Posted 12 января 2017,, 05:40

Published 12 января 2017,, 05:40

Modified 2 марта 2023,, 14:35

Updated 2 марта 2023,, 14:35

Изнанка бизнеса: квест-румы. «Если 8 из 10 клиентов не прошли квест — это ты дурак, а не посетитель»

12 января 2017, 05:40
Денис Вихров
«Главное, чтобы все декорации были антивандальные. При большом потоке клиентов, некоторые начинают себя вести неадекватно: могут начать грызть проводку или ковырять потолок, вырывать кабели. Поэтому все максимально прячут», — рассказывает один из создателей квест-румов.

Properm.ru продолжает рассказывать в рубрике «Изнанка бизнеса» о деятельности коммерсантов. Герой этой публикации — создатель одной из крупнейших в России сети квест-румов.

***

— Когда в России и в Перми начали развиваться квест-румы?

— Первые квесты в России появились в конце 2013 года. На тему рынка квестов тогда говорили даже в Forbes. Нас было четверо, каждый занимался своим бизнесом, но мы хотели создать что-то большое, не отвлекаясь на мелкие проекты. Мы изучили материалы, оценили игроков, конкуренцию на рынке, их загрузку. На тот момент в Перми было уже около 30 квестов, но все они были сделаны «на коленке», и было им не больше полугода.

— Какими были первые квесты. Сколько пришлось в них вложить?

— Около миллиона рублей, учитывая рекламу и сайт.

— Первым и самым известным квестом можно назвать шоу «Форт Боярд». Передача долгие годы была популярна и подходила по тематике. Вы как-то хотели ориентироваться на них?

— Скорее нет. Мы ориентировались на то, что существовало у нас в стране. Россия уже в 2013 году была флагманом, — таких крутых квестов как у нас не было нигде. Мы объездили много стран, нам есть с чем сравнить. Но когда первые румы открывались в России они брали пример не с «Форт Боярда», а с венгерских квестов.

Квест — это небольшое помещение, где игрок предоставлен сам себе. С ним есть только антураж, механизмы, декорации, сюжет. В «Боярде» — огромное пространство, там задействовано больше людей, активности, живности. У нас уже есть идеи создания более открытых аттракционов, например, перфомансов. Там нужно больше перемещаться, живые актеры — трансформация уже началась, и, возможно, дойдет до создания таких крупных парков как «Уолта Диснея».

— Сколько сейчас квестов создано компанией?

— Около 80 по России. В Перми — 18, включая три перфоманса. Штат около 50 человек, а по стране подсчитать сложно, много франчайзинговых точек, в которых свои администраторы и директоры.

— Кто писал сценарий для первых квестов?

— Один из наших партнеров. Изначально он настраивался на эту волну и впитывал информацию. Тогда он десятками посещал квесты по России, мы вместе с ним проходили их, подмечали что-то для себя. В конечном итоге мы создали симбиоз лучшего, что увидели. Сейчас ни на кого не ориентируемся. Сценаристу приходят в голову самые бешеные идеи, от которых потом инженеры ломают голову.

— Получается, что первые квесты были не полностью уникальны?

— Они были с уникальной сценарной линией. Но, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Он состоял из элементов, которые копировали что-то, сейчас мы от этого отошли. Даже собственные эффекты и механизмы не повторяем.

— Что происходит после написания сценария?

— Пермь — это наш полигон, здесь в цехах мы всё создаем и обкатываем. Легко написать на бумаге. На каждый квест приходится не менее 20 головоломок, из которых 2–3 могут быть очень сложными в реализации, и чтобы их создать уходит до полугода. Бесконечные эксперименты и тесты. Как только самое сложное сделано, материалы уходят строителям, программистам, операторам, декораторам.

Сначала пишется сценарий на бумаге, затем создаются основные механизмы, с которыми проводятся эксперименты. Подключаются бутафоры и работники цеха. Программисты и электронщики готовят систему управления и автоматизации. Затем подключаются строители — они готовят помещение, сносят перегородки, проводят монтаж. Бригады эти на подряде.
Чтобы протестировать, нам хватает своей команды. Все могут оценить сюжет, насколько он захватывает.

— Что самое дорогое в создании рума?

— Всё зависит от квеста. Если наш первый стоил около 300 тыс. рублей, второй 400 тыс. рублей, то сейчас даже в Перми на создание уходит до полутора миллиона. Конечно, большую часть занимают строительные работы — до 30%, но все наши декорации делаются на заказ и стоят очень дорого. Есть ежемесячный бюджет на поддержание основных фондов. Иногда приходится закрывать квест и доделывать его, потому что не предусмотрели некоторые нюансы. Например, шумоизоляцию в жилых домах.

— Жильцы жаловались?

— Да, но проблемы старались сразу устранять. Главное, чтобы все декорации были антивандальные. Поток клиентов большой, некоторые начинают себя вести неадекватно: могут начать грызть проводку или ковырять потолок, вырывать кабели. Поэтому всё максимально прячут.

— В каких зданиях лучше всего размещать квесты?

— Сначала это были подвальные помещения в центре города. Мы арендовали их у предпринимателей. С ростом популярности, людям стало неважно, в какой район ехать, поэтому сейчас развиваем точки и в отдаленных местах. Подвалы удобны тем, что в них нет окон, которые создают проблемы: приходится их завешивать, переделывать. Сейчас из локальных и уединенных зон квесты перемещаются в крупные торговые центры, по аналогии с кинотеатрами, которые раньше были отдельными зданиями.

— Насколько быстро окупился первый квест?

— Примерно за шесть месяцев. Зависит от бюджета и региона. В Глазове наши коллеги окупили «комнату» за три недели декабря-января. С учетом того, что квестов в Перми много и затраты на них высокие, могут окупаться до двух лет.

— Насколько это прибыльно?

— Как я и сказал, многие квесты открывают по франшизе. Люди хотят этим заниматься. Они обращаются к нам с опеределенным бюджетом, желая его освоить. От вчерашних студентов до директоров заводов. Это не только прибыльный бизнес, он еще и приносит удовольствие.

— Почему люди идут в квест румы?

— По той же самой причине, по которой идут в кино. Они хотят получить эмоции. Большинство людей всё же пока очень ленивые, они предпочтут сидеть на попе, жуя поп-корн. Только вот у нас они могут вжиться в образ Шерлока Холмса, а не наблюдать за ним с экрана. Вся индустрия развлечений движется к эффектам погружения: 2D кинотеатры, 3D, 5D и IMAX. Больше половины людей даже в Москве не слышали о квестах, но, в конце концов, это должно проникнуть очень глубоко в массы. А пока просто приятно видеть людей счастливыми и позитивными.

— Какие квесты самые популярные?

— Тематика страха очень популярна в квестах и перфомансах. Наибольшая посещаемость всегда на страшилках. Людям нравится это, но при этом не должно быть совсем жутко. Это для многих становится препятствием. Многие посещают семейные квесты, на которые можно сходить всей семьей или отправить детей в день рождения.

— В Санкт-Петербурге людям нравятся сложные квесты. По статистике, только 20% посетителей справляются с заданием, но поток посетителей все равно высокий. Какая сложность в пермских квестах?

— Если 8 из 10 клиентов не прошли квест — это ты дурак, а не посетитель. Человек просто не получит удовлетворения от этого. По моему мнению, даже самый сложный квест должны проходить более 50% посетителей. У нас есть градация по сложности: от новичка до продвинутого. В первые чаще всего играют для ознакомления, сложные — для настоящих квестоманов.

— Вы объездили многие страны и проходили задания. Если турист из другой страны приедет в Пермь и захочет сыграть, у него будет такая возможность?

— Пока такая проблема остро не возникала. За два года к нам всё же иногда приходили иностранцы, но они были с переводчиками. В туристических странах предусмотрено до пяти-шести языков. В Москве мы планируем адаптировать квесты хотя бы для англоговорящих.

— В 2016 году многие квест-румы были выставлены на продажу. С чем это связано?

— До апреля все было отлично, но затем начался сезонный спад, который затянулся и углубился, потому что лето было жарким. Все рестораны, кинотеатры и другие развлечения оказались недозагруженными. Так же мы сильно укрепляем свои позиции в Перми, из-за этого доля других игроков падает. Внешние обстоятельства и ожесточившаяся конкуренция привели к этому.

— Скупаете ли убыточные?

— Практически все рано или поздно приходили к нам. Просили забрать под свое крыло или купить, но мы не соглашаемся. Они сильно уступают нашим и проще создать новый, чем переделывать убыточные.

— Есть ли среди ваших посетителей популярные пермяки?

— Очень высоко оценил наш перфоманс худрук «Теата у Моста» Сергей Федотов. Популярная пермская модель Наташа Поли — лицо журнала Vogue. Их мнениие мне важно. В Москве в наших квестах побывали почти все участники Comedy club, «Танцы», звезды «Универа» и телеканала СТС.

— Во сколько вашу компанию сейчас оценивают?

— В среднем один квест приносит до 170 тыс. рублей в месяц. Если говорить в целом, то по моей личной оценке, интуитивной, исходя из наглости или скромности, думал о 60 млн рублей. Но недавно оценку проводили студенты НИУ ВШЭ. Вот они сказали что 460 млн рублей. При пессимистчной оценке — от 200 до 260 млн рублей.

"