Posted 26 сентября, 04:36

Published 26 сентября, 04:36

Modified 26 сентября, 09:25

Updated 26 сентября, 09:25

«Новая степь» Зорикто Доржиева: почему стоит посетить выставку прямо сейчас

«Новая степь» Зорикто Доржиева: почему стоит посетить выставку прямо сейчас

26 сентября 2023, 04:36
Фото: Михаил Воскресенских
Об идее выставки, источниках вдохновения и процессе создания работ рассказал сам художник.

В Центральном выставочном зале Перми в четверг, 21 сентября, состоялось открытие выставки художника Зорикто Доржиева (ZORIKTO) «Новая степь» (6+). На ней представлена ретроспектива творчества художника за 2006–2019 годы — живопись, скульптура, графика и медиа-арт.

Зорикто Доржиев родился в Улан-Удэ в 1976 году. Его отцом является заслуженный художник России, народный художник Бурятии Бальжинима Доржиев. Зорикто учился в Бурятском республиканском училище культуры и искусства, а затем в Красноярском государственном художественном институте. Персональные выставки художника проходили в Русском музее в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее в Москве, в «Галерее искусств» Совета Европы в Страсбурге и Брюсселе, а также в Ноймюнстерском аббатстве в Люксембурге.

Перед открытием выставки прошла пресс-конференция, на которую прибыл сам Зорикто Доржиев, а также основатель московской галереи «Ханхалаев» Константин Ханхалаев. Они с удовольствием пообщались с журналистами, после чего провели небольшую экскурсию по залу с работами художника.

Организация выставки и впечатления о Перми

Выставка в Перми открылась благодаря знакомству руководителей Центрального выставочного зала Перми и Вятского художественного музея им. Васнецовых. Накануне Нового года директор Вятского музея Анна Шакина позвонила коллегам и предложила привезти экспозицию Зорикто Доржиева в столицу Прикамья. Главными помощниками в организации мероприятия стали кировский агрохолдинг «Дороничи» и группа компаний «Железно».

Зорикто Доржиев впервые посетил Пермь и успел увидеть ее только из самолета. Но, как говорит сам художник, о городе наслышан: в столице Прикамья живут двое его знакомых. «Очень рад, что выставка случилась именно в праздничный для Перми год трехсотлетия. Для меня большая гордость, а для вас, наверное, большой праздник — совпасть с величайшим событием», — поделился Зорикто с журналистами.

О концепции выставки «Новая степь»

Прежде чем погрузиться в самобытные и цепляющие взгляд полотна Зорикто Доржиева, необходимо понимать контекст их создания. Произведения насыщены основными свойствами культуры Центральной и Восточной Азии, такими как закрытость и погруженность в себя персонажей, пластичная аскетичность и декоративная разработанность поверхности. Чаще всего герои Зорикто — задумчиво глядящие вдаль женщины или дети, погруженные в уличные игры и забавы, нередко они предстают перед зрителем на фоне разноцветных полос, напоминающих бескрайние степи Бурятии.

Главной темой выставки стала мысль о том, что вся история человечества — это миграция и передвижение людей и народов. История человеческой цивилизации — это история войн, подчеркивает Зорикто.

Художник отразил эту мысль в картинах, а затем и скульптурах «Шелковый путь». В фигурах всадников смешаны восточные и европейские орнаменты, культура современности — через микросхемы, автоматы и другие приметы реальности. Зорикто Доржиев выбрал фигуру кочевника на коне, так как считает, что люди все в той или иной степени кочевники. У человечества есть свобода передвижения и возможность менять свои представления о мире.

«Детская» серия

При создании яркой «детской» серии, по стилю напоминающей аниме, художник вспоминал свои детские годы в бурятской деревне. Хотя признается, что считает себя сугубо городским человеком. Зорикто говорит, что любил выступать режиссером и сценаристом в детских забавах, обеспечивал сверстников игровым оружием — саблями, луками и стрелами. В те времена ребята вдохновлялись фильмами про мушкетеров или индейцев и устраивали шумные баталии. Часть работ художника как раз посвящена детским играм, вдохновленным масс-медийной культурой.

Зорикто Доржиев:

— Я проводил экскурсию для сотрудников музея, чтобы в дальнейшем они могли доносить концептуальный посыл до зрителей в мое отсутствие. И в этот момент я вспомнил, что детская серия начиналась с собственных воспоминаний, личных переживаний и сопряжения творческого процесса с ощущением детства. В один момент произошла подмена: когда-то я проецировал себя в каких-то героях — и вдруг совершенно незаметно стал ассоциировать тех или иных героев со своим сыном. Теперь мне сложно прочертить границу, где я имел в виду свои детские ощущения, а где я проецирую их на своих детей, вкладываю собственные переживания через визуал.

Детские забавы и вечные темы получили логическое продолжение в семье Доржиевых. Бальжинима использует холст и краски, Зорикто работает с теми же материалами, но скетчи делает уже в цифровом формате. А дочь Зорикто уже в меньшей степени знакома с художественными материалами. Мир меняется на глазах, отмечает художник.

О бурятской культуре в творчестве

Зорикто Доржиев:

— Я себя считаю современным художником. Тем не менее, те элементы, которые зритель встречает в картинах, пусть воспринимаются так, как он их воспринимает. На самом деле я говорю на всем понятные темы, вечные и неизменные для художников. Под художниками я подразумеваю всех, необязательно тех, кто работает с визуальным искусством: поэтов, музыкантов, писателей. Темы всегда вечные — любовь и смерть.

О работе в кино

Профессиональная карьера Зорикто Доржиева началась после знакомства с Константином Ханхалаевым. Тот пригласил его в фильм Сергея Бодрова «Монгол» ассистентом. На съемочной площадке работало много художников. Зорикто рисовал эскизы костюмов: обмундирование, оружие и доспехи.

Однако, как признается Доржиев, работа с кино в разы сложнее, чем свободное творчество: «Как художник я привык отвечать за свой холст и то, что на нем изображено. В работе с кино ты не можешь быть ответственным за то, что в итоге входит в кадр, что видит зритель. Там главным является режиссер». Художнику легче работать в своей мастерской, писать картину с начала до конца и знать, что он в ответе за каждый мазок.

О вдохновении полотнами других художников

Одна из самых известных работ Зорикто Доржиева — «Джоконда-Хатун» (она же бурятская Джоконда) и не единственная, где художник использует работы других авторов, обращаясь к минувшим эпохам. Он отмечает, что многие произведения современного искусства — это переосмысления уже существующих творений. «Это дань уважения к мастерам прошлого, без которых ничего сегодняшнего не было. Подходя к этим шедеврам, я снимал перед ними шляпу, обращался максимально бережно», — улыбается Зорикто.

Мастер не допускает в процесс создания своих работ других людей, считая это недопустимым для себя. Одни произведения создаются за пару часов, другие — созревают месяцами.

Выставка «Новая степь» организована Центральным выставочным залом и галереей «Ханхалаев» (Москва) в рамках цикла мероприятий, посвященных 300-летию Перми. Ее можно увидеть до 29 октября включительно.

Реклама. ООО «АПХ „ДОРОНИЧИ“».erid: LjN8KSFip