Posted 6 сентября 2023, 04:30

Published 6 сентября 2023, 04:30

Modified 23 октября 2023, 09:27

Updated 23 октября 2023, 09:27

Страсти по сцене. Как после весенне-летних скандалов откроют сезон пермские театры

Страсти по сцене. Как после весенне-летних скандалов откроют сезон пермские театры

6 сентября 2023, 04:30
Фото: Midjourney.
Минимум пять пермских театров в прошлом сезоне стали участниками разных публичных конфликтов. В двух из них к новому сезону сменилось руководство, три — получили новые или отреставрированные здания.

Закрытие театрального сезона в большинстве пермских театров прошло, что называется, «под бурные и продолжительные аплодисменты». Без публичных скандалов сезон закончил разве что Театр кукол. Правда, за жаркое юбилейное лето конфликты улеглись или забылись вовсе.

В региональном минкульте с представителями пермских медиа поделились, что финансовая поддержка краевых театров остается на прежнем уровне. В 2024 году более 700 млн рублей будет направлено на текущую детальность театры: на спектакли и концерты, заработные планы сотрудников, расходы на содержание зданий и всего имущественного комплекса. Еще порядка 280 млн рублей театры направят на новые постановки и гастроли. Ежегодно это порядка 15-20 премьер разных жанров, премьерные показы которых собирают тысячи зрителей, а сами постановки становятся номинантами на престижные театральные премии.

Чайковский начинает и выигрывает

Майский конфликт в Чайковском театре драмы и комедии завершился неожиданно. Тогда из-за конфликта между актерами и бывшим худруком Александром Борисовым была сорвана постановка спектакля «Смерти нет» (14+) по произведениям писателя Захара Прилепина и военкора Дмитрия Стешина, назначенная на 6 мая. Однако премьера всё же состоялась, но в Туле, 28 июля в Театре юного зрителя.

«Мы бы и теперь поставили этот спектакль, но у нас нет такой возможности — авторские права на него у Борисова, а он ушел, — объяснила журналисту Properm.ru и. о. худрука Мария Картазаева. — Мы уже объясняли и будем объяснять, что эта история раздута и не связана ни с позицией, ни с политикой. Комментарии о том, что актеры не готовы играть в спектакле о спецоперации давал человек, который уволился и уехал в Казахстан еще в 2022 году. Практически все, кто на фоне майских событий говорил, что уйдет из театра — остались, все спектакли играем».

По словам Картазаевой, время покажет, будет ли в театре новый приглашенный худрук, или она сама избавится от приставки «и.о.». Как ранее уже неоднократно говорили актеры труппы, так и сейчас она утверждает, что суть конфликта — в непринятии труппой личности самого Борисова и в его высокомерном отношении к людям, а не в политике. И на этом театр хотел бы закончить эту историю и начать новый сезон с хороших событий.

Чайковский театр откроет сезон уже 9 сентября пьесой Александра Островского «Не так живи, как хочется» (16+). Труппа, наконец, вернулась в свое здание после ремонта.

Как говорит Картазаева, сейчас в театре легкая суета и неразбериха — переезд «домой», ввод в спектакли новых актеров — выпускников института культуры, подготовка к открытию сезона. Два года, пока шла реконструкция здания, спектакли давали на сцене музучилища, но 93-й сезон откроется уже в родных стенах. Накануне проинспектировать состояние здания после ремонта приезжал глава региона Дмитрий Махонин. Новостей о его посещении других театров в межсезонье не было.

Опера без дирижера

Второй скрипкой трагедии положений пермских подмостков стал театр оперы и балета, оставшийся к новому сезону без худрука и главного дирижера. Сначала директор Довлет Анзароков, а за ним главный дирижер театра Мигран Агаджанян после майских праздников заявили о своем увольнении из театра. По их словам — из-за несогласия с действиями министра культуры Аллы Платоновой.

«В том смысле, что я ни на что не соглашался, — написал в соцсетях Анзароков. — Это расторжение договора по решению учредителя. Всё, что мне было озвучено в качестве причин, — это „сложные рабочие взаимоотношения с министром культуры“ и „моё нежелание следовать её советам в части ведения театрального процесса“. И это правда, поскольку из всех советов в части ведения театрального процесса я получал лишь требования избавиться от главного дирижёра театра Миграна Агаджаняна, а также от руководителя балетной труппы Антона Пимонова. Лично мне кажется, что советы убрать двух главных творческих руководителей успешно работающего учреждения являются не самыми конструктивными и как минимум странными. Никаких резонов для этого я не видел и не вижу! И к подобным указаниям по „ведению театрального процесса“ я как человек порядочный и в целом адекватный — не готов».

Несколько позднее, 19 мая, региональный минкульт распространил информацию о заработных платах руководителей пермских театров. Генеральный директор Пермского театра оперы и балета Довлет Анзароков имел среднемесячный доход в 282,9 тыс. рублей.

Уже спустя месяц, 15 июня, коллективу Пермского театра оперы и балета представили нового генерального директора — Анну Волк. Ранее она была руководителем фестивального штаба и техническим директором фестиваля «Золотая маска».

Тогда же стало известно, что балетмейстер Антон Пимонов покидает Пермь. Балетную труппу вновь возглавит Алексей Мирошниченко, сообщали в новостях.

Сейчас на сайте театра нет указания, кто стал его художественным руководителем и сохраняется информация о том, что Пимонов является руководителем балетной труппы. К слову, официальная должность художественного руководителя театра была упразднена с уходом Теодора Курентзиса. Рядом значится Дмитрий Ренанский, программный директор театра оперы и балета. Информации о главном дирижере на страницах сайта тоже нет. В пресс-службе театра новые назначения и планы учреждения до официального объявления на пресс-конференции не разглашают. Открытие сезона здесь прошло 3 сентября, постановкой прошлого сезона — оперой «Евгений Онегин» Чайковского (16+).

От 16 и старше

Следующим с сольной партией выступил пермский ТЮЗ. В мае его администрация заявила, что хочет сменить собственника и стать не муниципальным, а краевым театром. История выглядела, скорее, как политическая, открытое письмо появилось в повестке за несколько дней до отчета бывшего главы Перми Алексея Демкина перед городскими депутатами.

Переписка театра и открытое письмо до сих пор открывают главную страницу сайта театра. В мае губернатор Пермского края поручил начать процесс передачи ТЮЗа в краевую собственность. В пресс-службе регионального Минкульта подтвердили корреспонденту Properm.ru, что соответствующие документы готовятся.

Одновременно с тем стало известно, что художественный руководитель ТЮЗа Константин Яковлев нашел вторую работу. 15 июня его представили коллективу Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в качестве главного режиссера. В ТЮЗе сообщили корреспонденту Properm.ru, что Яковлев будет работать в Новосибирске по совместительству, и не покидает свою должность в Перми.

По открытым данным, средняя зарплата худрука театра в 2022 году составляла 309,4 тыс. рублей, директора театра Артема Агеева — 286,3 тыс. рублей.

В то же время, по заявлению начальника городского департамента культуры Василия Головина, театры «У Моста» и ТЮЗ остаются в подчинении города. Такое заявление он сделал в июне на заседании Пермской городской думы. С тех пор прошло более двух месяцев, и администрацию Перми возглавил бывший министр экономического развития Пермского края Эдуард Соснин. Пока никаких заявлений о передаче полномочий в отношении театров он не делал.

Вопрос о передаче ТЮЗа должны рассмотреть в октябре на заседании гордумы. Если депутаты одобрят передачу, то ТЮЗ станет учреждением Прикамья, а не Перми, с 2024 года. По информации журналиста Properm.ru из достоверных источников, на сегодня вопрос передачи фактически решен, подготовлена дорожная карта процесса.

Впервые в скандальной ситуации, к слову, пермский ТЮЗ оказался еще зимой 2022 года. ТЮЗ сталкивался с нападками пермячки, которой не понравился спектакль «Гуд бай, Берлин!» (12+). Одной из претензий зрительницы было наличие якобы пропаганды гомосексуализма. В итоге театр убрал спектакль из репертуара.

Свой театральный сезон ТЮЗ открывает 15 сентября и пока на старой сцене, рассказали журналисту Properm.ru в театре. Первый спектакль на новой сцене уже в декабре 2024 года. Именно этот объект, судя по обращению театра к губернатору, стал камнем преткновения: «Мы считаем обоснованными сомнения в том, что муниципалитет сможет обеспечивать дальнейшую эксплуатацию нового здания и полноценную работоспособность театра как культурной институции». Между открытием сезона и открытием новой сцены в театре ожидается еще одна премьера, по стечению обстоятельств это «Война и мир» (14+).

Погнали наши городских

Заявление ТЮЗа о переводе спровоцировало требование театра «У Моста» передать и его в краевое подчинение. Но это пожелание из уст худрука мистического театра Сергея Федотова звучит не впервые. Ранее с этой инициативой он обращался к экс-губернатору Прикамья Максиму Решетникову.

Однако этот театр останется муниципальным, как и Театр «Балет Евгения Панфилова», что подтверждают в региональном минкульте. Для сравнения, заработная плата основателя «У Моста» Федотова составляет 313,6 тыс. рублей, у худрука балета Сергея Райника — 132,4 тыс. рублей, у худрука также муниципального театра кукол Дмитрия Вихрецкого — 200 тыс. рублей.

Перед началом театрального сезона труппа «У Моста» начала репетиции в новом помещении — для этого у частного собственника был арендован бывший клуб ВКИУ. Ранее его намеревались купить под «дворец КВН» региональные власти.

Теперь администрация Перми и собственник бывшего клуба договорились о том, что собственник сделает ремонт за свой счет и подготовит пространство к размещению новой сцены театра. Зал будет рассчитан на 500 мест. Договор аренды заключен на один год с правом продления. При этом прежняя площадка также останется в пользовании театра. Планируется, что зрители смогут увидеть спектакли на новой сцене в конце года.

Театр, еще театр

В 2022 году зарплата художественного руководителя театра Бориса Мильграма составляла 707 тыс. рублей в месяц, исполнительного директора Егора Мухина — 503 тыс. рублей. Это самые высокие оклады среди руководителей театров в Пермском крае.

И уже перед закрытием сезона неожиданным дуплетом выстрелило ружье, образно висящее над Театром-Театром. В конце июля региональный минфин сообщил о выявленных при проверке бюджетных трат одиннадцати нарушениях.

«В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения: оплачены фактически невыполненные работы по штукатурке стен, их облицовке, по установке светильников, предусмотренные заключенными гражданско-правовыми договорами на проведение ремонта. Предоставлена и оплачена путевка на санаторно-курортное лечение работнику в 2022 году при отсутствии законных оснований. Предоставлена и выплачена материальная помощь работнику при отсутствии законных оснований», — говорится в итогах проверки.

Театр часть претензий признал. Как говорится в сообщении учреждения, действительно было неправомерное использование средств, потраченных на невыполненные работы по штукатурке и облицовке стен, установку светильников. Также среди признанных Театром-Театром нарушений — оплата путевки работнику, перенесшему COVID-19 (по закону он не должен был получать путевку два года подряд), и выплата материальной помощи другому работнику, попавшему в сложную жизненную ситуацию из-за COVID-19 и тяжелой болезни родственника. Эти средства театр вернет в бюджет Пермского края до 31 марта 2024 года.

Нарушение о завышении числа зрителей в театре назвали спорным. Как утверждают служители Мельпомены, минфин счел нарушением включение в отчет 2900 зрителей «Концерта для мам», который, по мнению министерства, не является спектаклем. В пермском театре уверены, что этот вопрос не может быть решен министерством финансов в одностороннем порядке без привлечения экспертов театрального сообщества и представителей минкульта. «Концерт для мам», по словам Театра-Театра, представляет собой «большую театральную постановку, полноценный спектакль».

Накануне этого разгорелся публичный скандал с приглашением в Пермь для постановки Иосифа Райхельгауза. Чаще всего о нём вспоминают как об авторе фразы: «После 2 мая воздух в Одессе стал чище». Так Райхельгауз высказался после трагедии в одесском Доме профсоюзов, где заживо сожгли десятки человек.

Он должен был поставить «Ромео и Джульетту», но тут патриотически настроенные общественники напомнили о его позиции в отношении спецоперации. Это вызвало протест председателя комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской, которая 18 июля написала в своем telegram-канале: «Переговорила с министром культуры Пермского края А. В. Платоновой. Коротко. „Контракт не подписан, но переговоры ведутся“. „Мы проверяем информацию о предыдущих высказываниях и действиях режиссера“». (цитата по «Новому компаньону»)

Театральный сезон в пермском академическом начался раньше всех — еще 16 августа. Ближайшая премьера с говорящим названием «Как пережить лето» назначена на 13 сентября.

Это не первый конфликт о политических взглядах, связанный с командой Театра-Театра. В марте 2023 года депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн назвал главного режиссера Русского драматического театра Литвы Владимира Гурфинкеля одним из возможных претендентов на аналогичный пост в самарском театре «Самарт». Власти региона это назначение отрицали, но Хинштейн направил министру культуры РФ Ольге Любимовой свой протест на назначение бывшего главрежа пермского Театра-Театра. В январе 2023 года Гурфинкель стал художественным руководителем ярмарки народных промыслов, которую ежегодно проводит «Пермская ярмарка».

Несколько лет назад театр поучаствовал еще в одном конфликте, связанной с проверкой минфина. После нее учреждение пыталось вернуть гонорар, полученный ее худруком Борисом Мильграмом. Театр-Театр просил взыскать со своего руководителя более 11,8 млн рублей, как излишне выплаченное вознаграждение в период с 5 сентября 2012 года по 15 июля 2016 года. Поводом для обращение стало предписание Минфина Пермского края, который обнаружил, что Мильграм получал зарплату по завышенному окладу, не согласованному с учредителем театра краевым министерством культуры. Суд отказал театру в удовлетворении иска.

Примерно в тот же период в театре случались актерские забастовки из-за несогласия с действиями минкульта, уволившего Мильграма из театра. Сейчас он вновь возглавляет это учреждение культуры.

Подпишитесь