Posted 25 мая 2020,, 04:00

Published 25 мая 2020,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:11

Updated 2 марта 2023,, 16:11

Бизнес и пандемия. «Мы не работали, пострадали. Но государство и арендодатели так не считают»

Бизнес и пандемия. «Мы не работали, пострадали. Но государство и арендодатели так не считают»

25 мая 2020, 04:00
Татьяна Зырянова
Фото: Properm.ru
Опрошенные Properm.ru представители бизнеса по-разному переживают наложенные распространением коронавируса ограничения, однако схожи в одном: мер поддержки для них мало, поэтому стоит ожидать ухудшения экономической обстановки.
Сюжет
Налоги

Почти два месяца продолжается режим самоизоляции в Пермском крае. Со 2 апреля по 12 мая власти запрещали прогулки без необходимости, а также были закрыты почти все магазины, места общепита, тренажерные залы, отменены массовые мероприятиях. Две недели назад были частично сняты меры ограничения: они коснулись парикмахерских, занятий спортом, а также непродовольственных магазинов. Однако многие предприниматели по-прежнему закрыты.

Properm.ru опросил пермских владельцев малого и среднего бизнеса в разных сферах. Работали или закрывались, что с сотрудниками, получили ли помощь от государства? И главное — что думают делать дальше, как восстанавливаться после снятия ограничительных мер?

«Нам Роспотребнадзор не разрешил открываться, сказали: «Ждите информации, еще нет». Ничего не изменилось с 12 числа». Салон тайского массажа «7 звезд» в ТЦ «Моби Дик» закрыт с 26 марта, рассказывает совладелица салона Марина Начинкина. Про сотрудников женщина говорить не стала, так как они иностранные граждане, у них не совсем такие же, как у россиян условия трудоустройства. Всего в салоне работает около 50 человек.

Арендодатель не пошел навстречу просьбам об отмене оплаты. «Они считают, что мы должны им заплатить аренду. Максимум, на что согласны, это половина оплаты сейчас, а половина оплаты в течение года. Мы пока настаиваем на своём. Мы не работаем, мы пострадали», — пояснила Марина Начинкина.

Совладелица салона не дает никаких прогнозов, боится загадывать. По ее словам, их работа связана не только с тем, что будет происходить в Перми, но и с международной обстановкой. Им важно, чтобы дали разрешение на привлечение иностранных сотрудников в дальнейшем.

Салон красоты «Код стройности» был закрыт с 27 марта. Официально трудоустроенные четыре работника сидели дома, в самоизоляции. За март они получили зарплату, а за апрель ждут компенсаций от государства. «Если компенсаций не будет, буду стараться искать средства, занимать, но зарплату выдать», — рассказала Properm.ru Елена Овечкина.

Елена Овечкина: Сбербанк» кредит на зарплату не дал, потому что сотрудники получали зарплату в «Урал ФД». А «Урал ФД», в котором открыт расчетный счет, отказался выдавать кредит на зарплату, так как он не имеет права это делать. В налоговую службу подали заявку на компенсацию, пока непонятно, дадут ли её. Все площади салона — арендуемые, от одного помещения пришлось отказаться, арендодатель не пошел ни на какие уступки. Второй арендодатель снизил плату на 50%, третий на 20%. «И спасибо, конечно, что всё это время они не дергают меня по оплате, не требуют здесь и сейчас.

Владелица массажных салонов уверена, что и она, и конкуренты «просядут по клиентской базе». «Половина уйдет на дом, я уверена. Аренду не надо платить, на дом пришли, сделали, какая-то копеечка есть. Как медик могу сказать, что именно при таком подходе риск роста заболеваемости, и не только коронавирусной инфекцией, но банально грибком, ОРВИ, возрастет. Невозможно на дому обеспечить соблюдение санитарных требований. А салоны могут это сделать и делают», — поясняет Елена Овечкина.

Алексей Южаков больше известен как сооснователь и председатель совета директоров ООО «Промобот» и меньше как соучредитель бизнеса по выращиванию и продаже роз под брендом Freska Rosa. Он рассказал Properm.ru, что все магазины по продаже цветов были закрыты, остались только пункты выдачи товаров, работа велась только по онлайн-заказам, их количество увеличилось. Работа теплиц не останавливалась — это непрерывное производство, его нельзя останавливать. В сети Freska Rosa работают примерно 30 человек. «Большую часть сотрудников перевели на упаковку и оформление заказов. Тех, кто не смог работать в новых условиях, просто отпустили», — рассказал Алексей Южаков.

Из двух помещений, владельцы которых не готов были идти на уступки, цветочный салон съехал. Торговые точки закрыты. Еще с одним арендодателем изначально сложились хорошие отношения, условия арендатора устраивают, поэтому остались. По словам Алексея Южакова, Freska Rosa планирует воспользоваться предлагаемыми налоговыми каникулами. Кредит на зарплату не дали, «По ОКВЭД не подходим», — пояснил Алексей Южаков. Несмотря на трудности, Алексей верит, что все восстановится. «Мы не рестораны, у нас непрерывное производство. Это ресторанам по сути с нуля придется открываться, а мы, как только будут понятны правила, открываемся. Рынок сейчас будет перенасыщен пустующими площадями, поэтому восполним нехватку торговых точек, вернем», — говорит Алексей Южаков.

Владелица салона красоты Studio Bes Наталья Скворцова также уверена, что ее бизнес восстановит свои позиции. Помещение салона находится в собственности, поэтому заплатить пришлось только за жилищно-коммунальные услуги, но по словам Натальи, она оплатила услуги кредиткой, и предоставленного беспроцентного лимита (55 дней) хватило, чтобы погасить долг.

Наталья Скворцова: — Да, сейчас я сама выполняю роль администратора и мою полы, чтобы как можно меньше было сотрудников, которые могли контактировать где-то с кем-то. Но по большому счету ничего страшного не случилось. Дохода не было, но клиенты наши остались с нами, мы не потеряли ни одного. Требования Роспотребнадзора мы всегда выполняли, у нас есть рециркуляторы, кварц, перчатки, халаты, антисептики.

По словам Натальи, они с мужем уже через многое прошли, поэтому с кредитами на зарплату связываться ни за что бы не стали. «Моя знакомая — владелица кафе, у нее большой ФОТ, повара хорошо зарабатывают. Возьмет она сейчас кредит, выплатит зарплату, потом продаст квартиру, чтобы выплатить кредит, а потом что… в петлю лезть? — говорит Наталья, — кредиты, аренда — это не наш вариант, мы тертые калачи, уже знаем, с чем не надо связываться».

Директор по персоналу ООО «РАВ Лабораториз» Наталья Поспелова рассказала Properm.ru, чтот спрос на интрументы RAV сохранился. В основном предприятие работает на экспорт. Закрылись они сразу по первому обращению президента страны, еще в марте. После второго обращения (через неделю) получили официальное разрешение на работу. Офис и продажи с первого дня работали и продолжают работать на удаленке. Вся зарплата сохранилась у всех в полном объеме. Те, кто работает на производстве, наверстали план выпуска после вынужденной недели отдыха, и тоже не потеряли в зарплате. Арендодатель площадей, по словам Натальи Поспеловой, предоставил скидку. ОКВЭД не попадает в пострадавшие отрасли, поэтому помощь у государства получить не пытались.

Владелец кофейни S@M coffee lounge Денис Хабибулин удивляется, как можно брать кредит на зарплату у государства. «Почему предприниматели скептически относятся к этой идее? Так вы посчитайте, это же кредит под 43%! Я лучше возьму кредит обычный под 13–15%».

По словам Дениса Хабибулина, они не стали прекращать свою деятельность, организовали доставку и перешли в онлайн. Кроме того, придумали проект «Я помогаю врачам». Неравнодушные люди переводят деньги на еду для врачей, кафе Дениса еду готовит и привозит в больницы. Благодаря этому проекту, работе в социальных сетях зарплату сотрудников удалось сохранить, а их количество увеличить с четырех до шести. У проекта появились партнеры, которые предоставили автомобиль для доставки, контейнеры для еды, хороший кофе врачам. Но большого вовлечения в проект предствителей общепита не получилось.

Денис Хабибулин: — Это, конечно, адский труд, без выходных. Утро любого дня начинается с переписки с врачами, главврачами, начальниками. Денег было то больше, то меньше. Ты с утра до вечера занимаешься этим проектом. Это очень сложно. Я теперь понимаю ребят из «Дедморозим», например. Два раза в неделю стабильно звонок в любое время дня и ночи,: «Нас закрыли по подозрению на COVID. Нам есть нечего, привезите». Многие предприятия пытались подключиться к проекту, но не вышло. Во-первых, ограничительные меры продлились больше, чем рассчитывали. Во-вторых, выяснилось, что предприятия общепита не попали в число тех, кто может снижать налоговую нагрузку.

Единственные меры поддержки, которыми планируют воспользоваться, это компенсации по зарплате в размере 12,3 тыс. рублей. С налогами пока тоже непонятно. «Хорошо, налоги за второй квартал перенесли на третий, а за первый квартал, где взять деньги? — говорит Денис. — Бизнес живет с оборота. Где взять деньги, если их взять негде? »

С арендодателем Денис ведет переговоры, пока «на всякий случай собрали всё в коробки, готовы к переезду, если переговоры не закончатся успешно». По словам Дениса Хабибулина, его удивляет позиция некоторых арендодателей, он уверен, что после снятия ограничительных мер появится много пустующих площадей. Также он считает, что осенью малый и средний бизнес ждет вторая волна закрытий и банкротств. «Доходы упали у всех, нет у людей денег», — поясняет предприниматель.

фотографии со страниц в социальных сетях

"