Posted 22 ноября 2019, 08:54
Published 22 ноября 2019, 08:54
Modified 2 марта 2023, 14:28
Updated 2 марта 2023, 14:28
То что трамвайный парк Перми нуждается в модернизации, понятно давно. Сейчас ежедневно в город на линии выходят 83 вагона и их средний возраст около 18 лет. В прошлом году краевые власти предложили городу активизировать работу в этом направлении, пообещав софинансирование. Правительство края даже подписало предварительное соглашение с «ПК «Транспортные системы» о намерении приобрести 25 низкопольных вагонов 71–911 М за 900 млн рублей (запомните и эту компанию и эту цифру). Первые четкие сигналы о скорой закупке трамваев появились в конце июля 2019 года. Тогда администрация города сообщила об общих планах купить 35 вагонов общей стоимостью в 1,1 млрд рублей. Предполагалось закупить в 2019 году семь трамваев за 280 млн рублей (запомните и эти цифры), естественно через аукцион и уже тогда в июле, эксперты прогнозировали жесткую конкуренцию.
Всё изменилось в октябре. Прежде всего, параметры пробной закупки. Об изменении планов стало известно после 1 октября, когда у губернатора Максима Решетникова прошло совещание по развитию транспортной отрасли. Официально изменения озвучила куратор транспортной отрасли Перми Людмила Гаджиева на заседании городской думы. В своем докладе она сообщила, что городские власти планируют в 2020 году приобрести 21 трамвай, часть из них будут трехсекционными. На резонный вопрос депутатов, а зачем нам большие трехсекционные составы, вице-мэр пояснила, что длинные трамваи будут предназначены для будущих путей вдоль Камы. Пробную закупку из восьми обычных вагонов и одного трехсекционного (который пойдёт от Перми 2 до Висима по Петропавловской) власти планировали провести в 2019 году. «По работе этих трамваев мы посмотрим, как они двигаются по маршрутам. В депо стоять не будут», — сказала замглавы города.
Через неделю после доклада, город объявил электронный аукцион. Начальная максимальная цена (она не изменилась по результатам торгов) составила впечатляющие 462 млн рублей. Восемь одновагонников по 44,3 млн и один трехсекционный за 108,3 млн рублей. Давайте здесь приостановимся, и подведем некие промежуточные итоги. Обратите внимание, что с каждым следующим заявлением чиновников растет средняя расчетная цена одновагонного трамвая. В 2018 году — 36 млн рублей за штуку, в июле 2019 — 40 млн, и наконец в объявленном аукционе 44,3 млн рублей.
Если очень просто — то по такой цене трамваи в России не покупают. Вот список закупок городов страны за последние три года у победителя нашего аукциона «ПК «Транспортные системы» одновагонных трамваев 71–911Е и 71–911ЕМ «Львенок». Верхняя строка таблицы — пермская, далее закупки другими городами.
Собственно самый наглядный пример мы видим прямо в следующей строке. Буквально пять месяцев назад власти Улан-Удэ закупили 15 «львят» за 498 млн рублей. То есть, за 33,2 млн за штуку. Разница с пермской ценой 11 млн, ровно треть не в нашу пользу. Дополнительно отметим, улан-удинская закупка проводилась за счет федерального бюджета.
Контракты на поставку трамваев с «ПК «Транспортные системы» по данным сайта госзакупок
Место закупки | Модель | Количество | Цена за один трамвай (млн рублей) | Сумма контракта (млн рублей) | Год заключения контракта |
---|---|---|---|---|---|
Пермь | 71–911ЕМ «Львенок» | 8 | 44,3 | 462,3 | 2019 (планируется) |
Улан-Удэ | 71–911ЕМ «Львенок» | 15 | 33,2 | 498,1 | 2019 |
Ростов-на-Дону | 71–911Е | 16 | 32,8 | 524,8 | 2016 |
Ростов-на-Дону | 71–911Е | 1 | 25 | 25 | 2017 |
Ростов-на-Дону | 71–911Е | 13 | 32,8 | 426,4 | 2017 |
Если посмотреть данные этих закупок, то Пермь переплатит примерно по 11 млн за каждый одновагонный трамвай. В целом потери по сравнению с закупками других регионов можно оценить в 88 млн рублей.
Почему так произошло? Для этого надо внимательно посмотреть на условия закупки, которую объявила администрация Перми.
Искусство дорогих закупок
В России сейчас три производителя трамваев. Это московский «ПК «Транспортные системы» (входит в «Трансмашхолдинг»), екатеринбургский «Уралтрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод» корпорации «Ростех») и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Продукция последнего нам хорошо известна, но по ряду объективных обстоятельств это предприятие вряд ли могло бы сейчас претендовать на пермский контракт. Есть еще два производителя в Белоруссии: ОАО «Белкоммунмаш» и «Штадлер Минск».
Фаворитами пермского аукциона по низкопольности, доступности комплектующих, ремонтной базы и других параметров могли считаться москвичи и свердловчане. В комментариях «Коммерсанту» 12 июля 2019 года заместитель гендиректора УВЗ по коммуникациям Дмитрий Калениченко пояснял, «что «Уралтрансмашу», безусловно, интересно участие в любых конкурсах. Представитель холдинга уверен, что продукция свердловского предприятия окажется конкурентоспособной: из-за стопроцентной низкопольности, инновационной тележки и широкого прохода над ней, а также из-за использования исключительно отечественных компонентов, что сказывается на цене вагона».
В числе заявившихся на аукцион «Уралтрансмаша» не оказалось. И вообще, кроме победителя ПК «Транспортные системы» на торги пришел только один нам неизвестный, но очень странный участник. Он, судя по протоколам умудрился в заявке не указать никаких данных техники, которую желал бы продать и разумно получил отказ. Это вполне могла быть некая фирма- посредник, которых бывает много на любых аукционах. Либо спойлер, зашедший только для того чтобы сняться и обеспечить аукциону легитимность. Ни один, подчеркиваем, производитель России и Белоруссии кроме победителя в торгах не участвовал. Получается, что контракт на сотни миллионов рублей никого не заинтересовал.
В контракт изначально заведены несколько критериев, отсекающих участников. Первый — 100% низкопольность. Второй — срок поставки. Аукцион проходит в середине ноября, а уже 15 декабря, то есть через месяц один односекционный и один трехсекционный трамваи должны быть поставлены в Пермь. Месяц для заводов, чей производственный цикл и планы измеряются длительными сроками — это очень мало. Надо учесть, что трехсекционные трамваи не делаются постоянными и большими сериями. То есть, выиграть аукцион мог только тот, у кого либо склады затоварены, либо готовность к нему стопроцентная. Третий критерий — комплексность закупки. То есть обычные вагоны и длинный трехсекционный состав в одном аукционе. И вишенка на торте: трехсекционный трамвай должен быть обязательно восьмиосным.
Эти позиции в первую очередь пытался оспорить «Уралтрансмаш», подавая жалобу в УФАС. В жалобе предприятие указало, что описание объекта закупки полностью соответствуют трамваям только одного производителя на территории Таможенного союза — ООО «ПК «Транспортные системы». «Уралтрансмаш» делает трехсекционные трамваи, но шестиосные, зато готово поставить обычные вагоны. В свою очередь компания «Штадлер Минск» (единственная, кроме «Транспортных систем») делает восьмиосные трехсекционные составы, но не производит обычные короткие вагоны. Кроме того, по мнению заявителя организатор закупки не обосновал, в связи с чем объединил в один лот поставку разных вагонов.
УФАС рассмотрел жалобу и признал ее необоснованной. Суть ответа сводится к тому, что свердловское предприятие вполне могло бы купить недостающий трамвай на стороне, у того же «Штадлера» и у тех же «Транспортных систем» и участвовать в аукционе спокойно. А значит ограничения конкуренции нет. И все по закону. Специалисты УФАС не нашли нарушения закона в аукционе и его результаты действительны.
Есть еще один момент, который вызывает вопрос по этой закупке, и который мог бы повлиять на качество аукционной документации. Это скорость и даже поспешность, с которой все было оформлено. Инициатива — всего четыре месяца назад. Окончательное определение планов, причем с резким их изменением, предположительно после совещания у Максима Решетникова 1 октября. И внимание, менее чем за месяц проводится вся подготовительная работа, разрабатывается вся аукционная документация и уже 28 октября объявлен аукцион. Для неспешной пермской мэрии это фантастические сроки. Плюс, как мы уже говорили, срочность поставок.
И еще одна деталь. Как известно, сейчас госкорпорацией развития России ВЭБ.РФ разрабатывается гигантская программа модернизации общественного транспорта в городах страны. В неё предварительно и потенциально входит Пермь. Город может получить от корпорации до 30 млрд рублей на обновление подвижного состава. Сейчас между мэрией и корпорацией под давлением и контролем депутатов идет обмен документацией и данными об участии в проекте. Вопрос: зачем было спешить с трамвайной закупкой, да еще по столь высокой цене, да еще столь странно сделанной.
Впрочем, на эти вопросы отвечать не нам. Мы можем только констатировать, что из-за тонкостей составления аукционной документации, бюджет Перми потратит на закупку трамваев 462 млн рублей, а судя по закупкам других регионов, этот же комплект транспорта мог бы обойтись городской казне примерно в 374 млн рублей. Безусловно выигравшими в этом процессе стоит признать «ПК «Транспортные системы», безусловно проигравшими — бюджет города, а значит всех жителей Перми. Просим контрольные ограны обратить внимание на факты изложенные в этой публикации.
Олег Русских для Properm.ru