Posted 12 сентября 2013,, 05:47

Published 12 сентября 2013,, 05:47

Modified 2 марта 2023,, 17:44

Updated 2 марта 2023,, 17:44

По ту сторону браузера: как работает поисковик авиабилетов

12 сентября 2013, 05:47
Ежедневно 70 человек в Таиланде выходят на работу, чтобы вы смогли через интернет найти самый дешевый билет на самолет. Кто все эти люди и как они это делают?

Современная IT-компания в сознании большинства людей — это лишь сайт в интернете. Но мало кто знает, что там — по ту сторону браузера — происходит. Мы решили вам об этом рассказать. Начинаем серию репортажей о внутреннем устройстве интернет-компаний. В первой серии покажем, из чего сделан поисковик авиабилетов.

Путешествие за 20 секунд

Итак, мы пришли на поисковик авиабилетов. Aviasales.ru например. Вводим данные по месту назначения и дате вылета и через 20 секунд получаем ответ. Что происходит за эти секунды?

Тем временем, запрос пользователя формализуется и рассылается по базе агентств и авиакомпаний. Первые ответы на него поступают уже через 3–4 секунды. Затем ответы ранжируются по стоимости и длительности перелета и выводятся на экран браузера. В среднем это занимает 20 секунд. Все эти операции производятся не реальными людьми, а машинами.

Но так было не всегда. Когда-то для того чтобы процесс полностью автоматизировать и перевести человеческий язык в программный код и обратно, людям пришлось основательно потрудиться.

Трудились разработчики, трудились дизайнеры, трудились менеджеры и тестировщики… В результате получился туристический поисковик. Мы наведались в гости к Aviasales.ru, чтобы узнать, как там все устроено.

Работа в раю

Пхукет, побережье Индийского океана, тихонько шуршит морская волна, солнце ярко светит. Небольшая трехэтажная вилла на берегу… Да, вы не ошиблись — нам сюда. В этом райском уголке и расположилось рабочее место людей, которые делают наши самостоятельные путешествия проще.

Инициатором переезда российского сервиса по поиску билетов в Таиланд был основатель Aviasales Константин Калинов. Очень уж по душе пришелся климат, природа, а главное — отношение к жизни.

У тайцев есть такое понятие «сабай». Состояние, когда ты не напрягаешься, ни о чем не паришься, а просто находишься в гармонии с собой и миром. Это мы бежим за карьерным ростом, все время решаем кучу бытовых проблем, раздумываем над тем, как расплатиться с ипотекой… А тайцы просто ловят сабай. Им хорошо. Безотносительно. Просто хорошо. «Русские, приезжая сюда, тоже становятся немного тайцами: перестают дергаться и нервничать. Начинают творить, да и просто работают продуктивнее», — говорит глава маркетинга Aviasales.ru Павел Распутин, который сам год назад переехал на Пхукет.

Рабочий день в офисе на Пхукете начинается в 12 часов дня. Но не потому что там все лентяи, а из-за разницы во времени. В Москве в это время как раз 9 утра.

«Мы работаем с 12 до 9 вечера. Но такой график отлично подходит к тайскому образу жизни. С утра есть много времени, чтобы выспаться, искупаться в море и поваляться на пляже или просто прогуляться по городу», — делятся сотрудники.

Сейчас в компании работают чуть больше 70 человек, в Таиланде работает большая часть из них — полсотни сотрудников. Еще 15 человек трудится над мобильными приложениями сервиса в Северной столице — Санкт-Петербурге. Трое человек работают в Москве, один в Самаре и еще один в Екатеринбурге. На Урале базируется системный администратор. Впрочем, сложно даже сказать, где он проводит больше времени — в Екатеринбурге или в Таиланде. Управляет всей компанией человек, который и вовсе живет в Австралии.

Кто все эти люди?

Если заглянуть на страничку с информацией о компании, можно найти не только маркетологов и менеджеров, но и принцессу, министра идей республики солнца и даже человека со смешным уральским акцентом. Это если неформально. А формально большинство сотрудников компании — это разработчики. Проще, наверное, даже сказать, кто в Aviasales не является разработчиком.

«Сервис-то уже разработан и работает, — скажете вы. — Что еще разрабатывать?» Верно. Но во-первых, не бывает так, чтобы ничего не ломалось. А во-вторых, ненасытную интернет-публику нужно все время радовать чем-то новеньким. Самый последний пример — автоматическое определение не только самого дешевого, но и самого быстрого перелета (с минимумом пересадок). Еще одна недавняя фича — карта цен. Не обязательно знать, когда и куда лететь, можно просто задать в фильтре несколько условий (например: наличие шенгенской визы, 2 недели, бюджет 50 тысяч рублей) — и система сама подберет возможные варианты перелета до разных стран. Нам по секрету рассказали, что скоро выйдет новая фича, которая поможет понять, насколько выгодна текущая цена на указанную дату. Например, мы указали в запросе дату 15 сентября, а 17 сентября билет будет стоить дешевле — программа даст подсказку, как сэкономить. На разработку таких новшеств у разработчиков уходит одна-две недели.

Хотя, есть и более глобальные проекты. К примеру, весной Aviasales запустили собственный поисковик отелей Hotellook. Устроен он по такому же принципу: ищет и сравнивает цены на гостиницы в разных уголках планеты.

Санитары леса

Ключевое ядро сервиса как такового — это наличие правильного набора поставщиков информации. В копилке Aviasales информация о рейсах и спецпредложениях 728 авиакомпаний, 40 авиакасс и 5 систем бронирования авиабилетов. Чтобы собрать такой багаж, работают всего четыре человека. Называются они бизнес-девелоперами и в компании почитаются как ключевые люди.

Их главная задача — отделить зерна от плевел и среди огромного количества агентств-клонов найти те, которые действительно дают хорошие цены на авиабилеты.

Как только договоренность о сотрудничестве с агентством или авиакомпанией достигнута, в дело вступает технический специалист, который отвечает за автоматическую передачу данных, безошибочный и быстрый отклик на запросы пользователей — простых путешественников. А таких в день бывает по 400 тысяч.

Понятно, что во время работы что-то может ломаться. Например, если агентство изменило что-то на своем сайте, то должен измениться и наш алгоритм сбора информации. Если агентство забыло вовремя уведомить об этом поисковик, то его предложения перестают появляться в выдаче. Чтобы вовремя это заметить, в офисе есть огромный монитор, который круглые сутки транслирует график отклика всех агентств, авиакомпаний и авиакасс.

«Мы на рынке отелей и авиабилетов этакие санитары леса: смотрим за тем, чтобы все агентства работали исправно и стабильно, показывали правильные цены, не включали никаких скрытых комиссий», — говорит Павел Распутин.

Откуда деньги, Зин?

И тут, внимание, вопрос: на чем зарабатывает сервис, если он фактически ничего не производит и не продает, а только помогает найти наиболее удобные варианты перелетов? «Действительно, мы не влияем на ценовую политику авиакомпаний или агентств. Мы не предоставляем скидки на авиабилеты и не продаем их, а просто ищем варианты перелета и показываем их пользователю», — подтверждают в Aviasales.

Деньги зарабатываются не на пользователях, а на агентствах по продаже билетов. Для многих агентств именно такие поисковики являются единственным возможным каналом продаж. Представьте: вы сделали онлайн-агентство, запустили сайт с очень логичным и понятным процессом покупки билетов. Но чтобы сайт стал приносить деньги, его нужно раскрутить. Но вы не интернет-маркетолог, не продажник, ничего не понимаете в том, как запустить рекламу и при этом не потратить весь бюджет.

Вот тут-то вы и приходите в Aviasales, чтобы ваши предложения включали в результаты поисковой выдачи. Чем лучше (читай — ниже) цены у агентства, тем чаще оно попадает в топ поисковой выдачи, тем больше трафика и реальных продаж вы получаете.

Бывает такое, что на поисковиках авиабилетов цены ниже, чем на сайте самой авиакомпании. Подвоха тут нет. Это значит, что нашлось какое-то агентство, которое продает эти билеты дешевле. Такое очень часто бывает, что авиакомпании отдают агентствам билеты по тарифам более дешевым, чем продают через свой сайт и кассы.

"