Posted 7 сентября 2023, 05:30
Published 7 сентября 2023, 05:30
Modified 7 сентября 2023, 06:31
Updated 7 сентября 2023, 06:31
В историю кино 2023-й войдет как год, когда неожиданно стали проваливаться заслуженные франшизы, которые должны были, по идее, проносить огромный доход. Провалился и пятый фильм о легендарном археологе Индиане Джонсе. Поэтому недавно его выкинули в цифровой релиз, чтобы хоть как-то отбить. Григорий Ноговицын объясняет, что такого «Индиана Джонс и колесо судьбы» (12+) вытворяет со знаменитым киногероем, что о существовании этого фильма лучше всего забыть, хотя вы его и так не вспомните, буквально сразу после просмотра.
В 2008 году вышла серия «Южного парка», в которой Джордж Лукас и Стивен Спилберг «насиловали» Индиану Джонса и прочих персонажей, коих они выдумали. Героев «Звездных войн» тоже. Серию эту явно написали под впечатлением от фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (12+). Тогда почти все посчитали тот фильм ужасной дрянью и издевательством над культовым героем.
Авторов «Южного парка», великих пересмешников Трея Паркера и Мэтта Стоуна, тогда очень сильно подвела их прозорливость. Они ведь не знали, что настоящее «изнасилование» любимых с детства героев еще впереди. Но тогда никто не знал, что скатившийся в бесконечную эксплуатацию ностальгии, былых достижений и грех самоповторов современный Голливуд как следует отымеет в самой извращенной форме всю нашу добрую память о хорошем кино и мультфильмах.
И вот, в очередной раз голливудское чудище протянуло свои тентакли к великому Индиане Джонсу. Правда, уже без участия Лукаса и Спилберга. Дедушки старенькие, им здоровье не позволяет заниматься такими извращениями. Зато оказался готов поучаствовать в этом непотребстве сам Харрисон Форд. Он, несмотря на свои восемьдесят с гаком лет, всё еще очень мощный и чертовски харизматичный дядька. А к прославившим его героям Форд всегда относился без особого пиетета. Вон, Хана Соло вообще просил замочить еще в «Империя наносит ответный удар» (12+). Поэтому не стоит удивляться, что актер согласился на такое унижение Индианы Джонса, как пятый фильм о нем.
Хотя начинается фильм, по сути, без Форда, а лишь с очень качественным дипфейком омоложенного актера. Просто действие стартует в 1945 году, где еще молодой Индиана предстает в излишне затянутой и глуповатой экшен-сцене. В ней он вместе с недотепой-напарником похищает из-под носа нацистского ученого Шмидта (Мадс Миккельсен) некий прибор. Он создан самим Архимедом и, кажется, позволяет перемещаться во времени.
А потом сюжет перескакивает в 1969 год, и начинается зверское надругательство над культовым киногероем. Постаревший Индиана Джонс предстает дряхлым, бессильным, мерзковатым дедом в одних трусах, спящим в кресле у телевизора и не способным поставить на место шумных соседей. Так мы узнаем, что легендарный археолог, искатель приключений и расхититель гробниц, никогда не унывавший и не сдававшийся, превратился в унылую развалину, жалкую и бессмысленную. Сын погиб во Вьетнаме, жена из-за этого ушла, с работы в университете выставляют на пенсию. Хотя что это за работа, ведь студенты даже не делают вид, что слушают лекцию старого Джонса. Ну, того самого Индианы Джонса, для которого красивые студентки на лекциях писали на своих веках Love you.
Вы думали, что пролюбивший все полимеры и ставший ничтожеством Люк Скайуокер и Терминатор, начавший шить шторы, — это позор и издевательство? Это вы еще не видели того ужаса, что сделали с Инди! А ведь это снял Джеймс Мэнголд, режиссер, который так круто и достойно показал старание культового персонажа в «Логане»!
Но вот в жизни этого ничтожества, бывшего когда-то крутым экшен-героем, появляется дочь его старого друга, с которым они вместе сперли у нациста артефакт. Ее зовут Хелена (Фиби Уоллер-Бридж), и она тут типа молодого Джонса — такая же бесстрашная искательница сокровищ с превосходным гуманитарным образованием. Закос этой героини под Инди настолько прямолинейный и топорный, что у нее есть даже друг типа Коротышки из «Храма судьбы» (12+). Только в отличие от Коротышки шкет в «Колесо судьбы» мало того что бесячий, так еще и своими действиями постоянно вредит героям. А Фиби Уоллер-Бридж просто не вытягивает свою роль. Она талантливая актриса, но совершенно другого типа. В «Колесе судьбы» нужна была крутая, боевая героиня, с чертами фам-фаталь. А Фиби, по сути, клоунесса. Прекрасная клоунесса, но абсолютно непригодная для экшена!
Но именно эта экшен-клоунесса втягивает Индиану в погоню за недостающей частью прибора Архимеда, за которой также охотится Шмидт. Оказывается, в Америке он стал влиятельным ученым, который работал над высадкой человека на Луну. Очевидно, что это очередная лобовая отсылка к штурмбанфюреру СС и отцу американской космической программы Вернеру фон Брауну. И это скучно. Клюквенные русские в прошлой части были веселее нацистов-недобитков. После появления Хелены в «Колесе судьбы» разворачивается стандартный для фильмов об Индиане поток экшена, в который впутываются герои в поисках артефакта.
Вот только в «Колесе судьбы» Индиана Джонс изо всех сил старается, чтобы во время очередного трюка не развалиться на части от старости. Смотреть на это больно, и даже немного стыдно. В конце фильма доктор Джонс даже просит, чтобы его оставили умирать. И кажется, что так и надо было сделать. Инди заслужил как свет, так и покой. Но так с основой франшизы не поступают, и доктор Джонс остается жив для сиквела. Которого, из-за низких сборов, скорее всего, не будет. К счастью.
Вряд ли «Колесо судьбы» провалилось из-за того, что сотворили там с Индианой Джонсом. Современный зритель и не такое хавает. Сборы новой трилогии «Звездных войн» это подтверждают. Скорее всего, виной провала стал грех не менее тяжелый, чем превращение самого Индианы в ничтожество, и грех этот — уныние. «Колесо судьбы» попросту нудный, затянутый и незахватывающий фильм. А еще — очень блеклый и незапоминающийся.