Posted 11 марта 2021,, 10:30

Published 11 марта 2021,, 10:30

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Эксперты заявили, что Товарный двор в Перми купили дешевле рынка

Эксперты заявили, что Товарный двор в Перми купили дешевле рынка

11 марта 2021, 10:30
Фото: Properm.ru
Эксперты «Института проблем предпринимательства» оценили покупку 18 объектов Товарного двора в собственность Пермского края на 20 млн дороже, чем было заплачено из бюджета Пермского края.

Сегодня, 11 марта, арбитражный суд Пермского края вернулся к рассмотрению иска региональной прокуратуры к АО «РЖД» и КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» (УАДТ). Прокуратура оспаривает законность траты 798 млн рублей из бюджета региона на покупку 18 объектов недвижимости на ул. Локомотивной, 18.

В декабре суд назначил экспертизу, которая должн ответить на вопрос: «Какова величина рыночной стоимости 18 объектов недвижимого имущества по состоянию на по состоянию на 4 октября 2018 года, если цель оценки — их приобретение в государственную собственность? » Экспертизу проводил специалист «Института проблем предпринимательства» Рубен Аязан из Санкт-Петербурга, который оценил здания в 818 млн рублей. Как отметили представители РЖД в процессе, эта недвижимость продолжает дорожать, по кадастровой оценке часть спорного участка в 11,2 га на сегодня стоит более миллиарда.

Прокуратура с экспертной оценкой не согласилась, как заявил ее представитель в суде Антон Мальцев, эксперт использовал противоречивые данные и основывался только на коммерческом использовании объекта. Он ходатайствовал на допросе эксперта в суде. Мальцев напомнил, что земельный участок будет использоваться не только для строительства транспортно-пересадочного узла объединенного вокзала Пермь-II (ТПУ), 6,46 га из 13 га займет проходящая по территории улица Строителей после реконструкции, которую фактически невозможно использовать как коммерческий объект.

В своих возражениях стороны начали пояснять, что ТПУ, это сложный многофункциональный объект, который не состоит только из железнодорожного терминала, но и из различных элементов, где пассажир может отдохнуть. Судья Юлия Батракова попыталась выяснить у представителей УАДТ, для чего все же у РЖД был куплен участок. В результате противоречивых обсуждений выяснили, что строить планировали ТПУ, но на сегодня часть участка по намерениям властей, уйдет под спортивно-концертный комплекс.

Представители минимущества региона в ходе процесса поясняли, что прокуратура делает свои выводы на схеме зонирования территории, что неверно, поскольку назначение участка изменилось. Зона Ц-3 (зона деловой активности), по словам участников процесса, позволяет здесь строить как ТПУ, так и развлекательные объекты, а сам участок сейчас находится в ведении министерства строительства.

Ответчики и представители привлеченных в процесс третьих сторон косвенно заявляли, что вызов эксперта в заседание не нужен, поскольку он ответил на все вопросы, но оставили решение на усмотрение суда. Категорично против ходатайства прокуратуры выступили чиновники минтранса. Однако судья Батракова отложила заседание на неопределенный срок — для решения с Санкт-Петербургским арбитражным судом вопросов организации онлайн-слушаний. Ориентировочно эксперт Рубен Аязан сможет быть допрошен с 13 по 16 апреля.

Как пояснил журналисту Properm.ru представитель прокуратуры Антон Мальцев, пока неясно, будет ли прокуратура оспаривать результаты экспертизы. «Это станет известно после допроса эксперта. В любом случае, мы имеем право на повторную экспертизу», — сообщил он.

В 2020 году юристы РЖД представили суду два экспертных отчета, где содержалась оценка стоимости Товарного двора. По мнению экспертов, если бы край захотел получить участки через процедуру изъятия, то РЖД бы заявили рыночную стоимость объектов и требования об упущенной выгоде. По данным инвестиционной оценки, рыночная стоимость актива составляет 3,9 млрд рублей.

Тогда же представитель прокуратуры предоставил в суде несколько документов, ставящих под сомнение адекватность затрат бюджета на выкуп территории. Как заявили в ведомстве, в 2013 году РЖД пыталось продать свои права на Товарный двор на аукционе. Стоимость выкупа была заявлена в 378 млн рублей, однако на торги никто не заявился.

В 2014 году госкорпорация вновь пыталась избавиться от участка, но уже за 300 млн рублей. Договор о продаже территории был подписан с принадлежащим Пермскому краю АО «Развитие вокзалов — Пермь» (РВ-Пермь). В итоге сделка так и не состоялась. В 2018 году, вероятно перед продажей территории в собственность региона через КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края», Товарный двор оценили уже в 808 млн рублей.

Пермский край стал собственником Товарного двора в 2018 году. За участок площадью 14 га и несколько разрушенных зданий из бюджета региона РЖД заплатили 798 млн рублей. Эти деньги госкорпорация якобы должна направить на создание транспортно-пересадочного узла вместо старого вокзала «Пермь-II». Также Товарный двор входит в планы краевых властей по развитию города в рамках проекта «Пермь — 300 лет на Каме», инициированного экс-губернатором Максимом Решетниковым.

"