Музею «Ретро-гараж» нужно помещение, а министр культуры посоветовала им повысить цены

Музею «Ретро-гараж» нужно помещение, а министр культуры посоветовала им повысить цены

23 августа 2023, 07:00
Уникальному пермскому автомузею (на самом деле, музею транспорта в самом широком смысле) — восемь лет. Таким образом, музей немаленький. Но наивный — верит бесконечным обещаниям властей о выделении помещения.

«Почему машина полиции желтая? Что за люстра у нее на крыше? Что это за машинка, такая маленькая? А эта почему такая большая?» — четырехлетние дети забрасывают вопросами экскурсовода в «Ретро-гараже». Он охотно отвечает и им, и их папам, сетующим на упадок отечественного автопрома.

Музей частный, но держит и марку, и приемлемые для не самых богатых людей цены на билеты. Билет — 300 рублей, льготный — 200 рублей. Конечно, если бы музей развернулся как комплекс военной и гражданской техники в Верхней Пышме (Свердловская обл.), можно было и цену в 1,3 тыс. рублей за единый на всё билет устанавливать. У них там и танки, и подводные лодки, и… техника из Перми (например, танки 1930-х годов из бывших Красных казарм), и экспонаты из пермского музея «Ретро-гараж».

А что делать, если нет у пермяков своих помещений, чтобы представить всё, что есть, от паровоза и танка до мотоцикла и самоката? По словам идейного вдохновителя и основателя музея «Ретро-гараж», всё в Пермском крае есть, всё можно найти. Где-то даже парк из 180 советских мотоциклов ждет, когда ему выпадет шанс быть представленным широкой публике. Вот только где?

Ирина Молокотина. properm.ru

В самом начале своего появления — в Мотовилихинском районе в 2016 году — «Ретро-гараж» забуксовал в первом же помещении, в котором разместился. На уникальные автомобили стали падать куски штукатурки и потолка. Заказали экспертизу, которая признала здание небезопасным. Так собственник еще и в суд подал по поводу этой экспертизы и её выводов. Долгий судебный процесс с собственником помещения арендаторы-музейщики в конце концов выиграли.

Справка Properm.ru

Владелец музея «Ретро-гараж» Александр Черепанов родился в Перми, жил в Рабочем поселке, сел за руль в 15 лет. Автогонками начал заниматься во время обучения в ПНИПУ. Работал в республиканском инженерно-техническом центре порошковой металлургии под руководством академика Владимира Анциферова. Был организатором первого в Перми центра по ремонту автоматических коробок передач. Был участником и организатором крупнейших автогонок региона и страны.

Переехали в один из пустующих центров по продаже автомобилей. И платили себе аренду с коммуналкой, пока арбитражный управляющий не продал здание, а новый собственник не предоставил времени на переезд, отключил отопление. Собрали журналистов, рассказали, что происходит, вот тогда губернатор Максим Решетников пообещал, что власти помогут с помещением, но предлагали всё какие-то неподходящие варианты: то полуподвальный этаж, то комната на высоком этаже.

Александр Черепанов и Юрий Трутнев на ралли «Каменный пояс — 2001». Когда-то Прикамье проводило масштабные автогонки
Ирина Молокотина. properm.ru

В итоге Анна Черепанова, дочь и помощница Александра, нашла сама на сайте объявлений подходящее помещение. На то, чтобы поставить въездные ворота, собрали пожертвований 150 тыс. рублей. Электрику отремонтировали, стены перебрали. Им обещали помочь с компенсированием затрат, с арендной платой.

«Мы получили грант, им аренду нельзя было покрывать, конечно. А когда до отчетности дело дошло… Ну, мы же не можем, получив грант 1 мая, отчитаться за март, апрель. В итоге мы 960 тыс. рублей не смогли обосновать. И из чистой прибыли в течение трех лет эти 960 тыс. возвращали в бюджет, вернули 1,3 млн рублей. Вот это поддержка! После этого о каких-то договоренностях… Никаких бумаг не подписывается. Всё на словах».

На словах музею пообещали цех на заводе им. Шпагина. И какие это были слова! Бывший министр культуры Вячеслав Торчинский, выступая на Санкт-Петербургском культурном форуме в ноябре 2019 года, презентовал реновацию территории завода Шпагина.

Из презентации Вячеслава Торчинского. Вот там, где пространство инженерных экспозиций, планировали разместить «Ретро-гараж»
properm.ru

«Я глазам своим не верил, что это когда-то будет реализовано. „Вернемся в Пермь — начинай переезжать на Шпагина“! — сказали мне», — вспоминает Александр Черепанов. Здание идеально подходит для «Ретро-гаража», оно с двумя световыми окнами. Даже в пасмурную погоду освещение не надо включать.

Зданием Александр Черепанов занялся серьезно. Вместе с ветеранами завода провели несколько субботников. Пригласили экспертов, которые провели оценку системы мелиорации 19 века. Эксперты подтвердили, что можно не ломать систему, она работоспособна при условии восстановления отдельных ее фрагментов.

«Действующее инженерное сооружение, которому 200 лет! — говорит Александр Черепанов. — Можно уже ради него сюда туристов приводить».

Просветительская, образовательная деятельность «Ретро-гаража» впечатляет, это не просто «машинки посмотреть»
Ирина Молокотина. properm.ru

Транспорт (железнодорожный, речной, автомобильный, военный) стал бы ядром будущих экспозиций и мероприятий, которые охватят самые разные события, города, виды транспорта. «Ретро-гараж» сотрудничает с РЖД, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, с Музеем обороны и блокады Ленинграда, с хором «Млада» и Пермским губернским оркестром, с Пермским краеведческим музеем и со всеми частными коллекционерами техники в регионе. И с каждым из партнеров могли бы получиться красивые, нужные истории.

…Мечты выглядели и красиво, и вполне реалистично. Но превратились в тыкву — под Новый год. Губернатор Максим Решетников пригласил Александра Черепанова на новогодний бал, где владельцу автомузея представители краевого чиновничества сообщили, что «планы поменялись, надо искать другое место, на Шпагина разместят Театр „У Моста“.

Попытки выяснить, почему изменились обстоятельства, ни к чему не привели. А на Шпагина разобрали все железнодорожные пути, теперь туда паровозы не закатить, чтобы показать на выставке.

«Мы предлагали единственный в России технический театр здесь сделать. Это был бы проект, аналогичный театру Советской Армии в Москве, с использованием возможностей железнодорожных путей», — печально вспоминает Александр Черепанов.

Идея была масштабная, написаны проекты, создано отраслевое задание, сделан ремонт, не такой, как предполагалось, но всё же. Была бы в Пермском крае своя Верхняя Пышма, но не получилось. А что самое обидное, и театр «У Моста» завести туда не получилось!

Анна и Александр Черепановы говорят, раз 8 лет музею удается жить и привлекать к себе внимание посетителей со всего мира, значит, надежда есть
Ирина Молокотина. properm.ru

Александр Черепанов направил письмо губернатору Пермского края Дмитрию Махонину. На просьбу о помощи правительство региона отозвалось, в музей приехала министр культуры региона Алла Платонова. Она посоветовала повысить цены и продавать мерч (продукция с фирменной символикой).

«Она посоветовала повысить цены. Да как повысить? Для кого? Я вообще готов был бесплатно всё это делать, — удивляется Александр Черепанов. — Мы на Шпагина предлагали уличную экспозицию, которая доступна в часы работы всей этой территории (в Верхней Пышме, кстати, уличная часть выставки также бесплатна для всех. — Properm.ru)».

Утешая Александра Черепанова, друзья говорили, что не все могут позволить себе сходить в пермский Театр оперы и балета (откуда пришла в Минкульт Алла Платонова). В общем, ни о чем не договорились.

Пока будущее «Ретро-гаража» такое же туманное, как и прошлое легендарной «Чайки»
Ирина Молокотина. properm.ru

В 2023 году «Ретро-гараж» организует автопробеги ретро-техники через Чусовой, Березники, Соликамск, Кизел, Губаху (в рамках губернаторского гранта), бесплатные просветительские мероприятия, в том числе в школах Перми (в рамках президентского гранта), выставки художников и совместные мероприятия с Музеем обороны и блокады Ленинграда. А собственник помещения уже сообщил о повышении арендной платы, и платить ее нечем.

Цех на заводе Шпагина пустует. Правительство Пермского края до сих пор не решило, что с ним делать.

Комментарий Министерства культуры Пермского края:

— В Пермском крае около 20 частных музеев. Все они обращаются за помощью. Выделять кого-то одного считаем не вполне корректным. Все-таки музей частный, и возможности поддержки у нас ограничены. Мы всячески способствуем работе музея по Пушкинской карте, в заявках на гранты — «Ретро-Гараж» регулярно в них участвует и получает поддержку.
Что касается Завода Шпагина — конечно, для проекта такого масштаба требуются большие внебюджетные средства и частные инвесторы. В нынешних условиях найти их затруднительно. Поэтому механизмы реализации проекта сейчас пересматриваются, после чего работу с потенциальными резидентами продолжим.

Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Ирина Молокотина для Properm.ru. properm.ru
Подпишитесь