Posted 15 августа 2023,, 08:32

Published 15 августа 2023,, 08:32

Modified 16 августа 2023,, 04:53

Updated 16 августа 2023,, 04:53

«Зеленый» прокурор Иван Ахматов: число обращений об экологии выросло на 50%

«Зеленый» прокурор Иван Ахматов: число обращений об экологии выросло на 50%

15 августа 2023, 08:32
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru / properm.ru
Журналист Properm.ru Ольга Седурина поговорила с Пермским природоохранным прокурором Иваном Ахматовым о загрязнениях воды и почве, незаконных вырубках леса и добыче полезных ископаемых. Цикл интервью открывает самая насущная для горожан проблема — вывоз мусора.

— Иван Тагарифович, расскажите, пожалуйста, чем занимается Пермская межрайонная природоохранная прокуратура, как ее еще называют — «зеленая прокуратура».

— Думаю, не будет особо секретом, если скажу, что основная задача природоохранной прокуратуры — охрана окружающей среды. Мы — специализированная прокуратура, надзираем за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

В разные годы прокуратура находилась в Перми, Чайковском и Березниках. Сегодня в Пермском крае две природоохранные прокуратуры — Березниковская и Пермская.

От Нытвы, Добрянки и южнее надзирает Пермская природоохранная, это 26 районов, севернее Нытвы — Березниковская природоохранная.

Помимо того, что мы надзираем за соблюдением Конституции РФ и законов в сфере охраны окружающей среды и за соблюдением экологических прав граждан, у нас также есть надзор за следствием, регистрацией, разрешением сообщений об экологических преступлениях.

Много внимания уделяется обращениям граждан. В этом году очень сильно выросло число обращений о проблемах в сфере экологии, практически на 50% за первое полугодие.

— На что люди жалуются?

— Круг вопросов достаточно обширный. Это нарушения в сфере водного законодательства, о загрязнении воздуха. Четверть жалоб связана с водным законодательством. Люди говорят о сбросах в реки загрязняющих веществ. Поступают сообщения об отсутствии доступа к водным объектам.

Много жалоб о выбросах в атмосферу. Хотя в этом случае часто бывает, что виноваты погодные явления. Люди из-за смога начинают чувствовать неприятные запахи, например, когда были крупные лесные пожары. Так, когда были пожары в Свердловской области, к нам поступали обращения как раз о загрязнении атмосферы.

Поступают обращения на региональные органы власти о нарушениях лесного законодательства. Часто жалуются на незаконные рубки.

Сильно снизилось число обращений в сфере обращения с отходами производства и потребления. Если раньше эти обращения составляли около 30%, то сейчас 19%.

— Причины, наверное, могут быть разными. Работает Закон о ТКО, порядок большей частью в этой сфере наведен. В 2019 году, когда ставили все эти контейнеры, оборудовались площадки, было много проблем, не сразу появилось понимание, как это всё должно работать, куда вывозить будут…

— Сейчас этого уже нет, порядок есть. Кроме того, в этой сфере полномочия прокуратур распределены. Несанкционированные свалки, сбор и вывоз ТКО, площадки по вывозу, контейнеры — это зона ответственности территориальных прокуроров. Им это ближе, они здесь проблемы быстрее увидят на месте и отреагируют на них оперативнее.

— А крупные полигоны — это ваша зона ответственности?

— Конечно. В зоне ответственности природоохранной прокуратуры полигоны, мусоросортировочные предприятия. На поднадзорной нам территории расположены 10 объектов размещения отходов — так называемые полигоны. Два объекта размещения отходов не позднее 2026 года должны быть исключены из территориальной схемы обращения, они переполнены.

— Какие?

— Полигоны в Лысьве и в поселке Светлом Осинского района должны закрыться не позднее 1 января 2026 года. Один полигон уже выведен из эксплуатации — в Октябрьском районе. Сейчас мы требуем от местной администрации рекультивировать этот земельный участок.

Кроме этого, в нашем ведении два объекта обработки отходов — это мусоросортировочные комплексы в Краснокамске и Лобаново. Плюс строится экотехнопарк в Лысьве. Линии сортировки в Чернушке, мусоросортировочная станция в Чайковском — здесь мы тоже осуществляем надзор.

— В Чайковском проблему с полигоном удалось решить?

— Сейчас он закрыт, не работает. А если в целом останавливаться на полигонах, то с 2022 года по нашей инициативе приводятся в соответствие с природоохранным законодательством полигоны в Кунгуре и Нытве. Нынче эту работу мы продолжили. Съездили в Добрянку, проверили, съездили в Чернушку. Совместно со специалистами Росприроднадзора и Роспотребнадзора смотрели, как и что там складировалось. Недавно получили от них заключения — везде есть нарушения. В основном, отсутствие ограждения по периметру полигона, не работают дезинфицирующие ванны для мойки колес мусоровозов, нет сбора фильтрата, имеются факты горения отходов и другое. Уже внесены представления, контролируем устранение нарушений.

Планируем до конца года побывать на каждом поднадзорном полигоне, чтобы воочию увидеть, что там происходит, и к концу года иметь полное представление. План мероприятий составлен, в соответствии с ним мы и движемся, и в августе будет еще два выезда.

— Какие на сегодня серьезные проблемы в сфере обращения с ТКО?

— Наверное, переполненность полигонов, это ни для кого не секрет. Проблему, конечно, решают, но ситуация остается сложной.

Мы для того и выезжаем, чтобы смотреть, как в действительности обстоит дело, потому что из-за переполненности полигона отходы начинают складировать за его пределами.

Значительное количество нарушений, выявленных в 2023 году, связано с обращением с отходами I и II класса опасности. С прошлого года вступили в силу изменения в законодательство, касающиеся обращения с отходами I и II классов опасности, появился Федеральный экологический оператор. Но не все оказались готовы к этим изменениям. Мы активно включились в эту работу: информировали органы власти об изменениях, во втором полугодии проведем большую комплексную проверку, посмотрим, как работают в этом направлении государственные учреждения.

— В чем проявилась неготовность к изменениям?

— Больше всего повлиял субъективный фактор. Не хватило координации процесса, чтобы все узнали и поняли, что именно изменилось. Например, в трех проверенных нами образовательных учреждениях не был организован учет отходов I и II классов опасности, не было договора с федеральным экологическим оператором. Их руководители попросту не знали о необходимости этих действий. Мы внесли им представления, и сегодня ситуация исправлена.

1 марта 2022 года в России вступили в силу новые правила по обращению с отходами I и II классов. Организовывать деятельность по безопасному обращению с данными отходами должен «Федеральный экологический оператор». Каждое предприятие и организация обязана заключить с ним договор. К таким отходам относятся:
Свинец-содержащие отходы:
Автомобильные и промышленные свинцовокислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля.
Ртутьсодержащие отходы:
Различные виды люминесцентных ламп, приборы, шламы, шлаки, катализаторы, содержащие ртуть.
Отходы химических источников тока:
Батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы.
Органические горючие отходы:
В основном отходы химического и нефтехимического производства.
Водные неорганические отходы:
Отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы.

Сейчас мы проведем плановую проверку, и если увидим, что проблема носит комплексный характер, то будем работать на уровне руководителей органов власти, чтобы они включились в процесс и мотивировали свои подразделения.

— 26 территорий — география достаточно обширная. Есть ли проблемы взаимодействия с местной властью?

— Особых проблем нет. Необходимый диалог с муниципальными властями у нас налажен, надзор в этом направлении организован. Например, много внимания мы уделили вопросу утилизации ртутьсодержащих ламп. В конце прошлого года 10 муниципалитетов не определили места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, прокуратура внесла представления.

Сейчас все территории по нашей инициативе, через меры прокурорского реагирования или самостоятельно, определили места накопления отработанных ламп. В июле этого года мы посмотрели сайты всех муниципальных образований на предмет того, как они доводят до населения информацию о пунктах приема таких ламп. У большинства есть такие сведения на официальных сайтах, но отдельным главам вновь пришлось указать на необходимость размещения сведений.

В следующих частях интервью с Пермским природоохранным прокурором Иваном Ахматовым будут подняты темы выбросов предприятий в реки Прикамья, загрязнения почвы и незаконной добыче полезных ископаемых.

"