Posted 19 июня 2012,, 02:39

Published 19 июня 2012,, 02:39

Modified 2 марта 2023,, 18:06

Updated 2 марта 2023,, 18:06

Ешь, молись... лепи! В погоне за «не жлобским» досугом

19 июня 2012, 02:39
Избалованные «Белыми ночами», пермяки все чаще расстаются с деньгами в пользу эмоций. Диапазон переживаний большой: от прыжка с парашютом до ручного труда.

Богачи мира все больше расстаются с деньгами в пользу нематериальных ценностей. На самом деле это происходит как в сегменте лакшери, так и среди тех, кто не успел распробовать блага цивилизации.

Популярность различных мастерских («Город мастеров», «Мастер – это класс!») в Перми объясняется тем, что люди уже устали от культа поглощения и все больше испытывают потребность оставить след в истории. Пусть даже размером с цветочный горшочек или с изящную глиняную пепельницу.

Бизнес на этой возрастающей потребности становится реальностью. Пермские «мастера» пошли дальше попытки всучить куклу-оберег, пусть и сделанную на глазах у потребителя, и начали давать возможность своим клиентам сделать ее самому. Для того, чтобы подарить (ну хорошо, продать) такую возможность, не нужно быть профессионалом. Доказано пермскими предпринимателями Виктором и Марией Маракулиными: стоит только захотеть, и запастись терпением.

Мария Маракулина, директор Гончарной студии: Когда мы только заинтересовались гончарным делом, стали учиться у Саймона Лича, испанского гончара в четвертом поколении. Поскольку поездка в Испанию ради посещения мастер-класса для нас была роскошью, мы ограничились просмотром роликов на YouTube. Эти уроки дали нам первое представление о работе с глиной и послужили «затравкой», после этого мы уже сделали круг и поставили его дома, постепенно набили руку.

Начинающие гончары быстро смекнули, что в домашних условиях ремеслом заниматься невозможно. «Пока я писала бизнес-план для получения субсидии нашему уже малому бизнесу, мы нашли первое помещение для студии», – вспоминает Мария.

Принципиальное отличие гончарной студии Маракулиных – нарочитое отсутствие профессионализма и упрямая концепция – не производственная и не популяризаторская, а сугубо позитивная и ощущенческая, даже медитативная. Можно сказать, это организация «не жлобского» досуга, идеология возвращения к корням (к собственным рукам в данном случае). Да и чем не фитнес: попробуйте неподготовленными руками промять глину!

Самое дорогое в этом бизнесе и хобби – печь (профессиональное оборудование обойдется минимум в 27 тыс. рублей), круг ребята сделали сами – затраты составили 15 тыс. рублей (в продаже - от 35 тыс.). С печью и арендой помещения помогли пермские чиновники, осуществлявшие программу поддержки малого предпринимательства: гончары написали бизнес-план и получили субсидию. Это послужило толчком к решительным действиям по раскрутке.

Мария Маракулина:

Студия вмещает до десяти человек, клиенты приходят порой отметить праздник (день рождения). Им интересно не только поесть (этот чудовищный наш культ еды!), но и сделать что-то своими руками. Понаблюдать друг за другом.

По словам Маракулиной, конкурентов у них нет. «Есть кружок лепки во дворце творчества юных и «Чердачок» на Речном. Но это сугубо детское творчество, а в случае с Чердачком и вовсе откровенная пропаганда совриска. Мы же, наоборот, пытаемся продвинуть исконные ценности», – говорит Мария.

Индивидуальное занятие на гончарном круге стоит 600 рублей (два часа работы), групповое занятие – 400 рублей с человека, на большие группы оформляются скидки. Кроме того, ребята выдают подарочные сертификаты.

Мария Маракулина:

Теоретически на этом хобби можно заработать и превратить его в полноценный бизнес, но любой бизнес строится по принципу: максимальная отдача при минимальных вложениях. В больших городах типа Москвы и Санкт-Петербурга подобные студии процветают – с большими пространствами, обилием рекламы и самых разных процессов и умельцев в штате. Если будем продолжать расти в заданном темпе – можно развиваться в других городах по франшизе: бизнес-план написан, никому больше не надо задумываться, что и где купить.

Все вышеизложенное может продуцировать две иллюзии: «гончаром может стать каждый», и «сделать бизнес на гончарном деле — раз плюнуть».

Мария Маракулина:Мы не мастера, а сами продолжаем учиться – поэтому у нас все-таки не мастерская, а студия. И я бы не стала преувеличивать богатые традиции этого ремесла, по крайней мере, в Перми. Местный парадокс: несмотря на обилие красной глины, гончарному делу на Пермской земле не так много лет, это не древнее, а современное ремесло. Все-таки посуду здесь делали больше деревянную и металлическую.

Вслед за уходящей модой на всесторонний консалтинг приходит мода на торговлю эксклюзивными переживаниями. Такой бизнес становится трендом и в Перми.

Прецеденты: организация полетов на параплане, агентство необычных подарков, зорбинг, гончарная студия… На Западе, конечно, давно уже продвинулись дальше и продают услуги наподобие «сделай сам» на рыбном рынке, когда группе клиентов предлагается расстаться с деньгами за то, что им позволено приготовить блюда самостоятельно. И это более чем комильфо.

Наиболее точно растущий интерес поклонников развлечений в стиле «сделай сам» в Перми сформулировал Виктор Маракулин, руководитель Гончарной студии.

Виктор Маракулин:Гончарное дело очень хорошо влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. Когда работаешь на круге, возникает ощущение, что никаких проблем нет.

И действительно: мысли в процессе лепки сконцентрированы исключительно в области «план-шайбы»: страх испортить нарождающееся изделие при таких скоростях вращения сменяется полным восторгом от понимания, на что способны твои руки. В итоге испытываешь невесомость и даже гордость творца. Итак, ешь, молись... лепи!

"