Posted 17 октября 2019,, 04:00

Published 17 октября 2019,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 14:32

Updated 2 марта 2023,, 14:32

«Пермэнергосбыт» уходит в биллинг: как «ресурсник» превратился в расчетный центр для предприятий ЖКХ

17 октября 2019, 04:00
Каждый месяц многие из нас получают целую пачку счетов за услуги ЖКХ и поставленные ресурсы — свет, тепло, горячую и холодную воду, содержание жилья. Как заменить ворох бумаги одним платежным документом? Какие плюсы от перехода на единую квитанцию получает поставщик услуги или ресурса, а какие — ее потребитель? Какую роль в этом процессе играет государство? В этих вопросах мы будем разбираться вместе с директором по операционной деятельности ПАО «Пермэнергосбыт» Павлом Пилипенко.

— Павел Петрович, «Пермэнергосбыт» — это, в первую очередь, поставщик электроэнергии. Почему вы решили заходить на рынок биллинга?

— Мы всегда работали с большей частью потребителей напрямую, минуя управляющие компании. Накопили навыки, компетенции, опыт, обладаем необходимыми технологиями, так почему не попробовать себя в новом бизнесе?

Требования федерального законодателя о переходе на единый платежный документ обусловлены, в первую очередь, высокими затратами на печать и доставку квитанций. По примерным оценкам, стоимость изготовления квитанции составляет 10–15 рублей, доставки — 6–8 рублей. То есть при получении, например, пяти квитанций на эти цели можно потратить порядка 100 рублей. По году только на одну квартиру, и только на выставление счетов — 1,2 тыс. рублей! Объединив все расчеты в одну квитанцию можно значительно снизить расходы, которые сегодня, так или иначе, ложатся на потребителя.

«Пермэнергосбыт» начал предоставлять услуги биллинга другим организациям ЖКХ задолго до массового перехода на прямые платежи. Первые клиенты появились у нас в 2009 году, это были небольшие пермские ТСЖ. А сегодня среди наших клиентов водоканалы, УК и ТСЖ, теплоснабжающие организации, администрации муниципалитетов.

Причем мы предоставляем не только услуги по расчету и доставке. Потребители могут использовать все наши электронные сервисы и сеть офисов по краю, получать консультации по расчетам и решать спорные ситуации в любом удобном формате.

— Почему часть предприятий ЖКХ передают эту функцию стороннему расчетному центру, а другая часть делает расчеты и выставляет квитанции самостоятельно?

— Потому что создать свой расчетный центр — долго, сложно и дорого. Для ресурсоснабжающей организации (РСО) районного масштаба или УК с несколькими тысячами лицевых счетов это попросту невыгодно. Тем более если речь идет о территориях с низкой платежной дисциплиной. У муниципального водоканала или теплоснабжающей организации просто нет компетенций для выставления счетов и сбора средств. Для УК расчеты — тоже лишняя головная боль. Им надо дома содержать, а не цифры складывать и квитанции разносить.

Да, кто-то все еще «считается» сам. Для крупной РСО это не представляет большой проблемы, и экономически вполне обосновано. А многие УК/ТСЖ или муниципальные РСО порой считаются самостоятельно по привычке — «а мы всегда так делали». Посчитать, сопоставить затраты и выгоды у них порой то ли руки не доходят, то ли задачи по сокращению тех самых затрат не стоит.


— Но ведь услуги биллинга тоже стоят денег.

— Конечно, все стоит денег, но расчеты затрат на собственный биллинг я уже приводил выше. Почти в любом случае привлечение стороннего исполнителя дешевле, чем свой расчетный центр. Тем более, если есть возможность поставить уровень вознаграждения биллинговой компании в зависимость от уровня сбора по квитанциям. Мы, например, заключаем эффективный контракт: чем больше денег соберем, тем больше будет наш процент за работу. Плохо собираем — ничего не зарабатываем.

— И как собираете?

— В среднем — 97,9%. Где-то собираем все 100%. Были ситуации, когда благодаря высокому сбору мы спасали контрагентов от банкротства. Например, водоканал в Чайковском.

— Все услуги квитанции можно оплатить единым платежом. Каким образом средства распределяются по услугам?

— Платеж расщепляется в равной пропорции по всем позициям квитанции. Например, квитанция, в ней три услуги: горячее водоснабжение, теплоснабжение и электроэнергия. Общая сумма 4 тыс. рублей, из которых по 1 тыс. рублей — это электроэнергия и водоснабжение, и 2 тыс. рублей — теплоснабжение. При внесении оплаты в 2 тыс. рублей она распределяется в пропорции, то есть по 500 рублей на воду и электроэнергию, 1 тыс. рублей — за тепло.

— Получается, что при неполной оплате появляется долг, что может привести к прекращению предоставления ресурса, например, электроэнергии?

— Да, происходит формирование долга. Считаю, что оплачивать одни коммунальные ресурсы, которые могут отключить, и не оплачивать другие — неправильная позиция. Выражаясь юридическим языком, это злоупотреблением правом. В некоторых городах люди годами могли не платить за тепло или воду. И далеко не всегда по причине тяжелой финансовой ситуации — просто они были уверены в своей безнаказанности. Ну как еще объяснить накопленный долг за тепло в размере 120–130 тыс. рублей?

Высокий сбор средств за услуги ЖКХ является основой стабильности работы систем жизнеобеспечения в целом. А это уже государственная задача, которую мы помогаем решать. И рубильник — порой единственный и самый эффективный аргумент для оплаты некоторыми гражданами всех услуг ЖКХ в полном объеме.

Но мы, разумеется, куда шире используем другие инструменты работы с должниками, от простых предупреждений и уведомлений по телефону до судебных приказов и других разрешенных законом способов. У нас нет задачи наказать человека. Есть задача напомнить, простимулировать его к оплате. А в ряде случаев посредством предоставления рассрочки помочь погасить долги максимально мягким способом.


— Компаниям рынка ЖКХ с вами станет проще, а потребителям, получается, ваша квитанция усложняет жизнь?

— Неплательщикам — конечно усложняет. Тому же, кто вовремя оплачивает услуги ЖКХ жить, напротив, становится проще. Он получает одну квитанцию по нескольким услугам или ресурсам, причем квитанцию информативную, со всеми расчетами и начислениями. Может пользоваться всеми нашими электронными сервисами, от личного кабинета на сайте до аккаунтов контакт-центра в Viber, WhatsApp или «Вконтакте». Отказаться от получения бумажной квитанции, контролировать начисления и затраты по нескольким объектам и нескольким услугам и ресурсам через один личный кабинет. «Пермэнергосбыт», пожалуй, самая продвинутая компания ЖКХ Пермского края в части взаимодействия с клиентами через интернет. Планируем к концу 2020 года сделать доступными в режиме онлайн 95% наших услуг, и я уверен, что мы этой цели достигнем. А если с интернетом совсем не дружите, у нас есть 70 офисов по всему региону, можно пообщаться и в оффлайне.

Есть задача делать максимально комфортным взаимодействие с компанией для добросовестных потребителей. На это мы будем тратить время, силы, финансы, организационные ресурсы. Для должников же никакого «комфорта» не будет.


— В каких территориях вы сегодня работаете?

— 24 территории, от Чердыни до Чайковского, более 150 клиентов-компаний ЖКХ, около 400 тыс. лицевых счетов. Считаем все: от содержания для УК до теплоснабжения, социального найма. Готовы включить в свои квитанции буквально любую услугу или ресурс ЖКХ, и работать на любой территории Пермского края. Обычно при появлении нового клиента мы принимаем все его базы потребителей в любом формате, интегрируем их в свою систему, тестируем на ошибки и выдаем первые квитанции в течение двух-четырех недель.

"