Posted 8 сентября 2023, 10:06
Published 8 сентября 2023, 10:06
Modified 10 сентября 2023, 12:01
Updated 10 сентября 2023, 12:01
Генпрокуратура через суд добилась признания незаконными итогов приватизации АО «Метафракс Кемикалс» (входит в «Метафракс групп»), передает журналист Properm.ru из зала суда. Решение должно быть исполнено немедленно, это в своем иске требовала прокуратура, ссылаясь на то, что компания «Метафракс» — стратегическая и выполняет гособоронзаказ. Кроме того, указывалось, что акционеры уже вывели 7 млрд рублей из России, получив дивиденды, и сейчас планируется вывод на зарубежные счета такой же суммы.
Иск Генпрокуратуры РФ был удовлетворен в течение месяца, для принятия решения понадобилось одно заседание в основном слушании. Почти все ходатайства представителей компании отклонялись. Надзорное ведомство вспомнило об уголовном деле, связанном со скупкой акций в 1997 году. Судья Татьяна Морозова несколько раз делала представителям ответчиков замечания, указывая, что они выходят за рамки доказывания в пространные рассуждения.
Прокуратура оспаривала законность приватизации компании через скупку акций у сотрудников в 1992 году. Тогда акции завода сначала взамен ваучеров по закрытой подписке раздали сотрудникам предприятия «Метанол». Затем у них эти акции выкупил Дмитрия Рыболовлев и передал в управление азербайджанско-американскому бизнесмену Сейфетдину Рустамову. Долгое время ценные бумаги находились в офшорах, в официальную собственность Рустамова их оформили лишь в 2017 году. Силами Рыболовлева и Рустамова консолидация акций предприятия была завершена только в 2021 году, поэтому срок исковой давности неприменим, — указывали представители ответчика.
Как сообщили при доказывании законности покупки представители прокуратуры, Сейфеддин Рустамов устранял конкурентов на торгах с привлечением криминальных группировок. Это подтверждается неким приговором Пермского областного суда, вынесенным в 1997 году. Речь идет об уголовном деле об убийстве генерального директора пермского АО «Нефтехимик» Евгения Пантелеймонова. Тогда одним из фигурантов дела был Дмитрий Рыболовлев, суд впоследствии оправдал его.
Тогда Рыболовлев организовал ЧИФ «Каменный пояс» и инвестиционную компанию «Финансовый дом», который и приобрел на торгах акции химзавода в Губахе. На тот момент Рыболовлев — владелец «Пермьстройбанка», председатель правления банка «Кредит ФД», в котором аккумулированы капиталы почти всех крупных пермских предприятий, в том числе — «Метанола». Он же на тот момент официально считался владельцем швейцарской фирмы «Метафракс».
При доказывании того, что Рустамов — добросовестный покупатель, представители ответчика несколько раз пытались представить в суд непереведенные документы, раскрывающие покупку в 2014 году американским трастом акций компании у офшора LIPANET LIMITED. Суд отказался приобщать документы, как не имеющие отношения к делу. Ответчики же поясняли, что документы подтверждают, что Рустамов заключил законную и возмездную сделку и просили отложить перерыв, чтобы подготовить и перевод документа, и пояснения к нему. Однако суд отклонил эти ходатайства как не имеющие отношения к делу.
Факт недобросовестности приватизации и связи между Рыболовлевым и Рустамовым доказан, как и факт незаконного управления активом — уточнили в прениях представители Генпрокуратуры. «За это большое спасибо трудовому коллективу и Газпромбанку, который кредитует Метафракс. Акционеров за рубежом интересует только извлечение прибыли. Уже выведено более 7 млрд рублей, еще готовится вывод за рубеж 7 млрд рублей. Если попытаются вывести, будем решать это другим способом», — заявил в репликах сторон представитель Генпрокуратуры.
Как пояснил представитель Генпрокуратуры РФ, для акционеров предприятия за рубежом главное — не прибыль, а сотрудники предприятия и его мощности: «О них государство позаботится». Во время доказывания своей правоты юристы «Метахолдинга» и «Метафракса» поясняли в противовес, что именно разумные решения акционеров и назначенного ими совета директоров привели к процветанию компании.
Ответчики выразили общую позицию о том, что доказательств незаконности приватизации предприятия не было предоставлено. В том числе, указывалось о российской программе приватизации предприятий химического комплекса 1992 года. Как заявили представители компании, в то время приватизировались и другие заводы, не только ООО «Метанол», производящие яды и опасные вещества. Производство продукции высокого класса опасности не мешало их массово приватизировать, — утверждали юристы. Они напомнили, что решения по приватизации компании «Метанол» принималась на уровне Анатолия Чубайса и Бориса Ельцина. В те годы приватизация носила массовый характер.
Представитель «Метахолдинга» напомнила, что «Финансовый дом» Рыболовлева купил акции компании «Метанол» на конкурентных торгах. Заключенный ранее договор хранения ценных бумаг также не нарушал никаких законов, действующих на 1994–1995 годы.
Уже после вынесения решения АО «Метафракс Кемикалс» распространил сообщение о том, что оспорит сегодняшнее решение Арбитражного суда Пермского края об изъятии акций компании в собственность государства. «Юристы акционеров предприятия заявили о том, что не считают решение суда обоснованным и планируют подать апелляционную жалобу», — говорится в сообщении от имени совета директоров компании.
Совет директоров АО «Метафракс Кемикалс» также заявил, что компания строго придерживается необходимости исполнения решения суда и готова к сотрудничеству с уполномоченными государственными органами и региональными властями. На данный момент предприятие продолжает текущую производственно-хозяйственную деятельность: не допускает остановок производства и обеспечивает своевременные отгрузки продукции, исполняет обязательства перед контрагентами, кредиторами и сотрудниками. Ранее все имущество предприятия было описано и арестовано приставами.
По требованию генпрокуратуры в самом начале заседания в отдельное производство был выделен иск к «Тольяттихимбанку». Выяснилось, что в день подачи иска о национализации «Метафракса» банк продал акции «Метахолдинга».
По мнению Генпрокуратуры фирма-покупатель ООО «Центр экологического отдыха Восток» имеет признаки фирмы-однодневки. Деньги за акции пока не оплачены — это около 300 млн рублей. Пакет акций пока остаётся в залоге банка. Представитель Генпрокуратуры назвал эту сделку фикцией и усомнился в том, что покупатель может выступать ответчиком по данному делу.
Генпрокуратура РФ минувшим летом начала процесс возвращения государству еще одного предприятия в Прикамье — бывшего Губахинского химического завода, а ныне холдинга «Метафракс». Надзорное ведомство утверждает, что в 1992 году имущество завода (ГПО «Метанол») было незаконно отчуждено из государственной собственности. Генпрокуратура просит суд истребовать в пользу России государственное имущество — акции АО «Метафракс Кемикалс» в количестве:
Утверждается, что предприятие вообще не подлежало приватизации, потому что производило ядовитое вещество «метанол», а приватизация изготовителей ядов тогда была прямо запрещена. По сути, это было незаконным распоряжением федеральным имуществом.
Ответчиками выступают АО «Тольяттихимбанк», АО «Метахолдинг» и ООО «Метафракс Трейдинг». Их представители утверждали с первого заседания, что приватизация проходила открыто и законно, под контролем Госкомимущества РФ, при этом срок исковой давности давно истек.