Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Кому принадлежит Пермь? Шесть колец «Сатурн-Р» Александра Репина

12 октября 2017, 13:20
кому принадлежит пермь

Кому принадлежит Пермь? Шесть колец «Сатурн-Р» Александра Репина
Фото: Properm.ru
«Сатурн-Р» - один из крупных пермских холдингов, занимающихся торговлей автомобилями, жилищным строительством, девелопментом и сельским хозяйством. Годовой оборот группы – 20 млрд рублей, при чистой прибыли – в 900 млн рублей. Его владелец, 62-летний Александр Репин принципиально отказался делать бизнес на заемные средства банков. Возможно, именно поэтому сегодня «Сатурн-Р» один из немногих активных местных игроков на пермском рынке слияний и поглощений.

Александр Репин родился в ноябре 1955 года в Петропавловске Казахской ССР. Рос в семье с матерью, в Пермь приехал второклассником, где окончил школу № 133. Высшее образование (Пермский политехнический институт, «Промышленное и гражданское строительство») получил не сразу — уходил в армию, служил на территории ГДР.

Бизнесмен начал работать, учась то на заочном, то на дневном, то на вечернем отделении. Начинал карьеру с рабочих профессий: был сторожем автостоянки, работал каменщиком-огнеупорщиком цеха № 37 Пермского машиностроительного завода им.В.И. Ленина («Мотовилихинские заводы»). В итоге институт он окончил только в 1982 году. К этому времени он работал мастером участка треста «Пермнефтехимремстрой». По словам предпринимателя, эта работа давала возможность организовывать «шабашки», что позволило за время учебы скопить на первую машину — ВАЗ-21013.

Затем в карьере Александра Репина была работа прорабом Пермского завода химического оборудования (сейчас — Пермский завод «Машиностроитель»), где он занимался строительством жилья для нужд завода. В конце перестройки он вновь поменял работу — устроившись на должность главного инженера СМУ УВД Пермского облисполкома. На этой работе 27-летний специалист познакомился со своим первым деловым партнёром — полковником милиции Леонидом Згурой.

Кольцо №1: Ангары

Именно Згура и привел в частный бизнес будущего владельца холдинга. В 1990 году Репин уволился вслед за своим начальником из милицейского СМУ. Леонид Згура предложил своему бывшему подчиненному заняться бизнесом по производству ангаров для нужд сельскохозяйственных предприятий. Бывший начальник СМУ для этого учредил малое предприятие «Уралимпекс», а должность главного инженера занял Репин.

По признанию Александра Репина, бизнес было вести трудно, инфляция разгонялась, а еще советские условия ведения бизнеса не давали предпринимателям устанавливать наценку на свой товар выше 30%. Тогда бизнесмены придумали такую схему — создали в холдинге новое юрлицо. В 1991 году оно было зарегистрировано на Александра Репина — малое предприятие «Сатурн-Р». Таким образом, новая компания собирала каркасы ангаров и продавала за 30% наценки их «Уралимпексу», который их красил и уже доставлял продукцию конечному потребителю.

Название для будущего холдинга придумала супруга Александра Репина, но администрации Ленинского района отказалась регистрировать юрлицо с таким названием, поскольку ранее уже зарегистрировали предприятие с таким названием. Вариант с МП «Сатурн-2», который предложили за день до регистрации чиновники, Александра Репина категорически не устроил. Так и появилось название «Сатурн-Р», где «Р» была просто первой буквой фамилии. Бизнесмен и в дальнейшем использовал свое имя в названиях предприятий.

Новое предприятие получило право налоговых льгот в течение трех лет. По истечении их, было принято решение производство ангаров передать в новое предприятие, чтобы вновь получить поблажку. В 1994 году производство ангаров сосредоточилось в новой компании — МП «РеАлАн» (в переводе: «Репин Александр Анатольевич»).

Уже в 1991 году пути партнеров разошлись. Леонид Згура предложил переписать «Сатурн-Р» на старшего сына Александра Репина, а главному инженеру сосредоточиться на основной работе. А также самому заняться поиском клиентов, — самостоятельно найти покупателей ангаров за 130 тыс. рублей за единицу.

Александр Репин нашел покупателей в Оренбургской области, где заключил договор с местным колхозом по цене 150 тыс. рублей за ангар и даже получил аванс в 1,5 млн рублей. Однако в ответ «Уралимпекс» поставил бизнесмену фактический ультиматум, подняв цену на свои ангары в 160 тыс. рублей. Леонид Згура предложил передать заказ в «Уралимпекс», либо покинуть территорию, где «Уралимпекс» собирал и красил ангары, и самостоятельно заняться их производством.

В 90-х деньги ничего не стоили, в ходу был натуральный обмен. За два вагона леса, кроме денег просили 10 мотопил, ЗиД за эти пилы просил 10 тонн сахара. Цепочка могла быть очень длинной.

Репин, имея на руках аванс, решил рискнуть. «Это была трудная задача, — утверждает он: деньги тогда ничего не стоили, а контрагенты вместе с денежной формой оплаты требовали доплату в виде натуральных продуктов». Так, в леспромхозе за два вагона лесоматериала помимо денег у бизнесмена попросили 10 мотопил «Дружба». Производитель «Дружбы» — Завод имени Дзержинского» — 10 тонн сахара. Оренбургский заказчик ангаров готов был дать искомый объем сахара, но за 100 кнопочных телефонов. В пермском телефонном заводе «Телта» к заказу попросили 15 тонн муки, вновь отправив Репина в Оренбург. Здесь с него попросили в предоплату один ангар. Предприниматель нашел выход из ситуации, оставив в залог чеченцам свои «Жигули» и с вагоном муки уехал в Пермь.

Уйдя от «Уралимпекса», Репин арендовал новую площадку — на Пермском экспериментальном механическом заводе, где работал главным инженером будущий депутат заксобрания Юрий Борисовец. Предприятие перешло на выпуск до 20 ангаров в месяц, вытеснив с рынка «Уралимпекс», который ушел в торговлю. Через полтора месяца самостоятельной работы Репин, по его утверждению, стал долларовым миллионером. При этом первый офис компании находился на автостоянке на улице Старцева.

Александр Репин сам ездил по стране заключать договора на поставку продукции. Логистика бизнеса сложилась следующим образом: оцинкованную кровлю «Сатурн» брал на Лысьвенском метзаводе, которому требовалась мука. Один вагон металла менялся на один вагон муки. Муку Репин брал на мукомольном заводе, куда поставлял зерно из колхозов, которым потом продавал ангары. Производство ангаров перестало кормить предприятие через 4 года — к 1995 году у совхозов закончились деньги, и выпуск упал до 1–2 ангара в месяц. Окончательно это направление в «Сатурне» было закрыто в 1998 году, вместе с ликвидацией МП «РеАлАн».

Фото: saturn59.ru

Кольцо №2: Бытовая техника

Вячеслав Суханов, «Ъ-Пермь», специально для Properm.ru