Posted 30 августа 2023,, 07:35

Published 30 августа 2023,, 07:35

Modified 30 августа 2023,, 07:41

Updated 30 августа 2023,, 07:41

«Унижали при всех». В Перми инвалиды-колясочники жалуются на водителей автобусов

«Унижали при всех». В Перми инвалиды-колясочники жалуются на водителей автобусов

30 августа 2023, 07:35
В редакцию Properm.ru обратились представители объединений инвалидов. По их словам, в Перми является острой и актуальной проблема проезда инвалидов-колясочников в общественном транспорте.

Инвалиды-колясочники обратились за помощью в редакцию Properm.ru. Они рассказывают, что всё чаще сталкиваются с невыполнением обязанностей водителями общественного транспорта. Не говоря уже об обычном хамстве. Водители автобусов не пускают людей с ограниченными возможностями здоровья в салон, закрывают двери, проезжают мимо, отказываются открывать аппарель.

Пермская краевая организация Всероссийского общества инвалидов была вынуждена обратиться к перевозчикам с просьбой повысить качество транспортной услуги. Поводом стали случаи нарушений в отношении инвалидов.

История Екатерины

Екатерина Якимова имеет инвалидность I группы, передвигается на электроколяске, учится в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Ей нужно было доехать с Центрального рынка до краевого центра реабилитации инвалидов. Но водитель и кондуктор автобуса № 54 отказались установить пандус.

«Они говорили обо мне в третьем лице, громко обсуждая, что „ей нужен пандус, что она требует“. Это меня оскорбило, — рассказала она. — Занесли коляску со мной в салон на руках, что чревато поломкой моего сложного технического средства. При выходе на остановке также не использовали пандус».

На обратном пути Екатерина хотела на автобусе № 50 проехать в микрорайон Парковый. Водитель курил около автобуса и видел, что автобус ожидает пассажир на инвалидной коляске. Водитель отказывался поднять аппарель, поясняя, что у него нет технической возможности. Екатерина настаивала, чтобы он пустил ее в салон по аппарели. В итоге он, выражая крайнее возмущение, что выбивается из графика, сделал, что был должен.

По словам председателя Пермской краевой организации ВОИ Надежды Романовой, они обратились с жалобой на качество услуги и нарушение этики водителем в департамент дорог и транспорта администрации Перми. Кроме того, они написали жалобы в компании, обслуживающие маршруты № 54 (ООО «Дизель») и № 50 (МУП «ПермГорЭлектроТранс»).

Руководство муниципального предприятия ответило, что для персонала проведен инструктаж о культуре обслуживания, в автобусах проверены приспособления для аппарелей.

Сейчас в Перми 100% автобусов низкопольные, но, по словам Надежды Романовой, такие случаи показывают, что обучать алгоритму услуги необходимо каждого нового водителя. И не менее важно просвещать экипаж автобуса на тему этикета при общении с маломобильными пассажирами.

«Я веду активный образ жизни, и за пять лет чего только не слышала в свой адрес! Самое частое от водителей и кондукторов — „Что вам дома не сидится?“, „Куда прете в час пик?“. Унижали при всех, спрашивая, где сопровождение», — рассказала Екатерина Якимова.

По ее словам, и матом ее приветствовали, и делали вид, что не заметили, и уезжали. Бывало, просто отказывались открывать аппарель.

«Иногда по взгляду можно понять, как к тебе относится водитель. И ехать не захочешь уже! — возмущается Екатерина. — Ситуация, конечно, меняется в общем и целом. И есть водители, с которыми хочется ездить постоянно. Мы благодарны 36 маршруту, водители на котором очень компетентны», — пояснила Екатерина. Перевозчик на 36-м маршруте — МУП «ПермГорЭлектроТранс».

История Александра

«Вечно проблемными», по словам Екатерины Якимовой, остаются маршруты № 50, 54, 58 и 77. Это подтверждает и Александр Галкин, тоже инвалид-колясочник. Он рассказал, как гулял в парке «Райский сад» на площади Восстания. «Мы с подругой здорово провели время, поужинали в кафе, обсудили планы. Время пролетело быстро и незаметно, но надо было собираться и разъезжаться по домам, — вспоминает он. — Отправились на автобусную остановку „Площадь Восстания“ в сторону центра города. Настроение было на высоте, пока не приехал 77-й автобус».

Водитель автобуса видел, что на остановке человек в инвалидной коляске, он нуждается в помощи, но выходить и откидывать аппарель не стал. Время было позднее, ждать следующий автобус Александр не мог, поэтому обратился за помощью к людям на остановке, они и занесли его в автобус.

«Уже в автобусе я направился к водителю, чтобы поинтересоваться, почему он не выполняет свои обязанности, — рассказал Александр. — Ведь на моем месте может оказаться любой человек, от этого никто не застрахован, а кто-то и вовсе с детства справляется с трудностями, связанными со здоровьем». Ответов на свои вопросы Александр не получил, водитель просто игнорировал его.

Александр понял, что на своей остановке он не дождется помощи от водителя, и снова обратился к парням, которые были в автобусе. Они помогли, вытащили его из автобуса. «Настроение мое было испорчено, да так, что я даже забыл сфотографировать номер этого автобуса», — расстраивается Александр.

Перевозчик, обслуживающий маршрут № 77, — ООО «Автомиг-Пермь».

«Хочется передвигаться спокойно, а не тратить нервы, доказывая свои права. Я была в других городах и ни разу не сталкивалась с отказом или упреком: в Сочи, Казани, Москве, — говорит Екатерина. — Я понимаю, что это человеческий фактор, но давайте всегда оставаться людьми и качественно выполнять свою работу. Ведь от попадания на наше место никто не застрахован!»

Как отметили в департаменте транспорта администрации Перми, водитель обязан обеспечить безопасную посадку и высадку инвалидов-колясочников. Это регламентировано контрактом с перевозчиком и федеральным законом.

По данным департамента дорог и транспорта администрации Перми, перевозчики проводят инструктажи для водителей. Например, муниципальный перевозчик МУП «ПермГорЭлектроТранс» разработал для водителей детальный порядок, который включает в себя остановку автобуса максимально близко к площадке остановочного пункта, раскрытие откидного трапа, сопровождение инвалида-колясочника в салон автобуса, размещение кресла-коляски спиной к месту, отведенному для колясочников, фиксацию пассажира ремнем безопасности для инвалидов. Далее водителю необходимо уточнить остановочный пункт, на котором пассажир желает покинуть салон, и сопроводить из салона на том пункте аналогичным образом.

Одним из требований контрактов с перевозчиками является наличие низкопольного подвижного состава, технически оснащенного для комфортной перевозки маломобильных пассажиров. На сегодняшний день более 90% автобусов в Перми являются низкопольными.

Комментарий департамента дороги и транспорта администрации Перми:

— При обращении пассажира в департамент специалисты проводят проверку по данным системы видеонаблюдения. В случае подтверждения нарушения к перевозчику применяется штраф, кроме того, информация может быть дополнительно направлена в Управление государственного автодорожного надзора, в полномочия которого также входит возможность применения штрафных санкций к перевозчику.

Все перевозчики и водители проинструктированы о необходимости внимательного отношения к пассажирам и об обязанности оказания помощи.

"