Posted 29 июня 2012,, 04:50

Published 29 июня 2012,, 04:50

Modified 2 марта 2023,, 18:03

Updated 2 марта 2023,, 18:03

Защита прав ТСЖ или передел рынка? В битве за подвал проиграл бизнес

29 июня 2012, 04:50
Подвалы в Перми пользуются большой популярностью среди владельцев магазинов в первую очередь из-за низкой арендной ставки. Как показал пример проката «Адреналин», погоня за дешевизной приводит к неприятным последствиям.

9 июня члены ТСЖ «Комсомольский проспект-71» спилили замки и срезали сигнализацию магазина-проката «Адреналин», располагавшегося в подвале здания. Так закончились многолетние прения между ТСЖ и собственником подвала — суд занял сторону жильцов, арендаторам пришлось срочно искать новый офис.

По словам директора компании «Адреналин» Игоря Лобанова, выселение было внезапным: «Только открылся прокат, как в магазин ввалились представители ТСЖ с охранной конторой. Сразу же вызвали большой «КамАЗ», чтобы все грузить. Первым делом, отталкивая моих работников, они начали менять замки».

Игорь Лобанов:С 2006 года наш арендодатель (Александр Васев — Properm.ru) вел суд за это помещение (три суда ТСЖ проиграли, один умудрились выиграть). 30 января 2012 года помещение было признано за ними, на том основании, что там проходят трубы. Найти подвал, где бы не проходила хотя бы одна труба, нереально — по этому принципу все цокольные этажи в домах так же приравниваются к подвалам. Получается, огромное количество людей, имеющих цоколь или подвал под магазин, могут лишиться прав на помещение.

«Адреналин» взял в аренду помещение Александра Васева в 2008 году, в самый разгар прений с ТСЖ «Комсомольский проспект-71». Спор возник на почве повреждений дома, которые повлекла за собой затеянная собственником подвала реконструкция. Жильцы не могли получить доступ к инженерным сетям, находившимся в подвале, поэтому конечной целью первого иска было обеспечения свободного доступа к коммуникациям.

Как рассказал Properm.ru юрист ТСЖ «Комсомольский проспект-71», член правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Виталий Степанов, Васев — четвертый собственник этого подвала. «Все началось в 1995 году, с приватизации гастронома №6, подвал использовался как складское помещение магазина, — рассказал Степанов. — Собственники квартир не знали, что вместе с гастрономом подвал был приватизирован и продан».

Виталий Степанов:Суть вопроса это не меняет. Борьба за инженерные коммуникации дольщиками началась после реконструкции помещения Васевым. Возня вокруг этого подвала шла восемь лет, суды — пять лет. В 2012 году Пермский краевой суд поставил точку, определив права собственности за жильцами.

По словам Лобанова, решение суда о выселении арендаторов было вынесено, однако исполнительного листа не было, поэтому ТСЖ действовали незаконно.

Игорь Лобанов:Кроме «Адреналина» замки в подвале дома были спилены еще в одном помещении нашего арендодателя и в двух помещениях другого собственника. С ТСЖ мы договорились на том, что за две недели найдем другое помещение и 24 июня переехали в административное здание бассейна «Кама». На «тихом» компросе в рамках городской программы развития велопрокатов мы поставим контейнер, где будут велосипеды, ролики и туристическое снаряжение.

Виталий Степанов выразил недоумение по поводу претензий со стороны руководства «Адреналина». «Они рассказывают сказки — им были переданы и кассационное определение краевого суда, и исполнительные листы в феврале 2012 года, — заявил юрист. — Но они сидели в подвале до упора, пока не пришли приставы-исполнители. Правление ТСЖ предоставило возможность «Адреналину» выехать в спокойном режиме и даже подписало с ними договор аренды на две недели, пока они искали помещение, хотя предупредили их три месяца назад. Мы даже объявление повесили, куда они уехали».

При этом Степанов признает, что ни Васев, ни, тем более, руководство «Адреналина» не виноваты, поскольку и те и другие стали заложниками приватизации, которую проводила администрация Перми. «Чиновники делают карьеру или деньги, а крайними становятся предприниматели и жильцы. Их сталкивают лбами. В этом году снова приватизируется ряд объектов» — напомнил Степанов.

Как пояснил юрист ТСЖ, не все подвалы одинаково полезны. Помещение, которое сдавалось в аренду на Компросе, 71, — техническое, предназначено сугубо для обслуживания дома. Но есть объекты, где коммуникации выносятся в отдельный коридор, и доступу к ним жильцов ничто не препятствует.

Виталий Степанов:Если предприниматель приобрел подвал, в котором располагаются инженерные коммуникации, есть шанс его потерять. Хотя судебная практика в этом случае непредсказуема. Комсомольский проспект, 49 в 2010 году, Большевистская, 98 и Луначарского, 131 в 2011-м — вот прецеденты судебных решений, когда подвалы отсуживают в долевую собственность ТСЖ. Но часто отказывают и жителям домов. Я, будучи кандидатом юридических наук, не понимаю, чем руководствуется суд в той или иной ситуации, поскольку технически объекты друг от друга не отличаются.

Несмотря на отсутствие капремонта, периодическое прорывание труб и прочие «прелести» старых домов, предприниматели все равно покупают подвалы и даже… лестничные клетки на Тихом Компросе. Так, по словам Степанова, ушла с молотка лестничная клетка в подъезде дома на Комсомольском проспекте, 82.

Виталий Степанов:Зато в доме на Комсомольском проспекте, 77 жильцам удалось вернуть лестничную клетку, которая готовилась к продаже и несколько лет успешно сдавалась в аренду. Продают и тепловые узлы. На Комсомольском проспекте, 55 пытались продать бойлерные, но их удалось отсудить в Арбитражном суде. Некоторые все равно умудряются все это покупать, как, например, Васев.

Арендаторы, соблазняемые удачным расположением подвалов и низкой стоимостью, не утруждают себя погружением в историю дома и прочие тонкости. И жильцов в их упорном отстаивании собственных коммуникаций можно понять.

Председатель правления ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт», председатель комиссии по жилищно-коммунальной политике «Союза защиты пермяков» Александр Зотин: Насколько я понимаю, жалобы данного учреждения («Адреналина» — Properm.ru) связаны с недобросовестностью бывшего собственника. Сейчас жаловаться бесполезно — предпринимательские риски для третьих лиц были очевидны. Прокат, по всей видимости, стал жертвой дешевой аренды, но они должны были понимать, что пользование краденым будет иметь последствия. Я бы сам туда никогда не въехал.

"