слава Богу, все живы!
Продолжаем работать в Западной Сибири. Обслуживаем нефтяников. Тушим пожары в государственном природном заповеднике «Юганский».
Получили код ИКАО для «Геликс Аэро», а это первый шаг к тому, чтобы выйти на международный рынок вертолетных перевозок.
— Два года назад вы говорили о кадровом голоде в отрасли. Как удается эту проблему решать?
— Наш лётный директор шутит: «Команда „Геликса“ — это сборная России по футболу!». Имеется в виду, что мы собрали членов лётных экипажей из разных уголков России.
Начали готовить молодняк. Началось с приема на работу выпускницы Омского колледжа. Сейчас она — второй пилот Ми-8. Теперь отправили выпускников Ульяновского института гражданской авиации на переучивание на Ил-76. Будем давать им допуски для полетов, будем вводить в строй.
Два года ведем тесную работу со школами: реализуем федеральный профориентационный проект «Геликс Класс». Охватили 1500 детей в Перми и Ульяновске. К 100-летию Отечественной гражданской авиации издали «Словарик авиационных профессий», сделали фотовыставку «Знай, лети». Провели встречу с пилотажной группой «Русь». Реализовали профильные каникулярные школы. Сейчас собираем материалы для проекта «Онлайн-галерея „Небо Пармы“, посвященного истории гражданской авиации Пермского края. Проект реализует в рамках грантового конкурса губернатора Пермского края.
— Желания еще чего-нибудь попробовать нет? Например, возобновить внутрирегиональные перевозки, даже пассажирские?
— Здравый смысл останавливает от этих опытов. В авиации выход на новый рынок — всегда очень дорого. Надо взять аппарат, сертифицировать компанию, подготовить людей. Если ты дальше не понимаешь, кто твои пассажиры, будут ли окупаться эти рейсы, смысла вообще никакого нет. Развитая сеть автомобильных дорог, существующая в крае, автоматически делает нерентабельным внутрирегиональный авиационный бизнес.
— Планируете в «Геликсе» заниматься беспилотием?
— Да, нашей команде это интересно. Мы внимательно смотрим, что происходит в Пермском крае и в других регионах в этом направлении. Думаю, что до 20% авиаработ в ближайшие два-три года точно уйдет на беспилотники: сельское хозяйство, облеты нефтегазопроводов, магистральных линий электропередач. Сейчас на рынке беспилотия практикуется такой подход: договорился с клиентом, взял деньги, пошел — полетал. Если участковый не увидел — хорошо.
Для нашей команды, воспитанной на большой авиации, такой подход не приемлем. Мы выбрали другой путь. Зарегистрировали компанию «Беспилотные системы Урала». Будем получать сертификат на выполнение авиаработ на беспилотниках. Будем открывать авиационный учебный центр по подготовке внешних пилотов. В общем, будем работать по-взрослому. Да, это долго и дорого, но это гарантия того, что наши будущие клиенты получат законное и качественное оказание услуг. Этот рынок надо захватывать сейчас и мы к этому готовы!