Posted 23 ноября 2009,, 11:16

Published 23 ноября 2009,, 11:16

Modified 2 марта 2023,, 17:01

Updated 2 марта 2023,, 17:01

Губернатор Пермского края занялся госзакупками

23 ноября 2009, 11:16
В ближайшее время Минэкономразвития будет проводить конкурс по выбору пяти электронных площадок.

фото с сайта club-rf.ru

В своем блоге Олег Чиркунов поведал, что коллегия Минэкономразвития рассмотрела вопрос о 94-ом Федеральном законе, то есть о том, как надо размещать государственные заказы. Предполагается, что постепенно все должно свестись к аукциону. Лучше — электронному. Кто предложил более дешевый продукт, тот и стал государственным поставщиком.

«И, в принципе, это правильно. Правильно в 90% случаев. Может быть, в 99%» — говорит губернатор.

Но есть оставшиеся случаи, в которых этот закон работает плохо. «До 94-го закона покупали дорого плохой товар, спасибо новому закону — стали покупать дешевле, но тот же плохой товар. Наполовину проблема решена, но только наполовину. Надо уже находить какое-то решение. Почему бы, например, не предоставить право законодательным органам субъектов Федерации хотя бы по объектам, представляющим исключительную значимость, принимать решение о проведении конкурсов не только по критерию цены. У федералов такая процедура есть. Правительство имеет возможность принять такое решение. Субъектам Федерации предлагается идти через решение федерального правительства. Что это, полное недоверие субъектам? В том числе, их законодательным органам? В конце концов, субъект тратит собственные деньги, а не федеральные» — сообщает Олег Чиркунов.

В ближайшее время Минэкономразвития будет проводить конкурс по выбору пяти электронных площадок. На этих площадках будут осуществляться электронные торги, и ими обязаны будут пользоваться все органы госвласти, как федеральные, так и региональные. Вы думаете, этот конкурс пройдет по 94-му закону? Отнюдь. Это не будет аукцион, это будет конкурс, то есть тот инструмент, который предназначен для реализации 94-го закона, будет выбран в результате процедуры, которая признана несовершенной и подлежащей искоренению.

Есть о чем задуматься.

Тема очень остра и актуальна. На сообщение губернатор получил можетсво откликов от заинтересованных лиц.

« Олег Анатольевич, как человек, занимающийся около 3 лет госзакупками, могу сказать, что к аукциону все сводится, ибо это проще всего для законотворцов и контролирующих органов, а вот любимый мною конкурс — наиболее сложная процедура для законодательства (вспомним, что порядок оценки Правительство писало нам 2 с лишним года) и для проверки контролирующими органами. Если говорить про заказчиков (любого уровня) — они не особо рады такому «добровольному» переходу на аукционы, так как им нужны КАЧЕСТВЕННЫЕ товары, а связь между ценой и качеством они понимают уже более чем прекрасно, и понимают, что выбирать по одной цене — глупо, особенно если речь о товарах из области быстрого развития (IT, как вариант).Что касается работы субъектов РФ — я могу сказать, что федеральное законодательство позволяет принимать региональные нормативно-правовые акты, идущие в разрез с федеральными. Достаточно внимательно сравнить 94-ФЗ и Приказы Минторга ПК — есть столько расхождений, что иногда даже волосы встают дыбом. Но в бОльшей части эти расхождения идут на руку заказчикам».

«Просто как три рубля. Акцент надо делать не на качестве закупок, а на качестве предоставленного продукта (услуги). Простой пример. Нацпроект «здоровье» (чтоб он был здоров уже). Закуплен в детскую поликлинику именно для использования на поликлиническом приеме федеральным бюджетом электрокардиограф. Ну это который кардиограмму снимает. Вроде хорошее дело, да? Ан нет. До этого в той же поликлинике прекрасно работал (и работал бы еще) кардиограф с автоматической расшифровкой. А поставили за федеральные деньги обычный шестиканальник, который только и умеет что ленту выплевывать. А теперь вопрос. Почему поставленный за федеральные деньги (купленный, вероятно, как раз в порядке 94-фз) кардиограф простаивает? Уж не буду отдельно рассказывать, что дешевизна не только в архитектуре и другом высоком искусстве неприемлема. И что дешевые железяки вместо дорогих импортных протезов с антибиотиками ставить своим гражданам — это издевательство. И много чего еще».

«Значит логично, что тот, кто принимал 94-ФЗ, не заинтересован в развитии страны? Вообще процедура аукциона по 94-ФЗ меня несказанно веселит: вот вышел заказчик, объявил, что стоит задача перепрыгнуть пропасть шириной в 10 метров и выполнит ее тот, кто прыгнет дальше всех. Ну и деньги, разумеется, получит. Вышел Пупкин и объявил, что он умеет прыгать на 5 метров. Следом вышел Хлюпкин и заявился на 7. А тут вдруг выскочил Шмондель, окинул пристутсвующих победным взглядом и громогласно объявил, что умеет прыгать на 9. Все притихли: куда ж им тягаться с таким специалистом… Шмондель подписал контракт, получил чек, разбежался и… В результате и задача не выполнена и деньги потрачены. Какая мелочь, скажете вы, зато все по закону! В мире есть вещи, которые не могут быть описаны никакими законами и постановлениями. Они могут быть сделаны только по доброй воле и в соответствии с разумом. Но если чего-то из этих двух пунктов у сторон отсутствует — не видать нам ни шиша, кроме соответствующей закону бумаги. А на одной бумаге далеко не уедешь…»

«Изучив вопрос пришел к выводу, что здесь глубокий системный конфликт. Я его назвал «Дилемой спецификации": с одной стороны, хорошо разработанная спецификация закупаемого продукта резо ограничивает потенциальное количество участников проекта, но заказчик получает товар (услугу) с оговоренными характеристиками, с другой стороны, плохо проработанная спецификация делает круг участников неограниченным, а качество товара (услуги) непредсказуемым. Квалификация тех, кто пишет спецификации «ниже плинтуса» (присылайте мне документацию на ЛЮБОЙ конкурс, с вероятностью 98% я Вам это докажу). Но коррупция осталась — в спецификации включат специально такие требования, которые делают возможным победут только одного участника. РЕШЕНИЕ: научить людей создавать «правильные» спецификации и «помочь» им делать «правильные», а не «нужные» спецификации».

«Бизнес уже деформирован. Свободной конкуренции и даже ее подобия, что было до закона, нет и не предвидится. Что конкурс, что аукцион, что котировка — все одно, в 80–90% случаев все заранее определено. Как раньше, в СССР, в НИИ объявляли конкурс на научных сотрудников. Смешно. Заранее было известно, кто будет принят на это место. По-поводу персональной ответственности — я как раз считаю, что персональная ответственность руководителя ГосЗаказчика улучшит ситуацию. При этом должна быть публичная отчетность руководителя с внятным обоснованием принятого решения. То, что сейчас творится в рамках «коллегиального решения» в закупочных комиссиях и вообще в отделах госзакупок — это просто беспредел. Во всяком случае, на рынке медицинского оборудования».

Про беспределы и неуправляемость твердят и пользователи форума Teron.ru. Вот один из последних примеров:

«Проводился недавно конкурс по программе «Светлый город» (как-то так) на установку столбов освещения в нескольких районах города. Цена 30 лямов. Звоним партнерам, которые УЖЕ часть ЭТОГО сделали. Они и говорят что деньги на материалы уже лежат у Горсвета и товар закуплен. и часть работ сделана.

ps заказчик — пермблагоустройство. Вот и возник вопрос — нормально ли это? хотя ответ очевиден. А ведь не у всех есть такие осведомленные партнеры и люди заплатили деньги за право поучаствовать».

"