Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
110763 +594
Умерли
6569 +29
Привито V2
653734 +402
Вакцинация спасает жизни
Properm.ru
«Поражение не значит, что день не удался». Советник президента фонда «Сколково» об IT, стартапах и Перми В этом году Пермь стала первым городом, принимающим Startup Tour, самый масштабный проект в России и СНГ по поиску перспективных инновационных проектов. Мы поговорили с его организатором, советником президента фонда «Сколково» Пеккой Вильякайненом.

«Поражение не значит, что день не удался». Советник президента фонда «Сколково» об IT, стартапах и Перми

«Поражение не значит, что день не удался». Советник президента фонда «Сколково» об IT, стартапах и Перми
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
В этом году Пермь стала первым городом, принимающим Startup Tour, самый масштабный проект в России и СНГ по поиску перспективных инновационных проектов. Мы поговорили с его организатором, советником президента фонда «Сколково» Пеккой Вильякайненом.

— Почему Пермь стала городом-участником Стартап Тура?

— Пять лет назад, когда Стартап Тур начинался, у нас было мало информации о сплоченности стартап-сообщества. Существует ли оно вообще в России, и насколько оно развито. Конечно, мы знали, что в Татарстане все неплохо, в Томске есть IT-кластер и в Калининграде разрабатывают игры. На этом наши знания заканчивались. Тогда мы собрались и проехали весной 29 городов, а в общей сложности я посетил 85 российских городов и объездил 10 временных зон.

В Пермь мы впервые приехали в 2014 году. Я не помню, кто тогда был губернатором, но помню, что у вас не было ни бизнес-сообщества, ни технопарка. Нас в тот момент поддерживал только университет, какой конкретно, я не помню.

За годы работы мы изучили большое количество городов, посмотрели, как в них складывается предпринимательское сообщество. Когда мы выбирали города на Стартап Тур 2018 года, мы делали это по двум критериям. Первый — потенциал, второй — инициатива, которая исходила от самого города. Так как у вас построился технопарк, а ваш губернатор активно лоббировал наш приезд, то было вполне естественно выбрать Пермь. Ну и еще один критерий — каждый год мы бы хотели включать в Стартап Тур города, где он еще не проходил.

— Почему все-таки начался Стартап Тур именно в Перми?

— Это чистая случайность. Так совпало по графику.

— Может это связано с тем, что осенью пермский IT-кластер посетил Владимир Путин?

— Может быть, но я это не буду комментировать.

— Вы успели познакомиться с представителями пермского бизнеса в IT-индустрии?

— Мы встречались с одним представителем телекоммуникационного бизнеса в вашем регионе. Говорили с ним и губернатором в этой же комнате. Обсуждали потенциал инвестиций в телеком и в IT. Я бы не хотел отмечать какие-то конкретные компании.

— Насколько могут быть востребованы современные IT-технологии на крупных предприятиях Пермского края?

— IT и телеком — неотъемлемая часть любого бизнеса. У меня есть хороший пример. Мы в Финляндии запустили крупный завод по производству лосося. Это предприятие построено абсолютно на высокотехнологичном процессе. Раньше было бы странно предположить, что такая традиционная вещь, как выращивание лосося, может полагаться на высокие технологии. Второй подобный завод мы хотим открыть в России. Он будет в пять раз крупнее первого.

Если же мы возьмем ракетостроение, то продукт никогда не станет конкурентным, если процесс его производства не сочетается с современными технологиями. То же самое и в сельском хозяйстве. Для любого бизнеса нужны IT и телекоммуникационные технологии. Поэтому в любом случае та база, что есть сейчас у Пермского края, станет «почвой» для развития IT-индустрии.

— Тенденции в IT меняются с каждым годом. Что в 2018 году ждут от стартапов инвесторы?

— Мне кажется, что вопрос тенденций несколько переоценен. Да, действительно, есть определенные циклы, но они происходят гораздо медленнее, чем принято полагать. Здесь, например, представлено 100 стартапов. Каждый из них находится на разном уровне развития. Я уверен, что там были люди, которые занимаются своим делом 10 лет, кто-то 10 месяцев, а кто-то в бизнесе только 10 дней. Ожидать от них одного и того же достаточно сложно.

— Но ведь есть какие-то критерии?

— Есть четыре основных аспекта, по которым я оцениваю стартап. Первый — инновационность предложения. Причем под инновационностью я подразумеваю не научную новизну, а то, что в итоге получит конечный пользователь продукта.

Второй момент, который я стараюсь разглядеть, насколько активно компании готовятся к тому, что к ним могут обратиться иностранные инвесторы. В зависимости от того, где вы будете искать финансирование, вам нужно по-разному готовиться. Одно дело, когда ты хочешь получить деньги от родителей, бизнес-покровителя или Фонда «Сколково», другое — предлагать свою разработку зарубежному инвестору.

Третье — команда. Причем оцениваю не по размеру резюме и опыту участников, а потому насколько разнообразна эта команда. Собраны ли в достаточной мере молодые и пожилые участники, есть ли специалисты разных сфер деятельности. Если бы вы были стартапом и пришли к инвестору, но при этом скрывали тех, кто стоит за вашей спиной и старались преподнести разработку, как исключительно ваш проект, то, скорее всего, с вами бы не стали работать.

Четвертый момент, по которому я оцениваю стартап-команды, это релевантность. Как все выше названые критерии готовы к тому, чтобы конкурировать на международном рынке.

— Какие ошибки чаще всего совершают те, кто проходит в финал после регионального этапа Стартап Тура? На что им обратить внимание, какие моменты отработать, чтобы стать победителями в финале

— Тут два момента. Если сегодня компания побеждает — это здорово, но это не значит, что те, кто проиграл, автоматически становятся плохими. На самом деле, может оказаться так, что команды, которые займут сегодня третье или пятое место, по инновационности будут лучше победителей. Просто они хуже представили свой проект. Я здесь не для того, чтобы искать победителя. Я здесь для того, чтобы те, кто все-таки отважился представить проект, смогли поучиться на своих ошибках.

Разумеется, лучшие команды отсюда сразу поедут в Москву на Startup Village, который пройдет 31 мая. Если все это время компания будет просто починать на лаврах: не будет готовиться и оставит текущую презентацию своего выступления, то вряд ли она победит. Есть три с половиной месяца, чтобы подготовиться, посмотреть все элементы презентации, изучить все аспекты и доработать свое предложение до идеала.

Города, в которых проходил Startup Tour

— На Startup Village попадут только те, кто прошел региональный отбор?

— Нет, туда могут попасть и те, кто сегодня оказался в аутсайдерах. Те, кто не победил, могут сказать: «Черт, меня, наверное, не поняло жюри или с навыками презентации у меня все плохо», затем зайти на сайт Startup Village и отправить свою заявку. Я сейчас ничего не выдумываю, это действительно так.

Я встречал много компаний, которые за пять минут выступления не смогли получить должное место, но это лишь зажигало их. Они сильнее погружались в свое дело и выходили победителями. Также я видел и противоположные случаи, когда победители региональных этапов ничего не делали и проваливали выступление.

Я хочу донести до всех участников: неважно победишь ты или проиграешь. Поражение не значит, что день не удался.


Оцените материал