Posted 20 июля 2021,, 09:00

Published 20 июля 2021,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 14:32

Updated 2 марта 2023,, 14:32

Стрелецкая битва. Краткая история борьбы пермских бизнесменов против монополии на рынке пожарной охраны

20 июля 2021, 09:00
Ольга Седурина
Пермские предприниматели оспаривают проводимый аукцион на мониторинг и техническое обслуживание комплексов пожарной сигнализации «Стрелец-Мониторинг». Игроки пермского рынка говорят, что косвенно связанные с производителем охранных пультов и программного обеспечения для них компании из Санкт-Петербурга монополизировали рынок. Одновременно с тем МЧС России пытается оспорить наличие у компании-производителя «Аргус-Спектр» исключительных прав на программу мониторинга.

В Пермском крае со второго раза подвели итоги торгов на поиск подрядчиков для мониторинга и технического обслуживания комплексов пожарной сигнализации «Стрелец-Мониторинг». Впервые все пультовое обслуживание на объектах региональной социальной инфраструктуры объединили в один лот общей начальной стоимостью 224,8 млн рублей. Программно-аппаратные комплексы установлены в 23 пожарных частях Пермского края, радиоретрансляционное оборудование — в 74 местах региона. Контракты заключаются на срок с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2023 года.

Победителем открытого конкурса признано пермское ООО «Цифровые системы безопасности», предложившее максимальную стоимость контракта — 224,8 млн рублей. Второй участник — компания «ГЕТ-НЭТ» предложила меньшую цену — 168,6 млн рублей. В системе госзакупок размещен проект контракта, но указано, что он не заключен — до рассмотрения Пермским УФАС жалобы на действия конкурсной комиссии.

Не пожарный расчет

Аукцион был впервые объявлен 14 мая, его итоги планировали подвести 18 июня. Но несколько предпринимателей, работающих на рынке обслуживания пожарной сигнализации, оспорили положения тендера в Пермском УФАС. Жалобы написали юристы компаний «Пермтехбезопасность» и «ГЕТ-НЭТ». Антимонопольщики признали требования частично правомерными и потребовали у регионального минзакупок изменить ряд положений конкурсной документации. Как пояснили в «Пермтехбезопасности», например, был нарушен принцип проведения открытых конкурсов — для участия в нем требовалась лицензия ФСБ на право оказания услуг в сфере телекоммуникаций.

В результате условия открытого конкурса по предписанию Пермского УФАС изменили, убрав требование о наличии лицензии. Аукцион объявили вновь — со сроком окончания подачи заявок до 8 июля. Единственную поданную заявку — аннулировали. Но 6 июля конкурс вновь был приостановлен по новой жалобе в антимонопольный орган. Предприниматели в этот раз пожаловались на наличие требований об официальной аккредитации подрядчика у завода-изготовителя комплексов пожарной сигнализации «Стрелец-Мониторинг» — компании «Аргус-Спектр» из Санкт-Петербурга. Рассмотрение жалобы назначено на 12 июля.

Одновременно с тем предприниматели из Перми оспаривают положения аукциона в арбитражном суде. «ГЕТ-НЭТ» оспорили действия Минзакупок и «Управления государственной противопожарной службы Пермского края» (УГПС), объединивших все объекты на территории региона, что делает закупку неподъемной для малого бизнеса. Теперь «Пермтехбезопасность» судится с Пермским УФАС, по их мнению проигнорировавшим три из четырех положения, указанных в жалобах на тендер. Бизнесмены полагают, что ограничения, установленные для подрядчиков — наличие аккредитации завода-изготовителя и договора с ним являются нарушением закона о конкуренции.

Интересный момент, в 2021 году в детские сады и больницы, которые находятся под противопожарной охраной, не связанной с системой «Стрелец-Мониторинг», массово рассылались указания о необходимости заключения договоров только с аккредитованной организацией.

«В феврале 2021 года мы выиграли один аукцион из шести выставленных лотов на обслуживание объектов защиты в Кудымкарском округе. Это обслуживание школ, детских садов и других соцобъектов. Как только мы подписали контракты на тендерной площадке, на нас началось давление. Министерство закупок, видимо, направило письмо в Министерство образования Пермского края, что на территории Кудымкарского округа оборудование не работает, ненадлежащим образом обслуживается, хотя это не так, Учреждениям стали рассылаться требования подключения к системе «Стрелец-Мониторинг», — рассказывают в компании «Пермтехбезопасность».

Сейчас в Перми контакты на противопожарную охрану социальных объектов получает компания ООО «Цифровые системы безопасности». С 2019 года компания заключила пять госконтрактов с УГПС Пермского края на 137 млн рублей. Все контракты связаны с программно-аппаратным комплексом «Стрелец-Мониторинг». Игроки рынка заявляют, что ЦСБ — единственная компания, имеющая аккредитацию завода-изготовителя.

В феврале 2021 года компания заключила с ГКУ Пермского края «Управление государственной противопожарной службы Пермского края» госконтракт на мониторинг, техническое обслуживание программно-аппаратного комплекса «Стрелец-мониторинг» на 3462 объектах защиты на 47,2 млн рублей. На портале проверок Генпрокуратуры содержится информация, о проведенной в июне внеплановой прокурорской проверки, которая показала ряд нарушений при выполнении этого контракта.

Указывается, что было выявлено несоответствие программного обеспечения требованиям к данному программному продукту; условия к требованиям сети передачи данных в части защищенности канала передачи данных. Фактически система защиты не работала и не передавала данные о возможных ЧП. Как рассказали журналисту Properm.ru в компании «Пермтехбезопасность», инициировавшей проверку, представители УГПС подписывали акты приемки работ и оплачивали более 9 млн рублей в месяц без проверки системы. Сейчас материалы переданы в следственные органы, решается вопрос о возбуждении уголовного дела о возможном мошенничестве при исполнении контракта, заключенного с ООО «Цифровые системы безопасности».

Пермский гороскоп

Борьба частных компаний, занимающихся обслуживанием противопожарной сигнализации, с введенным требованием на использование единой системы «Стрелец-Мониторинг» началась в России в 2011 году. Сейчас в базе решений ФАС России размещено более 250 документов, связанных с рассмотрением жалоб предпринимателей на нарушение закона о конкуренции при распространении системы по всей России.

В 2014 году в Пермское УФАС России поступило около 30 жалоб от больниц, школ и детских садов о том, что они не могут заключить контракты на обслуживание противопожарной сигнализации только с двумя компаниями. УФАС в 2015 году приняло решение, установив, что ФГКУ «10 отряд ФПС по Пермскому краю» (работает в Перми) создавало препятствия в деятельности более чем ста учреждениям и тем самым нарушило ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». В подключении противопожарного оборудования отказывали в том случае, если монтаж был выполнен любой другой лицензированной организацией, а не одним из двух сервисных центров — вне зависимости от того, работает оборудование или нет.

На этапе подключения комплекса «Стрелец-Мониторинг» к пультовому оборудованию, находящемуся в подразделениях МЧС России, выяснилось, что работы проводят члены рабочих групп, в которые входят представители местных гарнизонов пожарной охраны и двух официальных сервисных центров завода-производителя: ООО «Служба мониторинга Пермь» (СМП) и ООО «Центр пожарного мониторинга». В качестве одного из менеджеров обеих компаний являлся Алексей Мошев. Первая уже ликвидирована, но в числе ее учредителей по данным «СПАРК-Интерфакс» числится ООО «Центр технического мониторинга» из Санкт-Петербурга — «дочка» завода-производителя систем, компании «Аргус-Спектр».

Как писал «Новый компаньон», 6 лет назад других игроков выдавливали с рынка по той же схеме. Когда объектовую станцию заказывали не в нужной фирме, рабочая группа, которая приходила инспектировать ее состояние, обнаруживала проблемы с выводом сигнала. Причём нередко до прихода специалистов всё работало. Условная школа обращалась к пожарным, после чего к ним приходил представитель СМП и говорил, что отдельно за подключение они возьмут 60 тыс. рублей. Или говорил, что оборудование бракованное, предлагая установить нормальное, от сертифицированной организации за 40—50 тыс. рублей. И во многих учреждениях сегодня стоит по две «коробки»: одна установлена «нужной» фирмой и подключена. Вторая, смонтированная у третьих лиц, — нет.

После решения Пермского УФАС требования к предпринимателям подключать пульты именно системы «Стрелец-Мониторинг» со стороны МЧС прекратились. Но в 2018 году экс-министр территориальной безопасности Андрей Ковтун, пришедший на работу в правительство из структур МЧС, учредил УГПС Пермского края. Это подразделение продолжило внедрение системы «Стрелец-Мониторинг», но уже на региональном уровне. В 2018 году процессу способствовало усиление противопожарных мер на фоне пожара в «Зимней вишне» в Кемерове.

До 2019 года генеральным директором «Центра пожарного мониторинга — 59» в Перми являлся Алексей Павлов, сейчас он председатель совета ассоциации «Центр технического мониторинга – 59». По словам участников рынка, именно он считается посредником между региональным УГПС, являющимся заказчиком услуги за счет бюджета и заводом-производителем, установившим монополию на рынке. Сейчас Павлов не имеет прямого отношения к поставщикам услуг противопожарного мониторинга, но входит в состав рабочей группы регионального минтербеза по внедрению системы «Стрелец-Мониторинг».

Журналист Properm.ru направил запрос Павлову о том, почему для обеспечения противопожарной безопасности учреждениям навязывается подключение именно к системе «Стрелец-Мониторинг». В ответ на вопрос, можно ли считать единую закупку с ограниченными для бизнеса условиями конкурентной, он прислал формальный ответ: «В 2019 — 2020 годах в Пермском крае реализован проект по совершенствованию системы дублирования сигнала о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны и мониторинга его прохождения. Реализация данного проекта позволила создать единый региональный имущественный комплекс для повышения уровня безопасности объектов защиты и сокращения затрат бюджета при обслуживании систем пожарной автоматики объектов защиты — социально значимых организаций. В результате реализации проекта создана единая региональная система пожарного мониторинга на базе ГКУ ПК «УГПС Пермского края» Министерства территориальной безопасности Пермского края. Закупка необходимых услуг в рамках эксплуатации указанной системы пожарного мониторинга находится в ведении ГКУ ПК «УГПС Пермского края» Министерства территориальной безопасности Пермского края и иных уполномоченных структур Правительства Пермского края».

Под знаком стрельца

Шествие «Стрельца» по всей России началось в 2009 году, когда глава МЧС Сергей Шойгу подписал приказ «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях». Потом ведомство приняло еще несколько документов, обязывающих подразделения МЧС в регионах обеспечивать противопожарный мониторинг системами «Стрелец-Мониторинг», они установили требования к системам мониторинга.

Согласно закону только системы, удовлетворяющие этим требованиям, можно устанавливать в пожарных частях страны и на социально значимых объектах. На 2014 год лишь два производителя выпускали такие системы: ЗАО «Аргус-Спектр» и ГК «Ростех». Эта ситуация не поменялась и сейчас. ПАК «Стрелец-Мониторинг», изготавливаемый для нужд и по заказу МЧС России, имеет код военного товара и никогда не продавался через дилеров — только напрямую заводом и при аккредитации покупателя у производителя.

Основанием для приоритета системам «Стрелец-мониторинг», взятой на вооружение, называется ее автономность, неуязвимость от внешнего воздействия — используется отдельная радиочастота. Система без участия персонала объекта, то есть исключая человеческий фактор, автоматически передает сигнал о пожаре или задымлении в службу «01».

Предприниматели, не получившие у завода аккредитацию и не имеющие возможности работать на рынке с 2011 года массово обращались в ФАС России. 19 сентября 2014 года Федеральная антимонопольная служба признала ЗАО «Аргус-Спектр» и 68 предприятий, имеющих аккредитацию завода нарушившими пункт 1 части 2 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Но еще 17 июня 2014 года решением Высшего арбитражного суда действия ФАС по иску «Аргус-Спектра» были признаны незаконными. В октябре ФАС России и МЧС провели совместную пресс-конференцию, где говорилось о том, что конфликт разрешен.

Следующий министр МЧС России Владимир Пучков в 2016 году подписал приказ № 35 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он признал утратившими силу приказы МЧС России по продвижению и внедрению в Российской Федерации ПАК «Стрелец-мониторинг».

В 2017 году МЧС России восстановил действие приказа о принятии на снабжение ПАК «Стрелец-Мониторинг». Сейчас ПАК «Стрелец-Мониторинг» является единственным специализированным противопожарным оборудованием, предназначенным для оснащения подразделений ФПС ГПС МЧС России, а использование «гражданского оборудования» для систем мониторинга в подразделения МЧС — ненормативным.

Одновременно с тем, в 2021 году МЧС России начало спор с АО «Аргус-Спектр» и ее дочкой ООО «Стрелец» об авторских правах на программное обеспечение системы «Стрелец-Мониторинг», заказанное заводу ведомством на бюджетные деньги. Ближайшее заседание суда назначено на 10 августа.

"