Posted 10 января 2021,, 04:00

Published 10 января 2021,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 14:41

Updated 2 марта 2023,, 14:41

По тундре, по железной дороге. Самые интересные арбитражные дела 2020 года

По тундре, по железной дороге. Самые интересные арбитражные дела 2020 года

10 января 2021, 04:00
Ольга Седурина
Фото: Ирина Плюснина для Properm.ru
В 2020 году мы покупали новые трамваи, строили зоопарк и ТПУ «Пермь II», новые школы и детские сады. Знаковые проекты региональных властей неоднократно становились предметом разбирательств в арбитражном суде. Журналист Properm.ru подготовил обзор важных экономических дел за уходящий год.

Оставшиеся в 2020 году…

Арбитражный суд Пермского края в 2020 году завершил рассмотрение трех знаковых дел, все они связаны с манипуляциями с бюджетными деньгами. Две истории завершились мировыми соглашениями, они же имеют в основе «детективный сюжет». Речь идет о долге экс-депутата законодательного собрания Пермского края Андрея Агишева и о мировом соглашении мэрии Перми с компанией «Ива-Девелопмент».

Кроме того, с 2020 году в суде были поставлены жирные точки в делах о банкротстве двух пермских торговых сетей — «Норман-Виват» и «Добрыня». Комитет кредиторов ООО «Виват-трейд» решил обратиться в краевой арбитраж с ходатайством о завершении процедуры конкурсного производства бывшей продуктовой сети. Заседание комитета кредиторов должника состоялось 18 декабря. В ноябре арбитражный суд отказал налоговой в новом иске о банкротстве ООО «Управляющая компания «Добрыня». Основанием для отказа стало то, что ранее в процессе о банкротстве у компании не было обнаружено никакого имущества.

Лев-победитель. Иногда они возвращаются

В декабре 2020 года мэрия Перми заключила контракт на поставку 15 новых трамваев «Львенок», шесть из них ООО «ПК Транспортные системы» уже поставило в Пермь, оставшиеся придут до конца марта 2021 года. Каждый трамвай в 2020 году обошелся бюджету в 47 млн рублей, стоимость всего контракта — 705 млн рублей. Если сравнивать стоимость одного трамвая «Львенок» в закупках, то за год он подорожал на 2,75 млн рублей.

Год назад один «Львенок» в закупке пермской мэрии стоил 44,25 млн рублей, «Лев» — 108,3 млн рублей. Одновременно с тем единица подвижного состава «Львенок» для Улан-Удэ обошлась в 33,2 млн рублей .В 2019 году пермская мэрия также приобрела вагоны по максимальной цене и стоимость контракта составила — 462 млн рублей.

Закупка трамваев в конце 2019 года стала предметом арбитражного иска потенциального поставщика АО «Уралтрансмаш» к администрации Перми и «ПК Транспортные системы». Предприятие из Екатеринбурга оспорило поставку в Пермь, сначала в УФАС, указав, что не может принять участие в закупке из-за ограничений конкурсной документации, которая содержит массу противоречий. Антимонопольное ведомство жалобу отклонило, после чего «Уралтрансмаш» оспорил закупку в арбитражном суде Пермского края. В феврале муниципальный контракт, заключенный между Департаментом имущественных отношений администрации города Перми и ООО «ПК Транспортные системы», был признан недействительным. Однако Семнадцатый апелляционный арбитражный суд в июне это решение отменил и мэрия продолжила сотрудничество со столичным производителем трамваев.

Администрация Перми начала закупать новые трамваи с подачи региональной власти и при ее софинансировании. В 2018 году экс-губернатор Максим Решетников рекомендовал мэрии активизировать обновление парка. Для этого правительство региона подписало предварительное соглашение с «ПК «Транспортные системы» о намерении приобрести 25 низкопольных вагонов 71–911 М за 900 млн рублей. На сегодня заключено два контракта на покупку 24 трамваев московского производителя.

Главная новость по теме

Долг платежом красен. Семь лет

Мировым соглашением между кредиторами и должником закончилось дело о банкротстве экс-депутата законодательного собрания Андрея Агишева. Судебное решение предоставило ему возможность еще на семь лет растянуть оплату долга перед бюджетом Пермского края, минфину региона не удалось оспорить соглашение в апелляции. Долг в 26,5 млн рублей сформировался после вынесения решения по уголовному делу о хищениях в баскетбольном клубе «Урал-Грейт». В 2015 году Ленинский суд Перми признал Андрея Агишева и бывшего генерального менеджера команды Виталия Вьюгова виновными в хищении 55,5 млн рублей в 2008–2009 годы под видом финансовой помощи клубу.

22 августа 2018 года Агишев инициировал процедуру собственного банкротства. Бывший депутат указал на долги перед ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» в размере 25,5 млн рублей, перед бюджетом Пермского края в 27,5 млн рублей и по исполнительскому сбору перед службой судебных приставов в 2,1 млн рублей. 20 декабря 2019 года Агишева признали банкротом.

За год банкротства значительную часть долга аккумулировали близкие семье Надежды и Андрея Агишева компании, значительную часть совета кредиторов составили аффилированные ему лица. Сейчас задолженность экс-депутата состоит из долга перед Светланой Новиковой — 25 млн 501 тыс. рублей, ЗАО «Проектное финансирование» — 70 млн 126 тыс. рублей, ООО «Перминвестхолдинг» — 5 млн 512 тыс. рублей, задолженности перед минфином и долгами перед двумя банками в размере менее 1 млн рублей. Новикова весной 2020 года заменила в реестре кредиторов ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», по договору цессии она ранее выкупила задолженность Агишева перед компанией в размере 25 млн 498 тыс. рублей, кроме того, она выкупила долги по налогам и сборам.

По данным СПАРК, ИП Светлана Новикова предоставляет услуги в сфере бухгалтерии и права. Она же возглавляет ООО «Проектный офис», подконтрольное ПАО ИК «Ермак», которое контролируется семьей Агишева. Основными кредиторами экс-депутата являются связанные с инвестиционным фондом «Ермак» компании ЗАО «Проектное финансирование» и ООО «Перминвестхолдинг».

…а это на новый, 2021 год

Еще два знаковых арбитражных дела связаны с расследованием по уголовным преступлениям. Это требования оплаты неустойки управления капитального строительства Пермского края к генподрядчику строительства зоопарка в Перми, компании «РЖДстрой» и иск прокуратуры к властям Прикамья и ОАО «РЖД» по незаконности сделки по приобретению Товарного двора в собственность региона.

Арбитражные дела появились после следственных действий по оперативной информации УФСБ по Пермскому краю. В декабре 2019 года были арестованы по подозрению в хищении бюджетных средств на строительство зоопарка куратор от «РЖДстрой» Илья Козырев и руководитель УКС Дмитрий Левинский. Они провели в СИЗО год, накануне нового 2021 года суд смягчил им меру пресечения.

В августе 2020 года ФСБ заинтересовалась еще одной оплаченной из бюджета Пермского края историей, связанной с РЖД — сделкой о покупке Товарного двора. Сотрудники пермского управления ведомства провели оперативные мероприятия в ПТПП, краевом министерстве транспорта, министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности и управлении автомобильных дорог Пермского края.

В мире животных. Отпуск за свой счет

По мнению прокуратуры, участвующей в рассмотрении арбитражного дела для соблюдения законности, «Арбитражный иск заявлен в противовес уголовному делу», — сообщила в процессе представитель прокуратуры Екатерина Костицина. Она пояснила, что в материалах уголовного дела есть фотографии, свидетельствующие, что на объектах, за демонтаж которых оплачено из бюджета Прикамья, никакие работы не производились.

По мнению надзорного органа, арбитражный иск появился, чтобы придать актам о приемке работ по демонтажу и реконструкции аварийных зданий законные основания. Именно по этим актам, которые следствие считает подложными документами, из бюджета Пермского края были проведены платежи компании «РЖДстрой». Придав документам легитимность, стороны могут попытаться уменьшить степень вины экс-руководителей УКС Пермского края Дмитрия Левинского и представителя ООО «РЖДСтрой» Ильи Козырева, считают в прокуратуре.

На итоговом в 2020 году заседании в арбитраже представитель «РЖДстрой» Наталья Дядева неожиданно ходатайствовала о заключении мирового соглашения, его текст будет представлен в феврале 2021 года. Генподрядчик может в добровольном порядке заявить о погашении неустойки за срыв сроков строительства и за за свой счет построить первую очередь зоопарка в Перми. Однако, по информации Properm.ru, сейчас текст мирового соглашения изучают силовики и прокуратура может выступить против его заключения. Кроме того, с начала 2020 года работы на объекте были остановлены, и на сегодня все еще не разработано рабочей строительной документации, по которой можно было бы вести работы.

В ноябре 2019 года УКС Пермского края подало иск к АО «РЖДстрой» — о взыскании неустойки и неосновательного обогащения на сумму 1 млрд 679 млн 271 тыс. рублей. Ответчик требования истца изначально полностью не признавал и заявил, что работы на объекте ведутся и предъявляемый размер требований не корректен.

Всего УКС заключило три контракта с АО «РЖДстрой» на общую сумму 3,3 млрд рублей. В арбитражном суде сейчас оспаривается только один — на возведение первой очереди, на сумму 1 млрд 834 млн 138 тыс. рублей. Несмотря на срывы сроков и выявляемые строительные дефекты, с АО «РЖДстрой» было заключено еще два госконтракта. Это договоры на художественное оформление объектов экспозиций и интерьеров тематических зон зоопарка размером 1 млрд 292 млн 650 тыс. рублей и на строительство второго этапа первой очереди зоопарка размером в 192 млн 154,9 тыс. рублей.

Двор не товарного вида

В срок до 15 февраля эксперт Рубен Аязян из ООО «Институт проблем предпринимательства» должен ответить на единственный вопрос, поставленный арбитражным судом по иску прокуратуры к ОАО «РЖД» и «Управление автомобильных дорог и транспорта». Надзорное ведомство попросило суд выяснить, какова величина рыночной стоимости 18 объектов недвижимого имущества Товарного двора в Перми с учетом права аренды земельных участков, если цель оценки — приобретение данных объектов в государственную собственность?

Таким образом прокуратура хочет доказать незаконность приобретения имущества РЖД в региональную собственность по завышенной цене за счет бюджета Пермского края. Пермский край стал собственником Товарного двора в 2018 году. За участок площадью 14 га и несколько разрушенных зданий из бюджета региона РЖД заплатили 798 млн рублей. Эти деньги госкорпорация якобы должна направить на создание транспортно-пересадочного узла вместо старого вокзала «Пермь-II». Также Товарный двор входит в планы краевых властей по развитию города в рамках проекта «Пермь — 300 лет на Каме», инициированного экс-губернатором Максимом Решетниковым.

Интересно, что на фоне нескольких споров и уголовных дел, связанных со взаимодействием региональной власти и ОАО «РЖД», госпредприятие заявило о сокращении на 50% объема всех инвестиционных программ в Пермском крае. Причиной такого решения стала якобы сложная экономическая ситуация в стране из-за пандемии коронавируса. В число проектов, по которым сократили финансирование, попал новый ТПУ «Пермь II» и ТПУ «Мотовилиха». Строительство транспортно-пересадочного узла предварительно оценивали в 2,6 млрд рублей. В эту сумму были включены затраты на строительство автобусного вокзала и благоустройства территории. Стоимость реконструкции самой «Пермь II» железнодорожники должны были оценить отдельно. Реализовать проект собирались в 2023 году.

Одновременно с тем власти заявили о том, что Горнозаводская ветка может быть использована, ранее ее предполагали снести. В подписанном губернатором Пермского края Дмитрием Махониным и начальником Свердловской железной дороги Иваном Колесниковым соглашении. предусматривает проработку создания кругового движения наподобие кольцевой железной дороги в Москве. Предполагается, что круговое движение соединит правый и левый берега Камы. «Это дает нам понимание к дальнейшему размышлению относительно участка Пермь I — Пермь II, как по-другому отнестись к развитию данного направления», — сообщил Дмитрий Махонин во время пресс-подхода после подписания соглашения.

Все проекты — строительство зоопарка, снос Горнозаводской ветки, выкуп Товарного двора и имущества завода им. Шпагина у аффилированной АО «РЖД» компании, приходятся на период губернаторства Максима Решетникова. Все эти истории назывались в публичном пространстве проектами развития к 300-летию Перми — такими как создание единого культурного пространства, соединяющего территорию завода им. Шпагина и набережную, строительство ТПУ «Пермь II» и строительство зоопарка в Перми.

Подписывайтесь на Properm.ru в Telegram, Viber и Instagram, чтобы быстрее всех получать эксклюзивные новости и фотографии из жизни Перми и Пермского края.

"