Posted 3 августа 2011,, 02:34

Published 3 августа 2011,, 02:34

Modified 2 марта 2023,, 17:27

Updated 2 марта 2023,, 17:27

Ирина Ковалева: «Успешность проекта определяю доходностью, а не числом пользователей»

3 августа 2011, 02:34
Алексей Лучников
Интервью с генеральным директором «АиФ-Прикамье» о прессе, интернете и сознательности рекламодателей.

Генеральный директор «АиФ-Прикамье» попыталась убедить корреспондента Properm.ru в том, что у печатной прессы есть будущее. Вместо этого получился разговор о настоящем и грядущем сосуществовании печатных и интернет-СМИ, о том, когда доходность сайтов и прессы сравняется, и как заставить крупных рекламодателей поверить в интернет.

- Ирина Альбертовна, по мере развития и распространения интернета, печатные СМИ переводят свою продукцию в формат сайтов. Но пользователи интернет-изданий это совсем другая аудитория – по возрасту, по интересам и по возможностям. Как вы решаете эту проблему совместимости?

- Мне кажется не стоит сразу ограничивать разговор темой об общественно-политической газете и ее онлайн версии. Надо говорить о медиа вообще, о медийных мультиплатформах, о том, как двигаться и куда развиваться издательскому бренду как системе разных площадок СМИ.

Я против разговоров о том, что бумага умирает, а ее аудитория уходит в интернет, и поэтому надо удерживать читателей любой ценой. Форматы работы СМИ как в печати, так и в интернете очень разнообразны, их гораздо больше тех, что мы видим сегодня. Печатная пресса помимо еженедельников может выходить тематическими выпусками, формы и вариации которых различны. Заметьте, мы не говорим об интернет-версии газеты, мы говорим об интернете как о форме работы в рамках той же брендовой идентификации, но с прежней стратегией и аудиторией, которая привыкла брать в руки газету, а не щелкать «мышкой».

Мне, кстати, не нравится, когда мы делим что-то. Например, аудиторию газеты и сайта.

- Что их объединяет?

- Объединяющий фактор – растущие потребности людей в разных каналах получения информации, и мы этим пользуемся. При этом сокращаются тиражи, и это общая тенденция печатных СМИ, но надо понимать, что это лишь следствие того, что информации становится слишком много, получать ее теперь можно отовсюду и обновляется она чаще.

- В интернет перетекает не только аудитория, но и рекламодатели, ресурсы, общественный интерес.

- Пока это не очень заметно, газеты остаются прибыльным бизнесом. Рентабельность и уровень дохода федеральных и региональных изданий во многом превышают аналогичные показатели интернет-сайтов.

Перетекания точно никогда не будет, потому что наши читатели не просто привыкли получать информацию из газеты, они привыкли держать ее в руках, ходить за ней в киоск или к почтовому ящику. Здесь есть что-то большее, чем просто привычка получать информацию. С другой стороны, в интернете потребность в информации более сфокусирована. Задача у пользователя более четкая, чем у читателя, и чаще всего она связана с получением новостей.

- Как вы объясняете рекламодателям, что падение тиражей не означает снижение эффективности размещения в печати?

- В рамках общего тренда сокращения тиражей «АиФ» по продаваемому тиражу вот уже шесть лет удерживает 7% рынка по пермскому краю. О стабильности тиража говорит и доля подписки – она у «Аргументов» неизменна и составляет около 28% от общего, отпечатанного тиража. При этом последние исследования Гэллап демонстрируют увеличение доли лояльной аудитории «АиФ».

Еще момент - для рекламодателя эффективность рекламы определяется двумя параметрами – качеством продукта и аудитории. «Аргументы» для себя эту задачу решили. Кстати, интернет, в том числе и наш сайт пока, на мой взгляд, этим похвастать не может.

Безусловно, темп роста аудитории интернет-пользователей огромный. Но темпы сужения читателей печатных СМИ не соответствует этому росту, число интернет пользователей растет само по себе. Мы никогда не будем меряться тиражами и цифрами на счетчиках, сейчас я как руководитель определяю успешность проекта его доходностью. Для меня задача №1 – удержать эту доходность газеты и увеличить ее. С другой стороны, я понимаю, что в недалеком будущем доходы интернет СМИ будут расти. Я не могу игнорировать и этот источник дохода, поэтому мы развиваем свой сайт.

- Когда доходность печатной версии пермских «АиФ» и сайта будет сопоставима?

- Пока не знаю. Но это точно не через пять лет произойдет. Сегодня, если мы говорим о расходах, интернет-сайты печатных СМИ дотационны. Поэтому разговоры о сроке окупаемости сайта преждевременны. Для начала он должен элементарно выжить.

- Сколько составляет расходная часть газеты и сайта?

- По газете я точно знаю, когда мы получим прибыль и на что пойдут основные затраты – на зарплату и на печать. На сайте от периода к периоду расходы нестабильны, мы их постоянно увеличиваем. В региональной системе «АиФ» порядка 20 сайтов, и политика каждого в части расходов очень разная.

- Почему затраты на сайт неравномерны?

- Когда мы говорим о системе региональных сайтов «АиФ», имеет значение так называемая региональная специфика, период запуска сайта в регионе, ситуация на внутренних рынках и прочее. «АиФ» в Перми, как стабильное предприятие, может вкладывать в развитие сайта, возможно, чуть больше, чем наши коллеги.

- Чем сайт пермских «АиФ» отличается от других?

- Мы входим в тройку лидеров региональных сайтов группы «АиФ». Первые места по доходности и по общей посещаемости занимают Питер и Псков. Остальные регионы – с большим отрывом от нас.

- Как так получилось?

- Возможно, просто хуже работают и меньше вкладывают. Причем, мы в Перми всего два года назад запустили свой сайт. Сайт «Комсомолки» в Перми нас опередил, и там сегодня получше ситуация и с кадровым составом и с доходностью.

- Какой у вас план по монетизации сайта?

- У меня есть точка безубыточности, она наступит в 2012 году.

- Что будете продавать?

- Этот вопрос напрямую связан с тем, что будет на сайте и каким он будет. Хотя, надо признаться, мы не сможем делать ставку на новости, как не сможем развлекать пользователей и удовлетворять их сервисами. Но мы можем занять свою нишу и выдавать свой специфичный продукт.

- В чем его специфичность?

- Об этом еще рано говорить. Она может быть в подаче информации. Например, это могут быть блоги.

- Которые журналисты ведут от своего лица и тем самым формируют авторскую картину новостей?

- Да.

- Надо украсть вашу идею.

- ???

- Можно это вырезать.

- Пока это действительно уникальная концепция, хоть она и рождает массу вопросов. Но это уже задача второго плана, главное – задать направление.

- Вы согласны с тем, что сегодня для пользователя не важен источник информации, поскольку в интернете главное новость, а не сайт, на котором ее прочитали?

- Причина этого в качестве интернет-новостей. С появлением интернета раздвинулись границы, и в этих объемах требования к продукту снизились. Но это временно. На самом деле, качество информации для читателя никогда не безразлично, неважно, где он увидел информацию, в газете или в интернете. Теоретически, в пищу можно употреблять все, что угодно, но, согласитесь, едим мы в проверенном месте.

- Могут ли интернет и печать развиваться параллельно?

- Это вопрос правильно выстроенной бизнес-модели и адекватного руководства. Если сегодня для нас задача №1 получать доход с газеты, мы будем ее выполнять. Если мы хотим в будущем не отставать и соответствовать всем техническим требованиям времени, мы не можем не заниматься сайтом. Это тоже задача №1, но не сегодняшнего дня, по определению сайт это вторичный продукт. Пока у нас сайт и газета развиваются по собственным законам.

- Как решаете кадровую проблему? Не каждый печатник сможет выдавать новости по критериями интернета.

- Во всех федеральных командах есть такое понятие - универсальные навыки журналиста. Там практически нет людей, которые занимались бы только газетой и не писали в интернет-версию. При этом, «Коммерсант», «Ведомости», «Комсомольская правда» работают в трех-четырех форматах, там каждый журналист пишет в газету и на сайт, и могут выступать на телевидении и радио. Такой формат работы неизбежно придет и в регионы.

- У каждого издательского дома будет свое радио и телевидение?

- Ответ на этот вопрос в ресурсоспособности СМИ, точнее, в его финансовой подушке. У интернет-изданий ее нет.

- Зато есть потенциал.

- Секрет успеха и, одновременно, проблема интернета в том, что он одновременно созревает и совершенствуется. Постоянное наращиванием технологических процессов не дает интернет-СМИ закрепить достигнутые позиции, а уже надо двигаться дальше.

- Переходить на iPhone и iPad.

- Да.

- В головах пермских рекламодателей есть понимание того, за кем будущее?

- Когда я говорю о том, что газеты будут оставаться прибыльными, я ориентируюсь на потребности рекламодателей. Потребность размещаться в интернете для крупного бизнеса надо еще сформировать, и мы сейчас этим занимаемся.

- Каким вы видите «АиФ» через 20 лет?

- Будущее, как и настоящее, зависит от людей. Ответом на вопрос «Каким будет «АиФ»?» станет ответ на вопрос «Кто будет руководить «АиФ» через 20 лет?».

Название газеты Тираж (за неделю) Посещаемость сайта (за неделю)
АиФ-Прикамье 39000 22692
Комсомольская правда в Перми 124000 16076
Звезда 55000 1975
"