Posted 17 января 2018,, 05:00

Published 17 января 2018,, 05:00

Modified 1 марта 2023,, 16:47

Updated 1 марта 2023,, 16:47

Мишка уехал в Сибирь. Бренд «Покупай Пермское» лишился фирменного логотипа

Мишка уехал в Сибирь. Бренд «Покупай Пермское» лишился фирменного логотипа

17 января 2018, 05:00
Денис Вихров
Фото: Properm.ru
Несмотря на потерю узнаваемого изображения, инициаторы перезапуска проекта - Пермская торгово-промышленная палата с оптимизмом смотрят на развитие бренда в будущем и уже организовали новый конкурс на создание эмблемы проекта.

Проект «Покупай Пермское» лишился фирменного логотипа с медведем. Как стало известно Properm.ru, эмблема, которую на протяжении нескольких лет использовали пермские товаропроизводители, теперь принадлежит кондитерской компании из Читы — Минторг и Минсельхоз в свое время не зарегистрировали логотип.

Когда уже в 2017 году Пермская торгово-промышленная палата начала перезапуск проекта, специалисты патентного бюро проверили знак «на чистоту» и выяснили, что теперь «пермский мишка» переехал в Сибирь. Однако нынешний разработчик проекта видит в потере эмблемы не только минусы. По словам авторов инициативы, «теперь перезапуск будет полноценным, а эмблему, как и девять лет назад, выберут через конкурс».

Рождение мишки

В 2009 году Министерство сельского хозяйства (руководителем в то время была Елена Гилязова) и Министерство торговли начали проект «Покупай пермское», который активно привлекал на полки пермских магазинов товары местных производителей. Тогда же и был разработан логотип проекта. Победителя определяли, в том числе читатели нашего портала. Всего в конкурсе участвовали более 100 заявок.

В итоге предпочтение отдали «Красному Мишке, тянущемуся к покупателю», разработанному Пермской рекламной группой «Витамин». Права на него выкупил Минторг за 50 тыс. рублей. Однако денег хватило только на сам логотип, для регистрации права на него требовалось еще 50 тыс. рублей.

Ольга Тимофеева, бывший руководитель проекта: — У проекта Олега Чиркунова не было денег. Минторг выделил 50 тыс. рублей на конкурс логотипов, который и выиграл этот Мишка. А регистрация знака стоила еще 50 тыс. рублей, и эти деньги нужно было искать в бюджете и защищать. Но приоритеты затрат были расставлены иначе.

Оригинальный логотип можно было встретить на продукции не только крупнейших предприятий, но и индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств. Опыт Пермского края переняли Тюменская и Оренбургская области, запустившие аналогичные проекты.

Но в конце февраля 2012 года заместитель главы министерства сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов официально заявил, что власти не намерены больше вкладываться в развитие бренда «Покупай пермское». И хотя проект прикрыли, Мишка остался.

Новая кровь

Вновь заговорили об узнаваемом бренде в конце 2017 года. С инициативой выступила Пермская торгово-промышленная палата и ее вице-председатель Елена Гилязова. На первых встречах пермские компании поддержали инициативу воскресить проект, несмотря на то, что было много нюансов. Как рассказала Properm.ru Елена Гилязова, логотип в 2009 году действительно не успели зарегистрировать, но несмотря на то, что «интерес правительства пропал, бизнес продолжал его любить».

Елена Гилязова, вице-президент Пермской ТПП: — Проект реально существовал в течение полутора лет. Потом поменялась команда, поменялся интерес команды и в результате он остался не у дел. Если чуть раньше мы делали логотип «Пермская картошка», который зарегистрирован Минсельхозом и который сегодня лежит мертвым грузом, то этот логотип не успели зарегистрировать, интерес правительства пропал, но бизнес продолжал его любить.

Двигаться в будущее со старым логотипом бренду не удалось. «При Пермской ТПП есть профильные патентные специалисты и поскольку теперь проект реализуется на площадке Пермской торгово-промышленной палаты, чтобы снять риски, мы заранее проверили знак на чистоту. Для этого есть определенные процедуры. Процедура принесла результат», — говорит Директор департамента внешних коммуникаций Пермской торгово-промышленной палаты Елена Зорина.

Оказалось, что пермский мишка сегодня всего лишь «близнец» его брата из Читы, где местная кондитерская фабрика зарегистрировала схожий товарный знак.

Сибирский брат

Правами на знак сегодня обладает Компания АО «ВОСТОК», которая по данным kartoteka.ru зарегистрирована в Чите в 1997 году. Среди основных видов деятельности: Торговля розничная мучными кондитерскими изделиями в специализированных магазинах, Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения, Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Как пояснили в компании, они не знали о существовании пермского бренда, а их медведь существует с 2005–2006 года. Однако по данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, заявка на регистрацию поступила 2 сентября 2016, а менее чем через год — 4 июля 2017 года логотип фабрики был официально зарегистрирован. Дата истечения срока действия исключительного права — 2 сентября 2026 года. Прокомментировать историю создания эмблемы в компании не смогли, предложив связаться с директором, когда он выйдет из отпуска.

«Проконсультировавшись с дизайнерами, я абсолютно уверена что Мишку украли, — рассказывает Ольга Тимофеева, - Это не то же самое, что Вы и я нарисовали одинаковых медведей. Это те же линии, тот же посыл — настроенный на эмпатию», — объясняет маркетолог. Однако идти в суд, по словам Гилязовой, бесполезно.

Елена Гилязова:— У нас есть все документы, которые подтверждают авторство, но по закону, практически бесполезно судиться, если это не «известное авторство». Рискнуть сейчас и запустить проект с этим логотипом можно, но подставим товаропроизводителя, который разместит эмблему на товаре, а он по каким-то классам зарегистрирован.

Сейчас Пермская ТПП и Минпромторг объявили конкурс на разработку нового логотипа. Главный приз — 25 тыс. рублей. «Объявить народное голосование, конкурс, попробовать сделать новый, современный логотип, лишний повод активизировать интерес и народа и бизнеса к этому проекту», — подчеркивает Гилязова. «Эмоционально очень жаль Мишку, но я верю, что в конкурсе могут нарисовать более современную эмблему», — подытожила Тимофеева.

"