Posted 1 сентября 2023, 11:08

Published 1 сентября 2023, 11:08

Modified 1 сентября 2023, 11:11

Updated 1 сентября 2023, 11:11

Как второй сезон «Пищеблока» уничтожает все достоинства первого. Рецензия Properm. ru

1 сентября 2023, 11:08
Спойлеры: незначительные | Рейтинг: тем, кто очень сильно любит кино про вампиров | 18+

Состоялся релиз всех серий второго сезона сериала «Пищеблок». Продолжение экранизации книги Алексея Иванова решили делать самостоятельно, без литературной основы. Чем угробили и без того невеликие достоинства первого сезона. Григорий Ноговицын объясняет, как же так вышло.

Наш земляк Алексей Иванов — один из самых известных и популярных современных российских писателей. И самый экранизируемый. Книг, по которым не сняли фильм или сериал, у Иванова осталось гораздо меньше тех, по которым склепали какой-нибудь кинопродукт. Качество этих продуктов различается от случая к случаю. На каждый удачный пример вроде «Географ глобус пропил» (18+), «Общага» (18+) и «Ненастье» (16+) находятся откровенно сомнительные проекты вроде совсем никчемного «Тобола» (18+) и жутко неровного «Сердца Пармы» (16+).

Первый сезон сериала по роману «Пищеблок» стоило бы отнести ко второй категории. Сама книга построена на одном очень вычурном концепте — что СССР это натурально государство упырей и кровопийц, а все его символы — это бесовские обереги. Соответственно, пионерлагерь, где происходит всё действие, — настоящий пищеблок для вампиров. Ну, это перебор даже для Алексея Иванова, который всю свою литературную карьеру откровенно злоупотреблял лобовой и натянутой символогией!

Сериал с таким вот материалом ничего дельного показать не мог. Он путался в своих же правилах — кто и когда, вообще, пьет кровь, кого кусает главный упырь-стратилат, а кого кусают его аколиты-пиявцы, как себя ведут аколиты аколитов и как работает их иерархия, как действуют магические защитные механизмы советских официальных символов…

Еще первый «Пищеблок», будучи помесью триллера, хоррора и детектива, проваливался по всем этим направлениям. Как детектив он был лишен интриги, ведь кто тот самый стратилат, которого искали главные герои, было ясно с первой серии! Как ужастик и триллер не работал в принципе, потому что не пугал и не нагнетал напряжение. А ведь мог получиться неплохой ответ Стивену Кингу и «Очень странным делам», только основанный на пионерских страшилках. Но получилось нечто столь же неудобоваримое, как манная каша с комочками в столовке детского лагеря.

Хотя аудитории первый «Пищеблок» в целом очень понравился. Ведь у него были и довольно существенные плюсы — ностальгия по 1980-м, та самая атмосфера детского лагеря, неплохо прописанные персонажи, отлично сыгранные хорошими актерами. Особенно хороши оказались дети, играющие пионеров. Казалось, что у нас в стране проще встретить настоящего вампира, чем хорошо играющего актера-ребенка, но исполнители главных ролей Петр Натаров (Валерка) и Федор Федосеев (Лева) большие молодцы. Им удалось вытащить топорно написанный текст и отлично показать сложные отношения их персонажей, которые одновременно лучшие друзья и заклятые враги.

Любовная линия между пионервожатыми Игорем (Даниил Верещагин) и Вероникой (Ангелина Стречина) тоже вышла неплохой. Но тут, скорее, заслуга оригинального текста, потому что в этом сюжете отражен тот лейтмотив творчества Алексея Иванова, который у него получался даже лучше и ярче, чем мифы и легенды, а именно, секс между педагогическими работниками.

Успех «Пищеблока» был такой, что на потребу публике (а «Кинопоиску» на заработок) решили снимать продолжение. Уже без книги Иванова в основе. И новым авторам сериала (прошлого режиссера выставили на мороз, и поделом) удалось невозможное — они умудрились сделать второй сезон на порядок хуже, зануднее и неинтереснее даже не самого захватывающего первого «Пищеблока». Хотя второй сезон с порога обещает столько крутоты, сколько не было в первом. Ведь вырвавшаяся из лагерного заключения советско-вампирская сага пытается разгуляться на просторе. Школьник, ставший высшим вампиром и годами борющийся с позывами упыриной сущности и жаждой крови, — хорошо.

Неожиданные воскрешения и внезапная смерть полюбившихся героев — замечательно. Типичная советская школа, в полном составе порабощенная и захваченная вампирами, — отлично. Главный злодей, неубиваемый древнейший кровосос, — прекрасно. Сложный квест по поиску оружия против него — превосходно. Ставший советским Ван Хельсингом бывший врач, который вместе с пионером, бывшим пиявцем, колесит по СССР и мочит высших вампиров, — просто офигительно! Да я про это отдельный сериал хочу посмотреть!

Но вся эта круть только заявляется, но не раскрывается. Второй сезон «Пищеблока» сначала вбрасывает какую-то интересную вещь, а потом, не сосредотачиваясь на ней, вбрасывает очередные прикольные штуки. И так до самого финала. Что касается жанровой части сериала, то есть его смеси детектива, хоррора и триллера, то тут всё стабильно: полнейшее отсутствие какой-либо интриги, напряжения и страха. Всё предсказуемо, банально и еще немного пафосно.

И каким бы грубым и натужным ни был основной посыл романа о людоедском (точнее, людопивском) Советском Союзе, стоит признать, что в книге и, соответственно, в первом сезоне какой-то центральный мотив был. Во второй части такой основы, цементирующей весь происходящий кошмар, нет. Тема СССР где-то на фоне, а свои цели и мотивацию главный злодей, как и полагается в плохих жанровых фильмах, проговаривает за несколько минут до смерти.

Актеры, старые и новые, по-прежнему пытаются хоть как-то это вытянуть и выжать максимум из своих ролей. Петр Натаров всё еще радует, великий российский актер (а его уже без иронии можно так называть) Тимофей Трибунцев безмерно прекрасен, и остальной состав тоже молодцы. Но им приходится произносить такие унылые и глупые реплики, что на их спасение не хватит никого таланта. Даже история любви Игоря и Вероники сильно померкла. Видимо, потому, что во втором сезоне они больше не педработники.

Самое главное, чем авторы окончательно угробили «Пищеблок», так это тем, что напрочь погасили ностальгическую, трогательную, а главное, нашу родную атмосферу. Первому сезону можно было отказать во многом, но никак не в самобытности сеттинга и тех приятных впечатлениях, которые он оставлял. Второй сезон зачем-то превращает приключения героев в типичный американский сериальчик про подростков. В основном, по стилю. Планы, свет и цветокоррекция выставлены так, что параллели с «Очень странными делами» становятся просто неприличными.

Алексей Иванов один из самых популярных писателей сейчас потому, что он удачно совмещает владение ремеслом и жанровыми приемами со стабильностью. Его так часто экранизируют потому, что он умеет жанровые произведения делать интересно и увлекательно, даже если в книге есть такие дубовые метафоры, как «советская власть — власть кровососов». Оба сезона «Пищеблока» показывают, насколько это жанровое ремесло сложная штука, ведь постановщики не могут справиться с ним, ни имея в руках литературную основу, ни пытаясь сделать что-то свое. И чему их только в ремесленных киноучилищах учат?

Подпишитесь