Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Прикамье попало в лидеры роста цен на топливо по стране. Чего нам ждать дальше? Главный водительский миф нашего города: «В Перми и крае самый дорогой бензин». Однако, федеральная аналитика показывает, что это не так. Пермский край среди других регионов страны традиционно занимает места в середине рейтингов: 36-е место по доступности и 25-е по цене в абсолютных цифрах. Но край попал в топ-10 регионов где топливо дорожало сильнее всего.

Прикамье попало в лидеры роста цен на топливо по стране. Чего нам ждать дальше?

25 февраля 2020, 11:00

Прикамье попало в лидеры роста цен на топливо по стране. Чего нам ждать дальше?
Главный водительский миф нашего города: «В Перми и крае самый дорогой бензин». Однако, федеральная аналитика показывает, что это не так. Пермский край среди других регионов страны традиционно занимает места в середине рейтингов: 36-е место по доступности и 25-е по цене в абсолютных цифрах. Но край попал в топ-10 регионов где топливо дорожало сильнее всего.

Регионы с самым доступным бензином рассчитало агентство РИА Рейтинг, опираясь на данные Росстата. Пермский край занял в списке 36 место из 85 субъектов федерации. Для расчета доступности эксперты использовали данные о средней заработной плате и стоимости одного литра бензина.

То есть рейтинг строится на основе ранжирования регионов по объему бензина АИ-92, который может приобрести житель того или иного субъекта Федерации на среднюю в регионе заработную плату. Этот показатель, определялся путем деления среднемесячной зарплаты в регионе за вычетом НДФЛ за период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года на региональную цену бензина по состоянию на середину января 2020 года.

Инфографика агенства РИА Рейтинг

Что становиться ясно из этой таблицы? Больше всего бензина на среднемесячную зарплату в начале 2020 года можно купить на Крайнем Севере, в Москве и Санкт-Петербурге, меньше всего — в республиках Северного Кавказа. Пермский край опять же где-то посредине. У нас 36-ая позиция по доступности топлива. Среднестатистический пермяк на свою зарплату может купить 771 литр бензина марки АИ-92. Отметим так же, что с средняя зарплата в Прикамье по Росстату составила в 2019 году 38 тысяч в месяц.

Если отталкиваться от стоимости бензина, то, согласно данным РИА Рейтинг, у нас 25 место — 42,92 рубля за марку АИ-92. Разброс цен на автомобильное топливо в российских регионах — от 39,97 рубля за литр в Челябинской области до 56 рублей за литр на Чукотке. Так что мы, в принципе, ближе к дешевым ценам, чем к высоким. Правда, среди регионов ПФО Пермский край по дороговизне бензина находится на третьем месте. Дороже только в Кирове и Волгограде. Свердловская область рядом, а вот в Челябинске на три рубля дешевле. Это уже ощутимо.

В целом и общем динамика розничных цен на бензин в России с начала текущего года оставалась в пределах инфляции. Но Пермский край попал в топ-10 регионов, где топливо дорожало сильнее. Выше цены выросли только в девяти регионах. В среднем по России цена бензина АИ-92 с января 2019-го по январь 2020-го выросла на 1,3%. При этом в 13 регионах средние цены на бензин за этот период снизились, наиболее существенно — почти на шесть процентов — в Крыму и Севастополе. В Пермском крае индекс роста составил 2.9 п.п.

Откуда же берутся такие цифры и насколько они справедливы? Ценообразование бензина дело тонкое. И не только у нас в стране. Самое дешевое топливо продавали в Венесуэле — всего 2 цента США за литр. Правда, этот социализм уже закончился. А вот в Европе самое дорогое топливо в Норвегии. Обе эти страны сами добывают нефть и являются активными игроками на мировом рынке энергоресурсов. То есть, по идее, цена должна быть невысокой. Но рыночная стоимость горючего формируется не только из-за добычи, а исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка. Вроде все просто, если следовать схеме. Но, опять же есть нюансы.

У нас в стране цена топлива во многом зависит от величины налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты считают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина — 50%.

И это как-то, пусть и с оговорками, понятно. А вот разница цен в регионах страны это уже интереснее и загадочнее. Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в разговоре с ТАСС отметил, что ситуация с ценами на топливо в регионах в большинстве случаев зависит не столько от количества АЗС, принадлежащих той или иной компании, их доли на рынке, а от логистических факторов — удаленности от НПЗ, наличия или отсутствия емкостей для хранения нефтепродуктов. «Очевидно, что затраты на доставку топлива в регион могут составлять значительную долю в цене литра бензина на АЗС. Тут важно, чтобы поставки на региональный рынок велись с ближайших НПЗ», — пояснил Танкаев. Но в то же время простая формула — добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка действует не всегда.

Был в Прикамье лет десять назад один интересный случай. В арбитражном суде Пермского края дискутировали компания «ЛУКОЙЛ» и молодой руководитель регионального УФАС Дмитрий Махонин. Речь в пылу спора зашла и о цене на бензин. «Почему вы в Екатеринбурге продаете бензин дешевле чем дома? — спрашивал антимонопольщик. — Ведь туда продукт нужно вести, складировать, платить за дорогу и логистику?» «Так ведь там конкуренция, приходиться!» — отвечали нефтяники. Просто? Не совсем. В то время в Екатеринбурге практически не было лукойловских заправок. Компания еще только заходила на новый для себя рынок и демпинговала, формируя пул постоянных клиентов. Сейчас в соседнем городе у лукойловцев солидные позиции и разница в цене уже не заметна (или не сильно заметна).

В общем факторов много, но учитывают их, безусловно, люди, которые и принимают решение, какая цена бензина будет в том или ином регионе. Не сделаем открытия, что ценовая политика определяется в центральных офисах компаний. Региональные отделения могут направлять какие-то данные или, если попросят, рекомендации. На своей территории они могут варьировать цену в лучшем случае в десятки копеек. Такая схема сложилась с начала рынка и пока больших изменений в ней не видно.

Динамика средних цен на топливо в России

В частности об этом заявил еще на полях Петербургского международного экономического форума министр энергетики России Александр Новак. По его мнению это стало возможно благодаря введению с 1 января нового механизма компенсаций нефтяным компаниям — так называемого демпфера. Суть его в том, что нефтяникам компенсируют разницу между доходами от продажи топлива на внутреннем рынке и потенциальным доходом от экспорта этого топлива за рубеж. Главное условие демпфера — не повышать цены на топливо выше 10% стоимости, установленной государством. В целом же называется цифра повышения за год 3,8%.Будет ли дорожать бензин в году грядущем? Общий тренд в том, что проблемы между государством и нефтяными компаниями остались в прошлом. Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно вернулись в норму, хотя об их снижении речь, как всегда, не идет. В 2020 году, по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится, но рекордов ставить уже не будет.

Но это опять же только прогноз. Единственное на что стоит надеяться потребителю, что механизм сдерживания цены на бензин есть и он работает. В противном случае нас ждали бы очень веселые времена. Ведь цены на бензин тянут за собой целый сонм ценников.

В общую благостную картину вписываются и слова вице-премьера РФ Дмитрия Козака, который заявил: «Правительство уверено в надежности выработанных механизмов, я думаю, что нет никаких оснований для того, чтобы опасаться (роста цен на топливо) в 2020 году».

Что касается нашего региона то и здесь пока не видно предпосылок для потрясений. Можно , конечно, предположить что с приходом на место врио губернатора края Дмитрия Махонина усилится конкуренция в этой сфере. Но это, честно сказать, очень отдаленная перспектива. А пока будем утешать себя тем, что в Прикамье не самый дорогой бензин, пусть и с завистью поглядывая на Челябинск.

Андрей Вылежнев для Properm.ru

Оцените материал
1