Posted 3 декабря 2015,, 08:00

Published 3 декабря 2015,, 08:00

Modified 2 марта 2023,, 16:42

Updated 2 марта 2023,, 16:42

Изнанка бизнеса: кто покупает и продает артистов для пермяков

3 декабря 2015, 08:00
Денис Вихров
Один из крупнейших организаторов концертов в Перми рассказал Properm.ru о том, как угодить православной публике, что делать, если артист перед выступлением перебрал с алкоголем и почему выйти из этого бизнеса трудно.

Портал Properm.ru продолжает серию публикаций «Изнанка бизнеса». В нашем новом материале мы встретились с человеком, который в концертном бизнесе уже несколько лет. Вы, возможно, ходили на концерты, которые он организовывал или ругались на задержки и длинные очереди, но все зря. Как сразу же признался наш собеседник: люди приходят отдыхать и удовлетворить свои эмоции, но пермякам не повезло — у нас нет хороших площадок.

***

Организаторы концертов творческие люди? Нет. Мы прежде всего занимаемся предпринимательской деятельностью, в которой множество рисков. Мы покупаем и продаем исполнителей, выступаем посредниками между артистами и фанатами. Если хочешь быть хорошим предпринимателем, должен угадать вкусы людей, найти артиста и продать его на пике популярности.

Артистов не нужно выбирать исходя из собственных желаний. Чтобы подобрать исполнителя он должен проходить по ряду критериев. Во-первых, стабильность его фирмы - как с ними взаимодействуют другие организаторы. Во-вторых, популярность. В-третьих, собственные финансы, необходимо знать смогу ли «вывезти» этот концерт, если зритель не придет.

Гонорары выставляют букинговые агентства (Посредники, между артистами и организаторами развлекательных мероприятий. — прим. Properm.ru). Обычно это процент от выручки, но вот каким он будет, зависит от навыков ведения переговоров.

Все решает твой опыт и имидж. Так получилось, что мой первый концерт был благотворительным, но меня затянуло и хобби переросло в работу. Когда у тебя есть опыт и определенный имидж, букинговые агентства сами тебя найдут. Если ты однажды хорошо себя показал, например, с рок музыкантом, тебе могут предложить и рэп исполнителя, а также определенные скидки.

Пермякам нужно смириться с задержкой концертов. Дело в том, что у нас нет клубов, как в Екатеринбурге, настроенных на живой звук. Весь технический райдер может быть согласован на 100%, аппаратура будет привезена за несколько часов до начала, но на саундчеке звук будет не соответствовать требованиям артиста. Приходится добирать технику, и заново настраивать звук, из-за этого и задержки. Публика в некоторых случаях готова разорвать организаторов, потому что для них мы виноваты во всем.

Но понять их можно: хочется вовремя зайти, раздеться и одеться в гардеробе без очереди, слышать и видеть все на лучших местах. Люди приходят отдыхать и удовлетворить свои эмоции. Мы можем организовать классный концерт, но помещение отпугнет зрителя. У нас нет возможности обеспечить сцену светом, качественным звуком, гримеркой, выходом через гримерку, охраной, туалетом, просто потому, что ее нет.

Провалишь крупный концерт иностранного исполнителя — минимум лишишься квартиры. За вкусы публики отвечать страшно. Зарубежные исполнители могут отменить концерт за несколько дней до его начала, поскольку продано не достаточно билетов. В таком случае можешь лишиться квартиры, еще и останешься должен. Организаторская деятельность очень нестабильна. Иногда можно сделать крутую «наружку», расклеить афиши, провести опросы, а приходит половина от ожидаемого. В случаях «влета» ты обязан иметь финансовую подушку, чтобы вернуться в этот бизнес.

Конкуренция в нашем бизнесе практически отсутствует. В нашем городе все друг друга знают и дружат. Рынок развивается активно, но у каждого есть своя ниша. Труднее, когда тур исполнителя продается одному организатору, который, например, из Москвы. Тогда приходится работать с ним и получать меньший процент.

Повлиять на концерт может политическая ситуация. Недавние события во Франции повлекли за собой сдачу билетов на некоторые концерты.

Однажды занимались организацией концерта для пермской епархии. Дело в том, что здесь все сложнее. Нужно уважать чувства верующих и делать концерт строго после Великого поста. Кроме того, возникает проблема с рекламой, ведь в интернете такая публика почти не сидит, радио Россия — лучший вариант. И, конечно, необходимо благословение на размещение афиш у церкви. Но все прошло удачно, заказчик остался доволен. Даже «всеядным» организаторам вроде меня приходится сталкиваться с непростыми заказами.

У пермских музыкантов много амбиций. Они хотят славы, но не у всех получается, в первую очередь не хватает ресурсов, чтобы прославиться на всю страну. Пермская сцена существует, но развивают ее отделенные люди.

Приходится говорить приезжим артистам называть наш город «ПерЬмь», а не «Перм» или «Пэрм». В большинстве случаев они прислушиваются. Но после концертов в нескольких городах у них начинается «день сурка»: могут выйти и сказать «Привет Питер!» или «Привет Пенза», главное, что-то на «П»,

Запросы артистов в большинстве случаев адекватные. Артисты могут быть очень капризными, но между нами стоит еще и тур менеджер, с которым общаться легче. Если чего-то не хватает артисты говорят тур менеджеру, тот нам, а мы идем и покупаем в ближайшем супермаркете. Был шутливый райдер, когда артист попросил купить ему M&M' s и разделить конфеты по цветам. Но мы не стали этого делать. Претензий не было.

Если тур-менеджер знает, что его артист может перебрать с алкоголем, то у него, скорее всего, есть какие-то «реанимационные» препараты.

У некоторых организаторов случалось, что артист выходил на сцену в одних носках и просто падал. Многие берут с собой жен и мужей, чтобы они следили за ними, у меня, к счастью не было «нерабочих» артистов. Но однажды посреди ночи мне позвонили и сказали: «Ваш артист выпил виски и поужинал на определенную сумму в нашем ресторане», а мы с тем артистом вообще не работали. Как оказалось, он ехал в Екатеринбург, но по странным обстоятельствам вышел в Перми, после чего поехал по знакомому адресу. Представляю шок организаторов из «екб», которые не встретили его с поезда.

Выйти из этого бизнеса трудно. Все дело в эмоциях — быстро привыкаешь к адреналину. Если концерт не принес прибыли, то ничего не поделать. Не скажешь «я устал», а возвращаешься и начинаешь работать.

Фото: кадры из мультфильма «Бременские музыканты » («Союзмультфильм», 1969 г.)

"