Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Инновации как главный фетиш бизнеса: Опыт и бюджет VS уникальность

4 июля 2012, 08:32
сделано в перми

Инновации как главный фетиш бизнеса: Опыт и бюджет VS уникальность
Фото: sk.ru
Традиционные сервисы или сверхсовременные разработки? Properm.ru выяснил, чем оборачивается стартап в интернете для пермских предпринимателей.

Кто выигрывает конкурсы, получает гранты на развитие своего малого бизнеса и становится резидентом Сколково? «Русские инновации» ограничиваются задачами обслуживания госкорпораций и компаний, близких к властным структурам. Именно поэтому многие стартаперы выносят мнение, что инновационное мышление губит бизнес.

После отрезвления от нанотехнологического и прочего инновационного угара интереснее обратиться к принципиально другим и более земным стартаперам. К тем разработчикам, которые, с одной стороны, преследуют более узкие цели, а с другой — обслуживают аудиторию глобальной сети. Именно поэтому в этом материале не будет ничего о резидентах Сколково.

«Инновации — главный фетиш бизнеса. И, наверное, поэтому страсть к инновациям — одна из самых распространенных и опасных болезней начинающих предпринимателей», — говорит обозреватель slon.ru Федор Овчинников в материале с красноречивым названием «Стартапы-киллеры».

«Какие инновации? Организуйте нормальный, но самый традиционный сервис для клиентов и дайте адекватные цены, — и завоюете город. За ним другой, третий, а потом и всю страну. Возможно, вентиляционный бизнес — звучит не очень круто. Наверное, поэтому выпускники бизнес-школ и молодые столичные предприниматели занимаются интернет-стартапами. Их презентации смотрятся здорово: пресса с куда большей охотой напишет про революционный веб-сервис, чем про монтаж вентиляции. — отмечает колумнист. — Но вот вопрос — какой процент из этих модных стартапов реально принесет создателям деньги?»

Насколько убийственным оказывается тот же стартап в интернете для пермских предпринимателей? Речь идет не только об информационных сайтах как продуктах, но и об онлайн-сервисах и приложениях.

Попытки выделиться качественным информационным веб-продуктом в Перми не всегда завершались удачно: безвременно сгинула интернет-газета «Соль», державшаяся, как революционный колосс, на глиняных инвесторовых ногах. На этом фоне перечислять другие гораздо более блеклые попытки взбаламутить пермское болото электронных СМИ бессмысленно.

В 2011 году конференцию, посвященную стартапам, провела в Перми компания StartupPoint — крупнейшее сообщество в Рунете для профессионального поиска венчурных инвестиций и объектов для инвестирования. Компания работает с 2008 года — оценивает инвестиционную привлекательность стартапов и агрегирует в своей базе качественный поток проектов.

Среди лучших стартапов в коммьюнити выделяются облачные сервисы и мобильные приложения, различные системы автоматизации (типа электронного меню для ресторана), CRM-системы. Среди инвесторов, ведущих поиск на этом сайте, замечены такие гиганты, как Intel, Digital Sky Technologies, Yandex и другие.

Один из самых активных на площадке инвесторов и стартаперов в одном лице, москвич Константин Гаранин занимается краудсорсингом и одновременно «менторствует» — оценивает те или иные проекты как эксперт. Краудсорсинг — в общем, тоже довольно инновационная тема в России, в отличие от своего «собрата» аутсорсинга, это направление создано в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену делиться своими идеями с компанией.

Константин Гаранин:

Хочу обратить внимание на ошибку, которую раз за разом совершают разные стартапы. Многие до сих пор думают, что в основе успешного интернет-стартапа должна лежать какая-то чудесная технология. И если бы это был год 96–98-й, то с этим можно было бы согласиться. Но сейчас 2012-й. Интернет наполнен технологическими изысками, рост которых происходит гораздо быстрее, чем растет население планеты, способное этим пользоваться.

«К тому же, со временем у человека не становится больше базовых потребностей, а это означает, что конкуренция происходит не только внутри сегментов, но и между сегментами — мобильные телефоны конкурируют не только друг с другом, но и с планшетниками, ноутбуками, телевизором, так как решают одну и ту же задачу человека — облегчение и ускорение общения», — подчеркивает эксперт.

«И это говорит о том, что когда вы создаете свой проект, то совершенно бессмысленно концентрироваться на технологическом решении — или еще сотня-другая людей такое решение уже делают, или у этого технологического решения есть десяток-другой продуктов-заменителей. — продолжает Гаранин. — Я часто читаю лекции по product development о том, как создавать продукты, и каждый раз убеждаю публику, что сегодня как никогда важно обращать внимание на две вещи: коммуникативные качества вашего детища, насколько оно хорошо может жить в информационной среде, и насколько оно соответствует потребностям информационного общества. Другими словами — коммуникативный маркетинг вам в помощь».

У кого с коммуникативным маркетингом все хорошо, так это у проектов, выросших из сообществ в социальных сетях. Так, пермские паблики на глазах превращаются в коммерческие предприятия и СМИ: набрав аудиторию, группа «Вконтакте» «Пермь активная» запустила автономный новостной сайт для местных жителей. На коммерческие рельсы решила встать и группа «Мой город — Пермь». К слову, оба сообщества не только собирают новости с более крупных информационных порталов, но и пишут свои, подчас подбрасывая эксклюзивные поводы для «старших братьев». Что касается доходов, то, как правило, одно рекламное место стоит не меньше 4 тыс. рублей. На движке для сайта при этом инноваторы предпочитают сэкономить, используя либо бесплатные, либо недорогие варианты.

Попытку сделать модный пермский сайт предпринимает и infant terrible пермских соцсетей Гера Микрюков. По крайней мере, в июне в своем блоге автор проекта «Радио Бога» опубликовал объявление о поиске городского редактора, который мог бы писать о том, где подают лучший капкейк.

Но сайты как рекламные и идеологические площадки — не единственное, что манит стартаперов в интернете. В первую очередь, это технологические продукты — сервисы и приложения. Так, уроженец Перми Филипп Филоненко в 2008 году организовал бизнес на разработке приложений для iOS (платформ Apple).

Со временем маленькая софтверная компания Nulana, специализирующаяся на создании комплексных решений «сервер-клиент», переключилась также на Android и Windows. Сегодня компания работает на мировом рынке. А ее глава с высоты своего опыта советует разработчикам ПО, решившимся на стартап, хорошенько подумать о нише и инвестициях.

Филипп Филоненко:

Сегодня существует две категории продуктов, которые способны приносить много денег. Это массовые продукты, вроде игр и приложений, которые может установить любой пользователь. И нишевые продукты, которые выполняют несколько узкоспециализированных задач, но делают это лучше остальных.

«В первом случае, для того, чтобы быть успешным, необходим опыт и серьезный бюджет на продвижение, конкуренция очень высока. Во втором маленькая компания может попытаться занять место под солнцем, если у нее получится сделать действительно уникальный продукт или решить задачу так, как никто до этого ее не решал», — отмечает разработчик.

Филоненко выделяет два принципиально разных подхода, которые могут сильно повлиять на перспективу развития и в целом стратегию будущей компании. «Одна часть инвесторов готова предоставить только деньги и не имеет возможности вникать в процесс роста IT компании. Другая часть, кроме предоставления денег, может помочь в развитии самой компании, подсказать, каким образом нужно выстраивать процесс продаж, обладает необходимыми связями, без которых продать компанию в дальнейшем или выйти на IPO будет труднее, — подчеркивает эксперт. — Ценность таких инвесторов выше. Деньги сами по себе, при отсутствии опыта, могут не привести к желаемому результату».

Есть в Перми и последователи успешных западных схем. Пермяк Андрей Косинов в июне 2012 года запустил геолокационный сервис SaveMeDolla (калька американской соцсети Foursquare). Для пользователей, которые будут «чекиниться» в местных заведениях, сервис обернется скидками и бонусами, для бизнеса — очередным маркетинговым ходом. За основу начисления бонусных баллов на сервисе взята американская модель квестов. Кстати, сервис доступен не только пермякам, но и жителям других регионов.

Зарплаты в тысячах долларов обещает программистам и маркетологам пермская компания «Ингрос» — разработчик онлайн-редактора фотографий SmartBrain. Идея заработать на «онлайн-фотошопе» не нова, но компания приняла вызов одной из первых на российском рынке. Используя уникальные эффекты обработки и вполне конкурентные цены, в январе 2012 года сервис достигал уровня 10 тыс. обработок в сутки.

Наверное, поэтому компания вербует программистов и маркетологов с прицелом на работу в Европе и США и обещает зарплату в тысячах долларов.

Как видно, у пермских стартаперов разные аппетиты, масштабы и, уж тем более, направления. Секрета успеха в применении к интернету как такового нет, но есть технологии, без которых успех уже точно невозможен: это грамотный подход к инвестициям и формирование сообщества вокруг предлагаемого продукта. Что, в общем, подтверждает слова московских экспертов: маркетинг, маркетинг и еще раз маркетинг.