Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Федералы не рассчитывают на рост экономики Прикамья, но наши чиновники с этим не согласны Экономические перспективы у Пермского края на ближайшие пять лет как-то не очень. Вернее почти совсем никаких, если верить прогнозу Минэкономразвития РФ. Наш регион замыкает десятку субъектов федерации с наихудшим прогнозом динамики роста валового регионального продукта. Это следует из прогноза социально-экономического развития России на 2020–2022 годы, подготовленного Минэкономразвития и внесенного в Госдуму вместе с проектом бюджета.

Федералы не рассчитывают на рост экономики Прикамья, но наши чиновники с этим не согласны

28 ноября 2019, 11:02

Федералы не рассчитывают на рост экономики Прикамья, но наши чиновники с этим не согласны
Фото: Properm.ru
Экономические перспективы у Пермского края на ближайшие пять лет как-то не очень. Вернее почти совсем никаких, если верить прогнозу Минэкономразвития РФ. Наш регион замыкает десятку субъектов федерации с наихудшим прогнозом динамики роста валового регионального продукта. Это следует из прогноза социально-экономического развития России на 2020–2022 годы, подготовленного Минэкономразвития и внесенного в Госдуму вместе с проектом бюджета.

Прогноз строился, кончено, не на ровном месте. По уверению ведомства он включает в себя в том числе: основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, основные направления территориального развития в перспективе. В общем, много всего.

Эти критерии, кстати сказать, утвердили сами региональные правительства. Появляется рейтинг ежегодно. И места регионов в нем могут меняться с появлением новых данных.

На этот раз по прогнозам Минэкономразвития РФ наилучший результат должны показать Чукотка (8,8%), Иркутская (8,7%), Амурская (6,1%), Магаданская (5,4%) области. Рост в этих регионах будет связан с реализацией инвестиционных проектов (ввод новых производств, наращивание объемов производства) в лидирующих для этих регионов направлениях, поясняет министерство. Это добывающая промышленность (уголь, нефть, золото, алмазы), переработка добытого сырья (нефть, лес, золото), машиностроение, фармацевтика, химическое производство, торговля, строительство.

Тогда почему Пермский край записали в аутсайдеры? Леса шумят, нефть течет, инвестиционные проекты имеются. К тому же еще торгуем и строим. Удивительно, но факт, в одной компании с нами оказались регионы с такой сильной экономикой как Ханты-Мансийский АО, Красноярский край и Челябинская область.

В регионах, отнесенных Минэкомразвития РФ к аутсайдерам роста ВРП молчать не стали. Ответили оперативно. Местные региональные власти высказались по этому поводу достаточно возмущенно, хотя и сдержано. В пресс-службе минэкономразвития Челябинской области заявили, что в материалах федерального министерства содержатся показатели предварительного базового прогноза, учитывающего «внешние факторы, потенциально сдерживающие рост экономики». При этом не учтен целевой вариант, который «основан на снятии внешних ограничений за счет реализации внутреннего потенциала региона».

В Красноярском крае министр экономики и регионального развития края Егор Васильев еще в октябре заявил, что в этом сибирском регионе в 2020–2022 годах прогнозируется рост ВРП на уровне 1,3% в среднем в год. И напомнил, что за последние 10 лет среднегодовой прирост ВРП края (2,8%) существенно опережал темп прироста ВВП России (0,9% в год).

Не стали молчать и в минэкономразвития Пермского края. На сайте ведомства появилась информация, из которой следовало, что рост валового регионального продукта (ВРП) в регионе может составить от 1,6 до 3,4% ежегодно до 2024 года. Главным фактором экономического роста в министерстве посчитали рост инвестиций в основной капитал: в ближайшие шесть лет компании региона намерены реализовать инвестпроекты на общую сумму 1,5 трлн рублей. А незавидное положение в рейтинге регионов Министерства экономического развития РФ по прогнозному росту ВРП объяснили тем, что анализ данных федерального Минэка основывался на сравнении данных, которые сравнивать нельзя. Получается, что к рейтингу федерального ведомства в регионах подошли как минимум без пиетета. Порадуемся, что в данном случае рейтинг из-за демарша региональных министерств переделывать не стали, как это случилось с обзором регионов по давлению на бизнес. Тогда Пермский край срочно из аутсайдеров перевели чуть ли не в передовики. Здесь все прошло тихо. А ведь если разобраться, то валовой региональный продукт показатель более важный, чем давление на бизнес.

Прогноз социально-экономического развития Пермского края является основой для составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Кстати, по величине ВРП согласно последним данным за 2018 год Пермский край занимал 16 место. Не бедный, в общем-то, регион. И рост ВРП имел.

Что за зверь такой ВРП? Это показатель уровеня экономического развития. Он является своеобразным отражением итогов экономической деятельности каждого из хозяйствующих субъектов в рамках региона. Региональный валовой продукт является, по сути, обобщенным экономическим показателем, характеризующим уровень экономического развития региона. Определяющим для ВРП Пермского края является обрабатывающее производство. Треть ВРП дает именно оно.

Среди обрабатывающего производств главным для нас, то есть для Пермского края, является «нефтянка» и «химическое производство». Они играют ведущую роль в формировании доходов краевого бюджета. Доля отраслей по добыче полезных ископаемых в общем объеме налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, составляет около 28%. Рост этой ведущей отрасли обрабатывающей промышленности региона удается сохранить за счет роста переработки нефти — это около 3% ежегодно и увеличения глубины переработки до 98%. Это направление сохранится с ориентацией на глубину. В планах компании «ЛУКОЙЛ» до 2025 года построить комплекс каталитического крекинга в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». В состав комплекса, помимо каталитического крекинга, войдёт несколько технологических объектов, таких как установка по производству водорода, гидроочистка дизельного топлива и бензина и др. Ввод данного комплекса значительно увеличит производство светлых нефтепродуктов, а кроме того, создаст порядка 400 дополнительных рабочих мест.

В химическом производстве шел рост за счет увеличения объемов выпуска минеральных удобрений, а также расширения линейки производимых химических продуктов. В этом году планируется завершение этапа строительства Усольского ГОК на базе Верхнекамского месторождения в Пермском крае с выходом на проектную мощность 2,3 млн тонн. Правда, похоже появились какие-то заминки со сроками, но в среднесрочной перспективе все должно быть по плану.

Что касается оборонки, то здесь перспективы уже более смутные. Как известно перевооружение армии в основном завершено. Военные заказы, конечно будут, но их число может сократиться. Яркий пример — «ЗиД». Здесь, скорее всего можно ждать минус. Есть тревожные симптомы в ситуации с авиадвигателями. Не совсем ясно, куда в итоге повернет космическая отрасль и что будет с «Протоном». Это люфт. Он может повернуться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Это может сказаться на росте ВРП.

Мнения экономистов разделились. И это не только теория. Ведь, например, прогнозы регионального развития учитываются при распределении федеральной помощи — межбюджетных трансфертов. Есть вариант, что деньги получат не те, кто в них реально нуждается, а те, кто заявит заниженные темпы роста. Та же ситуация может возникнуть при распределении средств в рамках национальных проектов. Однако на данном этапе утеряна связь между центром и субъектами относительно согласования прогнозов.

«Ранее, Минэкономразвития обрабатывало и согласовывало региональные прогнозы хотя бы на уровне федеральных округов, сейчас оно полностью утратило этот функционал», — считает замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По его мнению прогноз — это один из ключевых инструментов обоснования и согласования экономической политики.

Поэтому культура пространственного прогнозирования должна быть восстановлена. Тогда не будет разночтений и путаницы, а с ними и спекуляций на рейтингах и их опровержения.

Андрей Вылежнев для Properm.ru