Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
6847 +70
Выздоровели
4851 +41
Умерли
302 +3
Properm.ru
Между властью и бизнесом. Анатолий Маховиков пока не может изменить отношение к предпринимателям На этой неделе бизнес-омбудсмен Прикамья Анатолий Маховиков отчитается перед депутатами Законодательного собрания о своей работе за 2019 год. Журналист Properm.ru изучил годовой отчет и пришел к выводу, что при всех локальных успехах, глобальных подвижек в деле развития малого бизнеса не происходит. Во многом это объясняется двусмысленностью позиции института бизнес-омбудсменов. Они должны стоять на стороне предпринимателя, но при этом всячески лоббировать государственные интересы.

Между властью и бизнесом. Анатолий Маховиков пока не может изменить отношение к предпринимателям

18 марта 2020, 08:51

Между властью и бизнесом. Анатолий Маховиков пока не может изменить отношение к предпринимателям
Фото: Properm.ru
На этой неделе бизнес-омбудсмен Прикамья Анатолий Маховиков отчитается перед депутатами Законодательного собрания о своей работе за 2019 год. Журналист Properm.ru изучил годовой отчет и пришел к выводу, что при всех локальных успехах, глобальных подвижек в деле развития малого бизнеса не происходит. Во многом это объясняется двусмысленностью позиции института бизнес-омбудсменов. Они должны стоять на стороне предпринимателя, но при этом всячески лоббировать государственные интересы.

Рост или падение?

Количество субъектов малого бизнеса в Пермском крае сократилось за последние пять лет с почти 160 тыс. в 2015 году до 134 тыс. в 2019 году. Юридических лиц в малом и среднем бизнесе региона стало меньше на 11% (почти 82 тыс. в 2015 году и 61 тыс. — в 2019). Предпринимателей — «индивидуалов» тоже стало меньше — но «всего» на 1%. Видимо, «выживать» на рынке все-таки проще индивидуальному бизнесу, чем небольшим фирмам. Самый глубокий «провал» наблюдается по фермерским и крестьянским хозяйствам — в 2015–2019 годах их численность сократилась с 1,8 тыс. до 1,5 тыс. штук.

Пока сложно сказать, как скажется на численности предприятий малого бизнеса досрочная отмена Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Скептики прогнозируют очередной спад, ведь по данным на 2019 «вмененка» была вторым по популярности среди специальных налоговых режимов, уступая только упрощенной системе налогообложения. В прошлом году поступления по «упрощенке» в Прикамье составляли более 7 млрд рублей, по «вмененке» — 925 млн рублей. И несмотря на принятые в регионе дополнительные льготы по УСН и патентной системе, многие бизнесмены высказывали опасения, что после отмены ЕНВД их бизнес может оказаться на грани разорения.

Кстати, опрос, проведенный Уполномоченным в декабре 2019 — январе 2020 года среди предпринимателей Прикамья (участвовали 270 индивидуальных бизнесменов и руководителей юридических лиц из 34 городов и районов) показал, что 49% опрошенных считают главным фактором ограничения роста малого бизнеса «высокий уровень налогообложения». Еще 47% отметили «неопределенность экономической ситуации», 35% — «недостаток финансовых средств». Характерно, что только 22% участников опроса оценили экономическое состояние своих предприятий как положительное, 78% считают его отрицательным.

Не числом, но доходом

Здесь возникает естественный вопрос: что может сделать бизнес-омбудсмен, используя свои законные полномочия, чтобы улучшить условия работы малого бизнеса? И что является тем «градусником», который позволять судить о «здоровье» в сфере развития предпринимательства? Традиционно считается, что как раз численность людей, решившихся открыть свое дело (в том числе впервые), динамика числа малых предприятий, — это главный показатель благоприятного климата для их развития.

В Прикамье, как видно по цифрам, малых предприятий с каждым годом становится меньше. Но есть и другая точка зрения о критериях успешности малого бизнеса, и ее, кажется, как раз придерживается Анатолий Маховиков. Свое мнение омбудсмен выразил на недавнем круглом столе, посвященном досрочной отмене ЕНВД .

Анатолий Маховиков:

— Какую цель мы ставим перед собой: добиться роста количества малых предприятий, создание в этом секторе новых рабочих мест, или увеличение отчислений в бюджет? А ведь это совершенно разные темы. Зачем мы «гонимся» за количеством компаний? Это, на мой взгляд, абсолютно не показатель, потому что постоянно идет оптимизация бизнеса.

Могу привести одну цифру: я поднял доходы за 2019 год малого и среднего бизнеса по всем «специальным» налоговым режимам, вместе взятым, которыми они могут пользоваться. Докладываю: если в 2018 году общий доход по всем этим вариантам налогообложения составил 7,5 млрд рублей, то в прошлом году — 8,1 млрд рублей, или на 15% больше. Так что же важнее — число предприятий, или, все-таки общая выручка, которая увеличилась, как, соответственно, и отчисления в бюджет?

И тут, конечно, вопрос. Рост налоговых отчислений в бюджет — задача государства, почему же ее решение ставит себе в заслугу бизнес-омбудсмен, который самим фактом своего существования должен решать задачи почти противоположные?

Вызов нелегальным баням

И это не деинственное противоречие, обусловленное, конечно, не личностью, а самим статусом бизнес-омбудсмена, который вынужден дипломатично «лавировать» между властью и бизнесом. Например, власть заинтересована в том, чтобы «прикрывать» нелегальный бизнес, который не платит налоги. И омбудсмен тоже должен вносить свой вклад в «борьбу с нелегалами». Работа эта ведется с размахом. Традиционная сфера в этом плане — лесная отрасль. В прошлом году было остановлено 27 незаконных рубок, задержано 1,1 тыс. машин-лесовозов, закрыты 11 незаконных малых лесопильных комплексов.

Следующим стал рынок незаконных автоперевозок. С 2019 года в Прикамье работает Межведомственная комиссия по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков. Оценочный объем доли нелегальных перевозок на рынке — от 30% до 50%. В течение 2019 года проведено более полусотни рейдовых «операций» (Пермь, Лысьва, Чусовой, Губаха, Кунгур, Соликамск, Очер, Добрянка, Краснокамск, Нытва, Пермский район, Барда, ЗАТО Звездный). Всего удалось пресечь около сотни случаев работы незаконных «извозчиков».

Борьба с нелегальным предпринимательством в Прикамье будет расширяться, решительно отмечается в отчете бизнес-уполномоченного. В план работы Межведомственной комиссии по противодействию нелегальной деятельности на 2020 год включены такие сферы как туризм, доставка продукции общественного питания, оказание услуг в банях и саунах, банных комплексах, включая туристические базы (аренда домов, бань, беседок), уличная торговля в неразрешенных вариантах. «На заметку» также возьмут индустрию красоты, в том числе услуги салонов на дому — парикмахерские, косметологические услуги, а также стоматологические кабинеты.

Кристальная легальность

Конечно, закон необходимо соблюдать, но, по крайней мере, тогда необходимо создавать «режим наибольшего благоприятствования» для малого бизнеса, во всех отношениях легального. В этом отношении статус омбудсмена тоже не лишен двусмысленности.
С одной стороны — и об этом говорится в докладе — «вечно больным» для малого бизнеса остается вопрос о размещении на улицах ларьков и киосков, или «нестационарных торговых объектов» (НТО). Предприниматели по-прежнему говорят о том, что хотели бы участвовать в разработке муниципальных схем НТО — но, увы, такого права у них как не было, так и нет. Сами схемы скромны по количеству разрешенных торговых «точек». Но даже если «место под солнцем» получено, еще не гарантировано удобное и скорое подключения к электричеству и прочим сетям.

Чтобы сдвинуть дело с размещением ларьков с мертвой точки по инициативе омбудсмена пришлось создавать рабочую группу с участием членов краевого правительства, депутатов Заксобрания, пермской мэрии, гордумы и общественных объединений бизнесменов.

«Есть достаточно ощутимый результат этой совместной работы, — отмечает в докладе Анатолий Маховиков. — Например, определен порядок подачи заявления предпринимателем о включении места в Схему размещения НТО в Перми (в нормативных документах его нет). Кроме того, внесены изменения в форму договора, которая допускает внесения платы за размещение НТО в течение года со времени заключения договора (прежде было не позднее 30 дней)».

Однако эти шаги навстречу малому бизнесу выглядят слишком незначительными после того, как по решению Пермской гордумы было намного сокращено число торговых «точек». А запрет на размещение киосков во дворах многоквартирных домов отменяют судебными решением, по искам пермских предпринимателей. Тяжбы продолжаются и позиций по ним аппарат защиты бизнеса не заявляет.

Конечно, бизнес-омбудсмен тоже работает с жалобами предпринимателей, помогает с судебными исками, предлагает законодательные решения. Только в 2019 году, согласно отчету, рассмотрено более 1,1 тыс. обращений предпринимателей, проведено 80 конференций, семинаров и круглых столов. Но, все-таки, в значительной степени эта работа, видимо, носит консультационный характер: «особенности» статуса, кажется, не позволяют ему стать в полной степени «трибуном малого бизнеса».

Анатолий Москвин для Properm.ru